Чтобы разобраться со сложившейся ситуацией на авторынке и проверить многочисленные сообщения о резком повышении цен и снижении запасов автомобилей в наших автоцентрах, журналист E1.RU проехал по салонам и под видом покупателя попытался приобрести автомобиль.
Всех дилеров объехать не получилось, но общая картина стала ясна: машины в салонах попросту заканчиваются, заказать новые нельзя или можно, но по высоким ценам, автокредиты уже дорожают или вырастут сразу после Нового года. Как оказалось, практически у всех салонов были отличные продажи, так как жители Узбекистана и Казахстана скупили чуть ли не треть всех автомобилей.
Автосалон Nissan на ЖБИ
Отсюда начался вояж, и именно здесь менеджер сказал, что автосалон официально закрывается. Автомобили, по его словам, уже выросли в цене на 20-30%.
– Осталось всего 150 машин. Мы сейчас все распродаём, так как закрываемся. Nissan прекратил поставки из-за санкций, – сказал молодой человек.
(Уже после выхода репортажа с E1.RU связалось руководство салона и опровергло информацию о закрытии. Сейчас в автосалоне выясняют, для чего менеджер рассказал об этом. Заказы на автомобили тоже принимают).
Автосалон Mazda на ЖБИ
Дальше был поход в соседний автосалон Mazda. Там тоже осталось немного автомобилей. Но в отделе продаж заверили: поставки всё равно будут, так как для Японии российский рынок приоритетный. Машины выросли в цене примерно на 20-30%. Что будет дальше – сказать не могут.
Автосалон Volkswagen на ЖБИ
В отделе продаж говорят, что машин осталось мало, очень много раскупили в последнее время. Из недорогого сегмента в наличии – только один Golf и Jetta. Первый подорожал на 57 000 рублей, вторая на 75 000 рублей, при этом автокредиты выросли на 6,5% и ожидается, что ещё подорожают. Прогнозы дают неутешительные. Уверены, что покупать машины надо сейчас, дальше будет ещё дороже.
Автосалон Toyota на Сибирском тракте
В автосалоне остались в основном только дорогие автомобили. Недорогие доставляются только уже в заказе, из свободных – Corolla за 1 миллион рублей, что дороже процентов на 20, чем было раньше.
– Мы не ожидаем снижения цен и не принимаем больше заказов. Что будет дальше, сказать затрудняемся, – уже знакомо говорят менеджеры по продажам салона.
Автосалон Mitsubishi на Сибирском тракте
Перед входом стоят только внедорожники, а на улице – россыпь пикапов, на которых наклейки с уже не действующими скидками. Здесь менеджер оказался более разговорчивым. По его словам, машин почти не осталось, только дорогие модели. А если брать под заказ, то изменится цена. Она, кстати, уже поднялась на 15-20%.
– К нам тоже приезжали покупатели из Казахстана и скупили всё. Остались только дорогие модели, казахи и их скупят, я уверен, – шутит (или не шутит) менеджер.
Молодой человек подтверждает, что люди действительно утром вносили задаток, а цена машин менялась. Советует не покупать машины до весны, хотя настроен в целом позитивно.
Автосалон Hyundai на Сибирском тракте
Здесь вообще ситуация комическая. На то, что автомобили будут в наличии, рассчитывать уже не приходилось, памятуя о предыдущих салонах. Но выяснилось, что цены на некоторые модели изменились по-разному. Тот же i30 вырос в цене на 10%, а Solaris – на 30%. Получилось, что модель получше стоит сейчас дешевле. В любом случае, машин почти не осталось: парочка есть в наличии, но не более.
– Будем до Нового года курить, а дальше – не знаем. Руководство молчит, на то оно и руководство, – ответили в отделе продаж на вопрос "Что будете дальше делать?".
Менеджеры также подтвердили, что на один из автосалонов сети подали иск в суд за завышение цены автомобиля.
– Мы прочитали на E1.RU статью про незаконность изменения цены. Наверное, это так, мы не юристы. Но народ точно не в курсе, – сказали мне в Hyundai.
Сказали, что заказывать автомобили нет смысла, так как цены вырастают, пока машины идут.
Автосалон Skoda на Сибирском тракте
В автосалоне стоят только белые машины. С одной стороны, это настраивает на позитивный лад. С другой – у индусов белый цвет траурный, а грустные лица менеджеров вполне подходят под индусскую похоронную процессию.
Цены выросли на 20-30%. Менеджеры ничего не знают о том, что будет, машины в наличии есть. В конце разговора очень грустный менеджер показал новый прайс. Авто, которое летом купил автор за 830 000, теперь стоит 1 050 000. Посмотреть машины в самом салоне нельзя – они уже раскуплены, просто заполняют пустоту, для имитации бурной деятельности. Менеджеры уверены: если брать машину, то сейчас.
– Автопроизводители никогда не снижают цен. Сейчас люди пока не покупают, ждут. Но потом привыкнут к ценам и начнут покупать снова. Это российская национальная особенность.
Говорят, что ценник на Skoda вырос на 10-15%, но на самом деле – больше.
Автосалон Peugeot на ВИЗе
Автосалон открылся совсем недавно, поэтому цены пока решили не поднимать. Причём сначала, видимо, поддались всеобщей тенденции роста, а затем так торопились вернуть цены обратно, что просто зелёным фломастером зачеркнули старые и написали новые, более низкие.
Одинокий покупатель сказал, что из-за ситуации на рынке стал рассматривать в качестве покупки Peugeot. На стене висит реклама автокредитования Peugeot под 4,9% годовых, но она уже не действует, а завтра поменяются цены. Автомобили в наличии есть, что редкость в текущей ситуации. Советуют покупать машины сейчас, само собой.
Автосалон Toyota на ВИЗе
Половина автосалона на рестайлинге. В другой половине – толпа администраторов, потенциальных покупателей, ёлка, но машин нет. В салоне распродают сейчас машины с пробегом, да и тех осталось немного. На улице стоят какие-то новые машины, но, видимо, они на "стопе": охранник от них народ отгоняет.
– Мы заказы на машины не принимаем. Ждём поставку в конце января, но реальные продажи начнутся в январе месяца, – говорит администратор салона.
Встретил возле салона двух граждан Казахстана. Говорят, что ездят по автосалонам, но ничего купить не могут. Всё уже скуплено. Очень удручены.
Одна посетительница салона сказала, что купила машину незадолго до начала событий, приведших к росту цен, и теперь приехала посмотреть на новые цены: теперь она просто счастлива.
Бывший автосалон BMW на ВИЗе
Вот уже год работает только как сервис. Посреди салона – одинокая подержанная BMW 2006 года – всё, что осталось от былой роскоши. Говорят, что ситуация сказалась сильно и на них: в цене вырастут и ремонт, и запчасти.
– Теперь будем считать каждую копейку, – говорит мастер-приемщик.
Автосалон Ford на ВИЗе
В салоне "гордо реет буревестник" – одинокий и уже проданный Ford Focus 3 универсал. Есть ещё Ford Transit, но грузовые машины не в счёт. Однако менеджер сказал, что машины есть, и даже перечислил варианты. Цены на марку, по его словам, поднялись не так сильно, как в других салонах. Рассказал, как один человек за наличку купил сразу две машины.
Автосалон Volkswagen на ВИЗе
И вот тут – серьёзная неожиданность: салон забит машинами. Но причина оказалась весьма проста: из-за роста цен произошёл массовый отказ клиентов, так как заказывают машины в салоне по одной цене, а приходят они значительно дороже. Менеджер по продажам сказал, что автокредиты выросли до 25% годовых. Заказы не принимают, предлагают брать то, что есть в наличии.
Снова встретил тех же казахов. Удручены ещё больше, пока ничего не купили.
Автосалон Lexus на ВИЗе
Здесь вообще нет новых машин. В салоне стоят только три автомобиля с пробегом, которые, судя по всему, поставили в салон, но их скоро заберут. Заказы не принимают, цен не знают, будут ли поставки и когда – тоже не могут сказать.
Автосалон Opel – Chevrolet – Cadillac на ВИЗе
У них всё прекрасно в плане количества автомобилей, так как цены начали расти со 2 декабря. Удорожание некоторых моделей серьёзное – более 30%. Например, цена Opel Mokka выросла на 300 000 рублей. Модель Niva тоже подорожала на 50 000 рублей.
– Паника, по сути, пошла нам на руку. Всё скупили граждане Казахстана и Узбекистана, – с улыбкой ответил менеджер.
Успели посмотреть Cadillac. Цены там зашкаливают за 2 миллиона, а на Escalade вообще нет цены. Возможно, это та же история, что и в банках – не хватило цифр на табло.
К слову, корреспондент по салонам передвигался инкогнито, не представляясь, чтобы не выслушивать "официальные версии событий". В итоге в автосалоне Ford менеджер на вопрос журналиста "Что сейчас происходит на рынке?" сослался как раз на статью E1.RU. Замкнутый круг получается.