E1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+12°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

с-в.

747мм 52%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Образование Родительское собрание интервью Родительское собрание: учитель литературы 2-й гимназии — о том, как научить школьника читать книги «по любви»

Родительское собрание: учитель литературы 2-й гимназии — о том, как научить школьника читать книги «по любви»

Публикуем 6 полезных советов, которые убедят ребёнка взять в руки книгу.

Татьяна Кочубей знает секрет, как убедить ребёнка взять в руки книгу.

Е1.RU вместе с учителями екатеринбургских школ продолжает давать полезные советы родителям. В нашем новом проекте «Родительское собрание» мы расскажем, объясним, чем можно занять ребёнка в свободное время, как оторвать школьника от гаджетов и о многом другом. Мы уже поговорили с учителем технологии о том, как заставить подростка без скандалов и денег помогать по дому. Сегодня речь пойдёт о том, как привить ребёнку любовь к чтению.

Многие родители сетуют на то, что подростки совершенно не хотят читать — с художественной литературой знакомятся по фильмам либо ограничиваются кратким содержанием. Кто-то вместо классики глотает детективы и бульварные романы, что делать — отбирать, или пусть хоть что-то читает? В каникулы заставить школьника не удаётся совсем, да и надо ли — отдыхать-то когда?

Ответить на эти вопросы мы попросили учителя русского языка и литературы гимназии № 2 Татьяну Кочубей. Чтобы пробудить в детях любовь к чтению, она организовала литературную гостиную, где ученики разных школ вместе с учителем и интересными гостями обсуждают прочитанные произведения.

Учительница отмечает, что в читающей семье не любить литературу невозможно.

Совет первый: разговаривайте с ребёнком о прочитанных книгах

— Родители, если хотят привить любовь к чтению ребёнку, должны быть сами заинтересованы и быть готовы к тому, что интерес к литературе надо формировать. Необходимы традиции семейного чтения, когда говорят о прочитанных книгах, о фильмах — но с учётом прочитанной книги, спектаклях — но с учётом прочитанной книги. На прогулке, проходя мимо памятника, можно говорить: «Это памятник Бажову, это Пушкину… А ты знаешь, что… А как ты думаешь, почему…».

Возникает вопрос: а зачем обсуждать? Чтобы проверить, как ребёнок книгу прочитал или как сделал домашнее задание? Нет. Всё дело в том, что литература помогает прочувствовать ситуацию, которую мы прожили или только собираемся прожить, и заставляет оценить себя со стороны, спрогнозировать, как бы вы повели себя в отношениях с другими людьми.

Татьяна Делеровна организовала в гимназии читательскую гостиную, чтобы там обсуждать с ребятами и гостями прочитанные книги.

Совет второй: вместе ходите на литературные беседы и участвуйте в обсуждениях

— Когда родители задают мне вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок больше читал, я сразу приглашаю их в нашу литературную гостиную. Для решения этой проблемы мы и создали её. Приобщать ребёнка к чтению можно на примере собственной включённости в процесс обсуждения. К нам приходят начинающие, состоявшиеся поэты, надо показать, что это интересно и здорово. Надо показать, что литература может объединять. Книга должна давать повод для общения, рассуждения о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Педагог уверена, что книги могут объединять детей и родителей.

Совет третий: если книга кажется ребёнку неинтересной, найдите в ней проблему

— Если нет внимания при чтении какой-то книги — это показатель несформированности интереса к чтению, слово не цепляет. Я стараюсь посвящать некоторые уроки «медленному чтению», которые могут сформировать проблемный вопрос, какой-то непонятный момент, который зацепит.

Приведу пример. Мы читали рассказ Людмилы Улицкой «Перловый суп». В нём она вспоминает своё детство в 1947 году, когда мама отправила её, четырёхлетнюю девочку, с котелком перлового супа к бездомным, которые жили в каморке их дома. Там дурно пахнет, люди некрасивые… а дальше идёт фраза: «Когда я возвращаюсь, я вижу маму в солнечном луче. Она улыбается, и эта улыбка делает её некрасивой». Я говорю детям: «Стоп. А почему она делает её некрасивой, она же учит девочку милосердию…» Цепляет? А теперь поставьте себя на место девочки.

