В Екатеринбурге учителей обязали ходить по домам учеников с проверками. В городском департаменте образования уже объяснили, что речь идет только о детях, находящихся в социально опасных условиях. Работа ведется по желанию педагога.
Разбираемся, зачем нужны такие рейды, к кому педагоги могут нагрянуть с инспекцией и что об этом думают сами учителя.
Что за проверки?
Еще в феврале 2024 года в свердловском Министерстве образования опубликовали документ, регламентирующий посещение учителями семей школьников. В ведомстве рекомендовали включить в положение о классном руководстве обязательные проверки условий жизни учеников (не реже одного раза в год).
Особое внимание попросили уделить семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, на учете в полиции и в зоне риска.
Эти рекомендации разослали по районным управлениям образования Екатеринбурга, а те, в свою очередь, — по всем школам города.
В ходе проверки учителя должны заполнить акт и лист посещения. В анкете указывают имя, дату рождения ребенка, домашний адрес, а еще количество человек, проживающих в квартире, и ее санитарное состояние. Учителя проверяют, есть ли у ребенка место для сна, указывают статус семьи (полная, неполная, многодетная и так далее).
Собирают данные и о том, в какие кружки ходит ученик, остается ли он ночевать дома один, проводят ли родители беседы о правилах безопасности, соблюдает ли школьник режим и во сколько ложится спать.
После этого педагог дает рекомендации родителям. Например, им могут посоветовать чаще следить за выполнением домашнего задания или даже отправить на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Источник E1.RU в сфере образования поделился примером такой анкеты.
А зачем это надо?
Считается, что проверки направлены на помощь семьям, находящимся с тяжелой жизненной ситуации. E1.RU спросил у учителей, что они думают о подобных инспекциях и зачем вообще они нужны.
— Иногда бывает, что ребенок не выходит в школу два или три дня подряд без уважительной причины, а родители не отвечают на звонки. Тогда мы выходим на дом, чтобы проверить, всё ли с ребенком в порядке, — рассказала E1.RU заместитель директора одной из школ. — Также есть дети, состоящие на учете в ПДН, к ним выходят не реже раза в неделю. К остальным детям — по ситуации.
Это очень важный и нужный пункт, потому что в школах есть дети, у которых родители — алкоголики, наркоманы. И каждый такой выход на дом — это помощь ребенку.
Помимо этого, в школах каждый месяц проводят советы профилактики. Туда приглашают школьников и их родителей, у которых есть нарушения дисциплины.
Еще одна учительница в разговоре с E1.RU подтвердила, что с проверками ходят к детям, которые часто прогуливают уроки, не выполняют домашнее задание. Но перед этим в школу вызывают родителей — если в течение месяца ситуация не меняется, начинаются «рейды».
— Обычно с классным руководителем в семью выходит социальный педагог, иногда — психолог или заместитель директора. После «рейда» в зависимости от условий жизни ребенка принимаются дальнейшие решения, — рассказал другой педагог на условиях анонимности.
Классные руководители предупреждают родителей учеников о грядущей проверке, но не называют конкретную дату.
— Лично у нас домой ходят в очень критичных ситуациях. Когда понимаешь, что за ребенком нет надзора и нужно что-то срочно предпринимать, — поделилась еще одна учительница.
Согласны мы или нет — это уже мало волнующий фактор, так как речь идет о безопасности ребенка.
Важно увидеть неподготовленную картину: в каких условиях живет ученик, выполняют ли родители свои обязанности, есть ли рабочее место у школьника или он делает домашнее задание на коленке? Достаточно ли продуктов в доме, может ли ребенок перекусить сам, когда родители на работе, всё ли в доступе, — добавила учительница.
А об учителях вы подумали?
Предполагается, что за выезды на дом учитель должен получать надбавку к зарплате, обычно это сумма от 5000 до 8000 рублей в месяц — немного, учитывая, какая нагрузка лежит на плечах классного руководителя.
— Школа является первым субъектом профилактики, именно мы должны предупредить все негативные ситуации в семье, — рассказала еще одна учительница из Екатеринбурга. — Если директор не справляется с этой задачей, его лишают премии, поэтому учителя ходят по домам, чтобы не подставить свое руководство и самим не лишиться денег.
И по домам ходить должны, и соцсети мониторить у детей должны, и воспитывать должны…. А учить когда? Бесконечные бумаги заполняем, отчеты. Стоит ли оно этих 8000 рублей?
Я совмещаю пять должностей в школе, и только одна из них призвана учить детей. Всё остальное — бумагомарательство, но за него платят, пусть и немного. В сумме выходит 60 тысяч, — добавила педагог.
«Представляете взрыв мозга у ребенка?»
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков объяснил E1.RU, что подобные рейды — не нововведение, а практика социльно-педагогической технологии.
При этом важно организовать сами визиты правильно, чтобы выстроить между педагогом, родителями и детьми доверительные отношения. Иначе говоря, учитель не побежит в полицию или органы опеки после подобной проверки, но даст семье свои рекомендации.
— Чтобы выстраивать работу с ребенком в школе, нужно понимать, какова его жизнь вне учебного заведения. Иногда обстановка в доме становится причиной деструктивного поведения несовершеннолетних, — объяснил Игорь Мороков. — Например, я был в одной из школ нашего региона, где был ребенок из неблагополучной, трудной семьи. И мне директор говорит: «Вот у нас девочка, мы учим ее и вышивать крестиком, и хорошим манерам, и так далее». Я поинтересовался: а когда она домой приходит, как у нее знания укладываются?
Есть достаточно сложные ситуации внутри семьи. Они должны учитываться в образовательном процессе.
Представляете взрыв мозга у ребенка, когда тебя учат доброму, вечному, красивому… Ты приходишь домой, а там совершенно другая история.
Информация о том, как устроен быт, какие взаимоотношения в семье — это важно для учителя, чтобы он правильно выстроил индивидуальную работу в школе. Это главная цель таких визитов, — добавил омбудсмен.
По мнению Морокова, посещение учителями семей повысит эффект работы с ребенком в школе. При этом родители имеют полное право не пускать к себе домой учителей — все визиты должны быть согласованы.
— Эта практика направлена на создание целостной системы воспитания. Не отдельно школьной, спортивной, а целостной, с учетом всех ситуаций и всех особенностей семьи, семейного уклада, уклада школы, — подчеркнул Мороков.
Ранее помощник президента Владимир Мединский предложил сократить время обучения в школах. Уральский учитель поделился своим мнением на этот счет в экспертной колонке. В одной из школ уже придумали, как это сделать, и ввели необычную программу для младшеклассников — теперь они учатся не четыре, а три года.
Напомним, что с 1 сентября 2024 года в школах ввели новую систему оценок. О том, что изменилось в жизни учеников и за что теперь будут ставить четверки и пятерки, мы рассказывали в этом материале.