E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

облачно, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

ю-в.

733мм 80%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения репортаж Один день с уральским геологом: небо в алмазах и изумруды под ногами

Один день с уральским геологом: небо в алмазах и изумруды под ногами

Доцент кафедры минералогии УГГУ Михаил Попов знает об уральских кладах все.

В этих местах сосредоточены основные мировые месторождения изумрудов.

Что общего между колумбийским рудником Мусо, бразильским штатом Минас-Жерайс и Средним Уралом? В этих местах сосредоточены основные мировые месторождения изумрудов. Так что уральцам нет нужды ездить за тридевять земель для того, чтобы посмотреть, как добываются эти потрясающе красивые зеленые камни. Достаточно добраться до поселка им. Малышева, расположенного в 90 километрах от Екатеринбурга.

Здесь один свой день с нами согласился провести уникальный специалист — геолог, доцент кафедры минералогии УГГУ Михаил Попов. Он знает об удивительных кладовых Урала все, правда, знания эти порой приносят одни печали.

Для того, чтобы доехать до поселка Малышева, это недалеко от Асбеста, нам понадобилось около двух часов. В поселок мы едем, чтобы познакомиться с изумрудной кладовой Урала. Михаил Попов знает о поселке Малышева и изумрудах все. Его отец всю жизнь проработал геологом на руднике и с малых лет знакомил сына с секретами добычи полезных ископаемых. Конечно, Михаилу не оставалось ничего другого, как тоже стать геологом.

По дороге на рудник нам рассказывают о его истории. Если верить легенде, первый изумруд был найден в этих местах в 1830 году местным смолокуром Максимом Кожевниковым. Кристаллы он обнаружил между корней большого дерева. Правда, есть и другая версия — незаконные копатели, так называемые хитники (хита — незаконная добыча), давно промышляли добычей драгоценных камней в этом райное, но попались, и камни пришлось сдать государству. Так или иначе, годом открытия изумрудов на Урале считается 1830, а в январе 1831 года здесь уже началась добыча первых самоцветов.

Спустя 20 лет копи стали сдавать в аренду — сначала российским промышленникам, а затем англо-французскому предприятию «Новая компания изумрудов». С приходом советской власти рудник был национализирован, а в 30-е годы XX века добыча изумрудов на нем ушла на второй план — рудоуправление, входившее в состав Минсредмаша, больше интересовали минералы, из которых можно было извлекать бериллий, тантал и уран для военных нужд и атомной промышленности. Добыча этих ископаемых велась варварским способом при помощи взрывчатки, поэтому большая часть изумрудов просто уничтожалась взрывами. Однако даже в те годы рудник поставлял на мировой рынок драгоценные камни, что приносило Советском Союзу по 400 миллионов долларов в год. Кстати, сам поселок Малышев построен руками пленных немцев и заключенных.

Михаил Попов.

В 90-е годы прошлого века госзаказ на бериллиевый концентрат был снят, и рудник несколько раз передавали от одного хозяина к другому. Много лет предприятие простаивало, за это время российские изумруды полностью ушли с рынка. Сейчас владельцем шахты на 20 лет является «Калининградский янтарный комбинат», рудник опять начал работу.

Мэр Асбеста и глава поселка Малышева рассказывают о перспективах геологического туризма

Поле чудес

Но вот мы приезжаем к первому месту нашего экскурсионного маршрута — это карьер Сретенского месторождения (место находки первого уральского изумруда). Воздух тут просто удивительно сладкий, а вода, уверяют местные жители, лечебная — она обогащена радоном.

Малышевские бабушки ничем не хуже Бурановских

Нас встречают малышевские бабушки, которые, кстати, не менее задорные, чем бурановские. Гостей они угощают очень вкусным хлебом-солью.
С холма открывается удивительный вид на карьер. С погодой нам повезло, сейчас бы искупаться, но нельзя: впереди еще много всего интересного.

Вдруг я замечаю двух странного вида людей в защитных костюмах, которые бодро семенят куда-то с полными полиэтиленовыми пакетами.

— А вот, кстати, и хитники, — объясняет Михаил Попов, заметив спешно удаляющихся мужчин, — сейчас это «движение» развито ничуть не меньше, чем в ХIХ веке. Люди приходят на отвалы производства, ищут самоцветы. Многим удача улыбается, особенно хорошо искать камни после дождя — они буквально сами лезут наружу, как грибы.

— А почему самоцветы так просто находят в отвалах?

— Из руды при обогащении добывают 35% кристаллосырья, остальное идет в отвалы, так что поискать тут есть что, да вы сами скоро увидите. Я вам покажу наше местное «поле чудес». Правда, имейте в виду, что изумруды, найденные на этом «поле», придется сдать государству, иначе вам светит 191 статья УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга), тут по ней многие уже имеют условный срок.

