Многочисленные повторяющиеся ошибки стойкого характера при чтении называются дислексией (это частичное расстройство процесса овладения чтением). Дислексия обусловлена несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения.
Особенностью ошибок при дислексии является их типичность, повторяющийся характер. Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомления, отвлекаемости и т.д., но эти ошибки не будут типичными, характерными, а будут иметь случайный характер.
Второй особенностью ошибок при дислексии является их стойкий характер. Многие дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются длительное время, месяцы и годы.
Ошибки чтения вовсе не доказывают наличия у ребенка дислексии. Ошибки чтения могут быть у всех детей, начинающих читать, у педагогически запущенных детей и т.д. Нарушения чтения могут быть следствием нарушений поведения. У таких детей неудачи наблюдаются не только в обучении чтению и письму, но и по другим школьным предметам. В таких случаях речь не идет о дислексиях, так как ошибки чтения не являются типичными и стойкими. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и сочетаются с успехами по другим предметам.
Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам:
Пропуск букв, слогов и предлогов.
Замена и перестановка букв.
Искажение слов.
Чтение по догадке.
Нанизывание букв.
После коррекционной работы дислексические ошибки у детей постепенно исчезают.