Социальные сети "Вконтакте" и "МойМир@Mail.ru" поразила игромания. Причем пользователи не просто играют в игры, а еще и платят за этољ- расстаются с сотнями рублей в день.
Самое популярное приложение в "Вконтакте" -игра "Счастливый фермер": ее установили себе на страницу в социальной сети более 6 млн человек, а ежедневная играющая аудитория достигает 1,5-2 млн пользователей. Феноменальный успех игры, где участник управляет фермой (выращивает полезные растения и домашних животных) с помощью простейших действий в один клик, объясняется просто. "Смысл всех игр в социальных сетях - в создании своего рода крючка: если у ваших друзей в сети есть ферма, то и у вас она, скорее всего, появится",- рассказывает гендиректор агрегатора мобильных платежей Planet3 Сергей Тулаев.
"Сумасшедшая популярность "Фермера" привлекла в сферу социальных игр десятки активных разработчиков, говорит Сергей Тулаев.- Ассортимент игровых приложений уже довольно велик, и не приходится рассчитывать на то, что какое-то из них опять соберет практически всю заинтересованную аудиторию,- всем неизбежно придется конкурировать за внимание пользователей".
Однако рынок далек до насыщения - сегодня практически любой разработчик может получить куш. "Еще сохраняется ситуация, когда талантливый программист, написавший полезное приложение, может заработать сотни тысяч рублей, особо не вкладывая в продвижение,- рассказывает директор по развитию компании "Центр интернет-платежей" Олег Покровский.
Какие приложения становятся популярными?
"Базовые принципы разработки игр для соцсетей таковы: максимальное упрощение игрового мира, чтобы играть мог каждый, и создание игровой среды, которая будет стимулировать игрока приглашать друзей в игру". Такие приглашения от друзей сродни вирусу, который распространяется со скоростью, растущей в геометрической прогрессии. Вложения в раскрутку в отличие от традиционных онлайн-игр могут быть минимальными или краткосрочными, главное - сгенерировать начальный приток пользователей, а дальше рекламировать приложение будут уже они сами.
За что платят игроманы?
Однако одной игровой привлекательности, которая даст старт вирусному распространению, мало, надо еще заставить пользователя платить, и так, чтобы это не вызывало отрицательных эмоций. "В играх в социальных сетях применим термин "биллинг для ленивых". То есть игрок платит для того, чтобы с максимальной скоростью и с минимальными усилиями добиться уровня в игре не ниже, чем у друзей",- отмечает тонкости психологии игроков директор по развитию Gameland Паша Романовский.
"В финансовом успехе игры ключевая роль принадлежит лояльности - нельзя вымогать деньги у пользователей,- разъясняет бизнес-модель социальных игр генпродюсер I-Jet Алексей Костарев.- Игровой процесс должен быть реализован таким образом, чтобы пользователь сам захотел платить".
Азиатские корни
Спеша заполучить миллионные аудитории социальных сетей, разработчики сделали ставку на локализованные игры с азиатского рынка. Пока эта модель хорошо работает, но, если рынок и дальше будет стабильно расти, станет выгоднее делать игры самостоятельно. "Локализация позволяет получить добротный, проверенный продукт, с отточенными геймплеем и схемой монетизации, а срок запуска ужимается до времени, нужного для перевода игры на русский язык, говорит директор по развитию бизнеса Spes IT Орхан Мамедов. - С другой стороны, условия лицензионного договора ставят разработчика в зависимость от иностранного партнера - техническую и финансовую. Локализованные игры запускались у нас одними из первых и собрали свой урожай как первопроходцы; такие игры были в диковинку, но теперь ими уже никого не удивишь. Появились российские разработки, которые по качеству превосходят зарубежные продукты".