Я говорю детям: если хотите лица считывать — читайте литературу, цепляйтесь к словам, задавайте вопросы, обсуждайте и вместе ищите ответы.

Учительница рекомендует родителям подавать детям реальный хороший пример, а не говорить: «Да я в твои годы...»

Совет четвёртый: не наказывайте ребёнка прочтением «лишних» страниц

— Насильно мил не будешь, при таком подходе появится сильное сопротивление к чтению. Лучший совет в этом случае — собственная успешность. Если ребёнок видит, что читающий родитель интересен окружающим, то и вопроса такого у ребёнка не возникнет. Говорить: «В твои годы…» бесполезно. Когда ребёнок видит, что родители общаются с интересными людьми, обсуждают книги, ему тоже хочется, чтобы взрослые с ним поговорили, и он понимает, что книги надо читать.

Татьяна Делеровна убеждена, что принуждение к чтению отобьёт у ребёнка желание брать в руки книгу.

Совет пятый: не запрещайте ребёнку читать книги не по возрасту

— Ничего страшного в прочтении лёгкой литературы нет. Находясь на хорошем питании, вы же позволяете себе раз в полгода съесть вредный гамбургер, просто хочется. Пусть подросток читает, пусть у него формируется привычка держать в руках книгу. Другой вопрос: что ты прочитал и чем тебе это понравилось, дай-ка я тоже прочитаю. Это и есть семейное воспитание. В том, что ребёнок читает произведения, которые идут по программе в более старшем возрасте, тоже нет ничего страшного. У каждого из нас разный психологический возраст.

Учительница отмечает, что все дети разные, и кто-то готов осилить сложные книги намного раньше программы.

Совет шестой: в каникулы не терроризируйте ребёнка списком литературы

— Тотальный контроль над свободным временем — это нехорошо, надо оставлять время для общения с одноклассниками, хобби. Бесспорно, надо убеждать ребёнка, что классику нужно читать, пусть это не самое лёгкое занятие, поэтому какой-то момент принуждения должен быть. Ведь, чтобы понять, что суп вкусный, нужно взять ложку и проглотить… Но должен быть и какой-то пряник: «Ты прочитай, а мы сходим на спектакль, поговорим». В каникулы ребёнку надо читать, но родители должны заставлять без фанатизма и наказаний.

Учительница говорит, что в каникулы читать надо, но занимать чтением всё свободное время ребёнка ни в коем случае нельзя.

12 лет назад Татьяна Кочубей организовала в гимназии № 2 литературную гостиную. В ней принимают участие дети, родители, гости — поэты, писатели. Литературная гостиная проводится в гимназии, театре «Волхонка» и музее Эрнста Неизвестного. Кстати, именно здесь родилась идея видеоролика, «оживляющего» скульптуры Эрнста Неизвестного — мы писали о нем весной.

— Для меня важно, чтобы было поле межпоколенческого общения, потому что литература создаёт вертикаль ценностей, которые пронизывают прошлое, настоящее и дают корни в будущее, — рассказывает учительница.

Часть книг на этих полках — сборники, созданные детьми.

В гимназии литературная гостиная располагается прямо в классе.

— Здесь у нас полочка, на которой сборники, которые создали дети, прошедшие путь литературной гостиной. Вот проект Аскара Абдуллаева, который стал победителем всероссийского конкурса сочинений. Но, что интересно, сфера его будущих профессиональных интересов лежит в другой области — биологии. Вот сборник моей выпускницы Лизы Шершнёвой, у которой профессиональные интересы — международные отношения. Сейчас её номинируют в члены Союза писателей России.

Сейчас Татьяна Кочубей готовит новый проект «Прощание с текстом» — это будет экспозиция, которая разместится в Музее писателей Урала. Подробности проекта учительница пока держит в секрете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления