E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

пасмурно, сильный снег

ощущается как -6

4 м/c,

зап.

731мм 75%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Образование подробности Доценты УрФУ: "Слушая ответы абитуриентов, хотелось хвататься за голову"

Доценты УрФУ: "Слушая ответы абитуриентов, хотелось хвататься за голову"

На собеседовании вчерашние школьники не могли ответить, когда началась Первая мировая и кто воевал с Наполеоном.

Абитуриентов поставил в тупик вопрос о том, когда человек впервые полетел в космос.

"Первая мировая война началась в 1812 году, французами командовал Наполеон, а русскими – не знаю кто", – такие ответы давали сегодняшние первокурсники журфака на собеседовании, которое входит в творческий конкурс. Ребята не знают, когда первый человек полетел в космос, не различают Горбачёва и Хрущёва и не могут расшифровать ГКЧП.

О том, что за абитуриенты пришли в этом году в екатеринбургские вузы, мы поговорили с преподавателями журфака: доцентом кафедры истории журналистики Юрием Чемякиным и доцентом кафедры периодической печати Марией Поповой. Там ещё сохранился творческий конкурс, и своих будущих студентов они узнают не по сухим цифрам ЕГЭ, а в живом разговоре.

– С ЕГЭ уровень грамотности упал?

М. П.: Я вообще считаю, что ЕГЭ – это страшная штука. Его не случайно дети-юнкоры называют "единое горе эпохи". Это действительно так. Школа перестала нормально разговаривать с детьми на уроках о литературе. Мы не учим вас географии, физике, химии, мы готовим вас к ЕГЭ. Всегда у технической революции есть минусы. Нынешние ребята не читают. А читать – это значит развивать не только интеллект, но и грамотность.

Доцент журфака УрФУ Юрий Чемякин говорит, что такое количество ошибок в сочинениях на подготовительных курсах увидел впервые.

Если ребёнок читает, то, разговаривая с ним, видишь, что он это знает и это знает, легко ориентируется, может рассуждать, он грамотный по определению. Он на уровне автомата улавливает эту грамотность. На одном очень большом мероприятии, где были юнкоры, которые по определению должны много знать и много читать, мы смотрели, как факт может развиваться в заметке на примере предложения: "Подъезжая к сией станции, глядя в окно, с меня слетела шляпа". Говорили об этом, потом я задала вопрос: ребята, а откуда я зачитала это? Не сказал никто, что это из "Жалобной книги" Чехова. И это потому, что не читают.

Если что-то по школьной программе, то это шпаргалка, краткое содержание – "Война и мир" на 15 страничках. Это мне очень напоминает, как фильмы в начале века снимали с тапёрами и музыкой.

Преподаватель факультета Мария Попова объясняет падение грамотности тем, что сейчас дети мало читают.

Ю. Ч.: По моим впечатлениям – да, уровень грамотности упал, я не знаю, с ЕГЭ это связано или нет, но это случилось, когда активно проводились реформы в образовании, в том числе ЕГЭ. Я занимаюсь подготовительными курсами, и для себя отметил, что такого огромного количества орфографических ошибок и других – пунктуационных, разных стилистических погрешностей, как в этом году, такого тяжёлого набора, который пришёл из школ, я не помню. Не знаю, с чем это связано. В этом плане моё мнение совпало с коллегами с факультета журналистики МГУ, будто к нам пришли инопланетяне.

Конечно, это не про всех ребят, но относится ко многим, к сожалению. Ребята строят абсолютно корявые предложения, запятые ставят где попало, там, где надо, не ставят, про другие знаки препинания я вообще молчу. Думаю, влияние здесь всё-таки в том, что дети стали меньше читать нормальные книги, а читают всякую дурь в интернете и социальных сетях, где какая-то особая орфография и пунктуация. Первый фактор – это как раз новые технологии, ну и второй – ЕГЭ – тут волей-неволей начнёшь грешить на реформу образования.

– Проблема только в грамотности или есть другие?

Ю. Ч.: Другие тоже есть, например, в истории и обществознании. Раньше был отдельный экзамен по истории, потом его отменили. Но всё-таки начинающие журналисты должны иметь представление о том, в какой стране живут, поэтому было решено включить в творческий конкурс эти вопросы. То есть мы на собеседовании можем спросить не только о журналистике, но и по истории Отечества, ветвях власти и так далее. Человекам шести как минимум задавали один и тот же вопрос, нам казалось, банальный: "Скажите, пожалуйста, в каком году Гагарин полетел в космос?" Ответила только одна девушка, остальные мычали, молчали, говорили неверные ответы.

На вопрос, когда началась Первая мировая война, отвечают – в 1812 году. Спрашиваем, кто были полководцами. Наполеона ещё помнят, а Кутузова – никто. Горбачёва и Хрущёва не отличают, не знают, что такое ГКЧП. Некоторые молчат, кто-то пытается на логике выехать, как могло бы это произойти. Когда абитуриенты приносят слабый пакет публикаций, плохо показывают себя на сочинении, то волей-неволей на собеседовании приходится задавать больше вопросов, надо же какие-то знания из них вытаскивать.

Конечно, нельзя всех под одну гребёнку: кто-то из элитных школ, кто-то из глубинки приехал. Ребята сами неплохие, просто их не тому и не так учили. В этом году иногда хотелось хвататься за голову.

На журфаке отмечают, что порой, слушая ответы абитуриентов, хотелось хвататься за голову.

– В чём причина такой безграмотности?

М. П.: Мне кажется, что современного абитуриента, первокурсника не втянули, не вовлекли в литературу, русский язык как культуру, может, это и не его вина. Они менее эрудированы. Сочинения сильные у тех ребят, которые готовились к поступлению, готовили пакет публикаций, когда раз 5-10 переписывают свой текст для материала в газете, всё равно грамотность повысится.

Другая проблема ребят – это инфантильность. Сдают "хвосты" нынче, как мокрая курица встанут и побороться за себя не хотят. Наверное, это такое время. Это как огурец опустить в рассол – хочешь не хочешь, а через несколько дней огурец примет этот вкус.

– Какие амбиции у абитуриентов? Они меняются год от года?

Сейчас к нам приходят ребята неравнодушные, желающие не только себя продвинуть, но и помочь окружающему миру. Кто-то стремится помочь бездомным животным, кто-то социально незащищённым людям. Мне кажется, в прошлые годы, около 10 лет назад, было больше меркантильности, нацеленности на карьеру. В телевизор, конечно, и сейчас хотят, не все, но многие. Сейчас ребята больше смотрят на окружающий мир, его проблемы, и, конечно, это правильно.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления