Если бы Народный артист СССР Анатолий Папанов был жив, то, наверняка, получал бы поздравления со всей страны: замечательному актеру, любимцу миллионов 31 октября исполнилось бы 90 лет. К сожалению, уже четверть века он покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, однако его место и на сцене, и на экране до сих пор не удалось занять никому, пишут Вести.
Мемориальную выставку, открывшуюся в филиале Театрального музея имени Бахрушина в Москве накануне юбилея выдающегося актера, ее организаторы с полным основанием назвали "Незаменимый Анатолий Папанов". Действительно, он абсолютно неповторим, и зрители разных поколений по сей день не забывают своего кумира, по-прежнему восхищаясь его ролями в "Двенадцати стульях" и "Берегись автомобиля", "Бриллиантовой руке" и "Белорусском вокзале", "Живых и мертвых" и "Холодном лете 53-го..."
Дети же буквально заходятся от восторга, когда смотрят легендарный телесериал "Ну, погоди!", где хрипловатым голосом Папанова говорит незадачливый Волк. "Эта роль принесла Анатолию Дмитриевичу такую популярность, что он даже как-то признался: "Этот Волк перегрыз всю мою биографию", — рассказывает вдова Анатолия Папанова актриса Надежда Каратаева.
Они прожили вместе 43 года и были неразлучны как дома, так и на работе, потому что служили в одной труппе — в Московском театре сатиры. Надежда Юрьевна и поныне работает там, и гримируется она в той же самой гримуборной, где готовился к спектаклям ее знаменитый муж, считавший театр на Триумфальной площади своим родным домом.
Анатолий Папанов пришел в Московский театр сатиры в 1948 году. До этого он воевал, был ранен и, получив инвалидность, приехал в Москву и поступил в ГИТИС — сразу на второй курс, потому что прием на первый курс уже был закончен. Поначалу молодого артиста занимали лишь в эпизодических ролях, но затем судьба улыбнулась Папанову, и он сумел реализовать свой яркий дар, блистательно играя в спектаклях по Гоголю, Грибоедову, Достоевскому, Маяковскому, Виктору Розову.
В театре до сих пор говорят о нем как о живом и цитируют его афоризмы. "Папанов был очень остроумный человек, — вспоминает коллегу художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт. — Вот, к примеру, репетирует на сцене наш оркестр. Анатолий Дмитриевич сидит в зале, внимательно слушает, потом вдруг неожиданно произносит: "Виртуозы Подмосковья". И все хохочут".
"Легкомыслия в нем не было! Напротив, он отличался серьезностью, основательностью и невероятной скромностью, — говорит партнер Папанова по сцене Михаил Державин и вспоминает о том, как Анатолий Дмитриевич купил новую "Волгу", а парковать ее стал в нескольких кварталах от театра. "Наши девчонки-актрисы в заштопанных колготках ходят, а я на автомобиле подкатываю. Неловко как-то", — объяснял он".
За 40 лет службы в Театре сатиры он создал около полусотни незабываемых образов. К сожалению, как всякий большой артист, он, конечно, многого не успел. Так, он не увидел свою первую картину "Человек ниоткуда", в которой снялся у Эльдара Рязанова: этот фильм, пролежавший "на полке" 27 лет, вышел в прокат уже после смерти Папанова. Последнюю свою картину — "Холодное лето 53-го..." — он тоже не видел, потому что скоропостижно скончался сразу после завершения съемок.
Но Анатолий Папанов вырастил дочь, которой очень гордился, и двух внучек, которых он обожал. Его именем названа малая планета, речные просторы бороздит теплоход "Анатолий Папанов". Но главное — он завоевал зрительскую любовь, которая жива и поныне.
Фото с сайта gorod.tomsk.ru