Лунные пейзажи

Следующая точка нашего маршрута — смотровая площадка карьера Мариинского месторождения. Взгляду открывается поистине лунный пейзаж: под ногами блестящий серебристый слюдит — порода, которая является материнской для изумрудов, в ней растут кристаллы этих удивительных камней. Слюда блестит на солнце, через некоторое время начинают «блестеть» кроссовки, руки и даже фотоаппарат.

Нас знакомят с бывшим директором геолого-разведочного предприятия «Уралкварцсамоцветы» Владимиром Поповым. Сейчас он на пенсии, но тут знает буквально каждый камень.

Владимир Попов всю жизнь проработал геологом, 15 лет прожил в палатках

После карьера мы отправляемся на изумрудоизвлекающую фабрику. К сожалению, на сам процесс извлечения изумрудов посмотреть не удается, в выходной день фабрика не работает, зато нам показывают недавно добытые богатства. Тут и «копеечные находки» за 1,5–2 тысячи рублей и изумруды, цена которых доходит до 11 тысяч долларов.

Подобные вагонетки раньше вывозили на поверхность вручную
Цена такого камушка более 10 тысяч долларов

Камни удивительно прозрачные и красивые, не идут ни в какое сравнение с теми крупинками, которые мы обычно видим в ювелирных украшениях. Чтобы получить 30 килограммов изумрудов шахтерам приходится «перелопатить» 100 тысяч тонн руды.

Фабрику очень хорошо охраняют. Местных в охрану, кстати, не берут, все сотрудники приехали из Санкт-Петербурга. Это сделано специально, чтобы камни не «утекали» налево. С местными жителями всегда можно договориться — в маленьком поселке, где живет всего 15 тысяч человек, все друг друга знают.

Изумруды под ногами

И вот, наконец, самая интересная часть экскурсии, мы едем на отвалы Мариинского месторождения. Территория их под открытым небом действительно огромна, пустую породу сюда в советское время свозили много лет. Сейчас эти отвалы принадлежат государству, тут с разрешения местных властей часто проходят практику студенты-геологи.

Собирать драгоценные камни на «поле чудес» дело уголовно наказуемое
А вот и инструменты, которые бросили хитники

— Чтобы дальше продолжать разработку изумрудов в этих местах, нужны огромные деньги –120 миллионов рублей понадобится только для того, чтобы создать новую шахту, поэтому, честно говоря, заниматься добычей только изумрудов сейчас невыгодно. Вот посмотрите направо, в этой стороне находится крупное месторождение александритов — Черемшанское. Так все эти земли заняты дачными поселками, проводить разработки на поверхности тут невозможно. Я знаю курьезный случай, когда хитники приходили на коттеджные участки и вели там раскопки александритов, так в доме одного дачника эти «черные геологи» повредили даже фундамент, — рассказывает Попов по дороге.

— Ну, вот и наше «поле чудес», я его так называю, потому что тут «на дурочка» может повезти каждому. Правда, имейте в виду, что все найденные изумруду по закону нужно сдавать государству. А камушки попроще, например, берилл, хризоберилл, кварц можно оставить себе на память.

Генеральный консул Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф тоже попытал счастье
Импровизированный «шаман» всем наколодовал удачу

Вооружившись киркой, отправляюсь на поиски самоцветов. К своей радости нахожу парочку зеленоватых бериллов, на память прихватываю змеевик, дымчатый кварц и просто переливающуюся на солнце породу с флогопитом. Печально подвожу итог: изумрудокопатель из меня вышел никудышный. Кирка — тяжелая, солнце немилосердно палит, от камней пыль летит — нелегкая это работа добывать самоцветы.

Возможно, где-то здесь есть настоящие изумруды

Затем вместе с Михаилом Поповым отправляемся в мастерскую «Изумруд», где обрабатывают камни. Сотрудник мастерской Алексей — самоучка, у него нет профильного образования, но он считается лучшим специалистом по обработке камней. На моих глазах кусочек камня превращается в ограненный изумруд, который хоть сейчас можно вставить в колечко или брошь.

Алексей — сотрудник мастерской научился обрабатывать камни самостоятельно
После обработки изумруд готов стать украшением

Ну и последняя наша остановка — магазин ОАО «МРУ», камни и ювелирные изделия в нем продаются без наценки, «от производителя». Здесь можно купить даже украшения с натуральными александритами — в Екатеринбурге это сделать практически невозможно, в бутиках уральской столицы, как правило, продаются украшения с искусственными александритами.

Сейчас руководство поселка им.Малышева совместно с Агентством содействия региональному развитию пытаются привлечь внимание туристов к уникальной территории. В поселке построили современную гостиницу и развлекательный центр. Геологический туризм на Урале находится в зачаточном состоянии, месторождения посещают в основном, специалисты-геологи, а обычные туристы и понятия не имеют, что в 90 километрах от Екатеринбурга можно найти столько приключений. Кроме поселка им.Малышева можно заглянуть на золотодобывающий рудник в Березовском, Ирбит, где добывают хризотилласбест, и затопленные карьеры в Реже, где можно посмотреть на добычу силикатного никеля.

Фото: Ольга СУРГАНОВА / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления