E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

ю-з.

730мм 70%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Развлечения Новый закон о туризме грозит повышением цен на туры: подводим итоги года с директором по развитию сети турагентств

Новый закон о туризме грозит повышением цен на туры: подводим итоги года с директором по развитию сети турагентств

Мария Слугина рассказала, как туроператоры пережили год без Турции и Египта и что будет дальше.

Мария Слугина, директор по развитию сети "РоссТур".

Е1.RU продолжает цикл предновогодних интервью. Чтобы оценить, что произошло в уходящем году и как это повлияет на следующий, мы беседуем с ведущими спикерами из отраслей, важных для Екатеринбурга.

О недвижимости мы говорили с управляющим компанией "ЛСР. Недвижимость-Урал" Владимиром Крицким, о сфере общепита – с известным в городе ресторатором Олегом Ананьевым, про ситуацию в продуктовом ритейле – с собственником "Елисея" Александром Оглоблиным, о ситуации на авторынке – с генеральным директором группы компаний "Автоплюс" Павлом Шестопаловым.

Сегодняшний собеседник E1.RU – директор по развитию сети "РоссТур" Мария Слугина. Мы с ней обсудили, какие изменения ждут туррынок в следующем году из-за изменения законодательства.

– В конце 2014-го резко обвалился курс рубля. Как турбизнес восстановился после кризиса?

– Вполне естественно, что туризм весьма зависим от общего состояния экономики в стране. Колебания курсов валют сильно ударили по покупательной способности населения, что поменяло поведенческую модель россиян – от потребления перешли к сбережению. И первое, на чём стали экономить, – это зарубежный отдых. Прибавьте к этому фактически полное закрытие традиционно двух главных туристических направлений – Египта и Турции, и вы получите шоковую ситуацию на рынке.

Многие турфирмы оказались не готовы к новой реальности. Агенты оказались перед выбором: или фактически заново учиться продавать новые направления отдыха, или закрывать бизнес. Именно в это время мы зафиксировали небывалый интерес к вебинарам, семинарам и тренингам, на которых агенты узнавали о странах, ранее не востребованных у массового туриста.

Продажи практически прекратились в январе-феврале прошлого года. Первые признаки жизни туррынка появились, когда начались продажи альтернативных направлений – Туниса, Объединённых Арабских Эмиратов, азиатских стран, изучив отельную базу и нащупав равновесную цену на туры, которая хотя бы отчасти могла восстановить массовый спрос.

Конечно, большая часть людей из тех, кто летал в Турцию и Египет, переключилась на главные российские курорты – Краснодарский край и Крым. Но, кроме того, резко вырос спрос на отдых в Греции, на Кипре, в Испании. Чемпионом в кризисное время стал Тунис, из аутсайдеров спроса буквально вырвавшийся в лидеры.

"Чемпионом в кризисное время стал Тунис, из аутсайдеров спроса буквально вырвавшийся в лидеры".

– Да, была статистика, что количество уральских туристов, которые поехали в Тунис, увеличилось в разы. А как впечатления у людей, чем делились?

– Тунис оказался достойной альтернативой сверхпопулярному некогда Египту. И главным козырем страны оказалась стоимость отдыха: ценник на самый популярный тур на двоих установился примерно в районе 70 тысяч. При этом тунисские отели мало чем уступают египетским.

– А что касается отдыха на российском юге? С чем люди возвращались – с обманутыми ожиданиями? Или понимали, куда едут?

– Не секрет, что главной проблемой отечественных курортов всегда был невысокий уровень сервиса. Конечно же, это в полной мере почувствовали те туристы, которые привыкли к дешёвым и при этом весьма комфортным отелям Турции и Египта. Поэтому основная претензия российского туриста к отдыху в своей стране выглядит так: за большие деньги мы получаем более низкий уровень сервиса.

Вот тут-то на первый план и выходит компетентность и осведомлённость агентов: важным становится всё – от того, на каких пляжах галька, а на каких песок, до расписания автобусов. Отдохнуть в России можно не хуже, чем на лучших курортах Ближнего Востока, но, оказалось, для этого агенту нужно разбираться буквально в тонкостях отечественного сервиса. У осведомлённых агентов недовольных туристов не было.
Однако и агенты, и сами туристы отмечают, что ситуация с качеством отдыха в России улучшается очень быстро.

"Крыму придётся на равных конкурировать с Турцией и Египтом. Соотношение цены и качества определит исход этой конкуренции. Крыму ещё предстоит много сделать, чтобы достойно вступить в высокий сезон".

– Как с Крымом в этом году? Оправдал ожидания?

– Впервые в Крыму я побывала этой осенью. Посетила далеко не курортные города – по работе большую часть времени пришлось провести в Симферополе и Севастополе. Конечно, на полуострове возникает острое ощущение, будто попадаешь в СССР. Здесь даже пятизвёздочные отели откровенно не дотягивают до заявленного уровня сервиса. Безусловно, главным козырем этого направления остаётся природа и климат. Но этого явно будет недостаточно уже в ближайшем будущем, когда Крыму придётся на равных конкурировать с Турцией и Египтом. Соотношение цены и качества определит исход этой конкуренции. Крыму ещё предстоит много сделать, чтобы достойно вступить в высокий сезон.

– Были же планы сделать Крым круглогодичным, чтобы туристы поехали туда в местные здравницы. Есть ли спрос?

– Если анализировать спрос, то пока Крым остаётся преимущественно летним направлением отдыха. Бронирования на другие сезоны есть, но до статуса круглогодичного курорта всё-таки далеко.

– Какие тенденции были характерны для 2016 года? Так, в конце 2014 некоторые турфирмы не брались за бронирование на новогодние праздники. Настолько была непредсказуемой ситуация.

– 2016 год дал всем предпринимателям повод для сдержанного оптимизма. Всё-таки по сравнению с шоковым 2015-м для турбизнеса он выглядел получше. И главное, в уходящем году наметились пути выхода из кризиса отрасли: появились альтернативные направления отдыха, в полноценную конкуренцию включились российские курорты, уже открыта для туристов Турция, и в ближайшем будущем, скорее всего, откроют Египет. Если говорить об уходящем годе применительно к нашей компании, то для нас он стал временем укрепления позиций.

– У людей раньше было опасение, что турфирма схлопнется. Есть ли стабильность на туррынке?

– Для профессионалов важнейшим показателем доверия клиентов является глубина продаж. Так вот, в 2016 году она вновь стала расти. Сейчас она в среднем составляет две недели. Но туристы начинают возвращаться к обычной для докризисных лет практике раннего бронирования. Этому способствует и репутация оставшихся на рынке игроков, и цены (а при раннем бронировании скидки достигают 50%), и нововведения в законодательстве, направленные на дополнительную защиту туристов.

– Что для народа изменится? Понятно, что больше ответственности у туроператоров будет.

– С 1 января 2017 одновременно вступают в силу Федеральный закон № 49 и Постановление правительства "Об изменениях правил реализации турпутёвок". Это вызвало недопонимание на туррынке, так как появляется юридическое противоречие между законом и Постановлением правительства. Возможно, после выхода Госдумы с каникул эта коллизия будет решена, и у турагентств и операторов появится понятная и непротиворечивая схема работы в новом году.

Что касается Единого реестра турагентств, сейчас он ведётся в добровольном порядке на базе "Турпомощи". Поправки в закон о том, что этот реестр будет обязательным, на текущий момент согласованы с Министерством финансов и Министерством юстиции. Осталось получить согласование Минэкономразвития и пройти три чтения в Госдуме.

"Большая часть людей из тех, кто летал в Турцию и Египет, переключилась на главные российские курорты – Краснодарский край и Крым. Но, кроме того, резко вырос спрос на отдых в Тунисе, Греции, Кипре, Испании".

– Отразится ли это как-то на ценах на путёвки?

– Туроператоры по новому закону будут обязаны перечислять определённую часть средств на специальный счёт. Начнётся всё с 1% от оборота оператора, а потом по нарастающей. То есть в 2018 году это будет уже 2% от оборота, в 2019 – 3%, и так далее до 7%. Если туроператор уходит с рынка, у него выполнены все обязательства, то эти деньги ему возвращаются на расчётный счет. Если у оператора возникнут проблемы, тогда эти деньги пойдут на погашение долгов и выполнение обязательств перед туристами.

Другой вопрос, который сейчас встаёт перед рынком, – это каким образом операторы будут компенсировать деньги, которые будут фактически изыматься из оборота компаний. Варианта два: либо снижение комиссии, либо увеличение стоимости тура.

– И на сколько повысятся туры, если всё-таки это отразится?

– Пока ещё рано говорить. Слово за туроператорами.

– Сейчас много разговоров о Едином реестре турагентств. Это какие изменения?

– С 1 января агентства должны будут работать по доверенности туроператора, что сильно усложняет процесс документооборота. Фактически это означает, что буквально на каждый продаваемый маленькой фирмой тур у неё должна быть юридически правильно оформленная доверенность.

– А раньше так не было?

– Раньше схема взаимодействия операторов и агентств была намного проще. Теперь же главная проблема – противоречие принятых государством решений. Отсюда неуверенность у турфирм – не по своей вине они находятся под Дамокловым мечом Роспотребнадзора. Надеемся, что к концу января ситуация прояснится.

– Есть мнение, что с введением нового закона станет сложно самостоятельным турагентам, то есть тем, кто из дома оформлял туры?

– Если будут приняты поправки к закону о Едином реестре, то этот сегмент вообще может исчезнуть. Это связано с ответственностью туроператоров по предоставляемым сведениям. Возможно, это приведёт к объединению агентов и укрупнению участников рынка. Позитивным результатом нововведений может стать повышение общего уровня профессионализма агентского бизнеса, что в конечном счёте только на руку конечному потребителю – туристу.

Потому что, чтобы попасть в реестр, тебя операторы должны внести. Вносят они те офисы, в которых уверены. То есть здесь некий гарант для туристов, что офисы будут проверены. То есть таким менеджерам придётся либо устраиваться в офисы туристические, либо открывать свои. Но моё мнение, что это правильно. Так человек вкладывается в бизнес и понимает, что он будет работать и пришёл на рынок надолго. Другое дело, ты из дома забронировал, приехал, никто твоих контактов и адреса не знает, а отсюда есть и мошенничество.

Арабские Эмираты отчасти заменили Египет.

– Где отдыхали уральцы? Может, стали выбирать новые направления?

– Лидер спроса, конечно же, Россия. Далее идут Тунис, Кипр, Греция, Болгария, Абхазия, Испания, Таиланд, Черногория. Если же брать не весь год, а только осенне-зимний период, то самым популярным направлением отдыха стал Таиланд, затем – Россия, Вьетнам, Индия, ОАЭ, Турция, Доминикана, Чехия и Китай.

– А как сейчас зимний отдых в Сочи? Обещали пакетные туры туда. Есть ли спрос?

– Жаловаться на популярность горнолыжного отдыха в Сочи не приходится. Это действительно направление № 1 для россиян. Однако эта популярность одновременно вызывает и беспокойство: не будет ли очередей на подъёмниках, не будут ли переполнены автобусы и "Ласточки". При этом цены на пакетные туры начинаются от 20 тысяч рублей за неделю.

– Что у людей основное при выборе страны путешествия? Цена? Безопасность? Отсутствие визы?

– В период кризиса всегда важнейшим фактором становится цена. Даже угроза терактов не отпугивает туристов, если траты на опасное направление оказываются более щадящими для их кошельков. Второстепенными факторами выбора являются качество сервиса на пляжах, наличие пакета "всё включено", удобство перелётов и т. п.

– Как сейчас у Турции дела? Как пережили лето без неё?

– Рынок вполне адаптировался к тому, что Турция стала недоступна. Однако, как только запреты на полёты были сняты, был зафиксирован резкий рост спроса на эту страну. Он продолжается и сейчас, даже вопреки последним трагическим событиям.

– Стало ли меньше клиентов у турфирм из-за увеличения количества самостоятельных путешественников?

– Нет, это разные и практически не пересекающиеся сегменты. Тем более что на массовых направлениях туры гораздо выгоднее, чем индивидуальное бронирование.

– Например?

– Например, Таиланд, Вьетнам, Турция, Египет, Тунис. Тут ведь ещё важными становятся компетенции агента, который может подсказать лучший отель, лучший пляж. Поэтому количество самостоятельных путешественников увеличится максимум на 7%. Для рынка это не столь и значимая цифра.

– Какие новые направления в следующем году могут появиться? Может, какая-нибудь экзотика…

– Что касается экзотики, то сейчас повышается спрос на ту же Шри-Ланку, Мальдивы, Кубу, в Доминикану. Интересное направление – Занзибар. Его просто многие не знают. На самом деле пляж Занзибара входит в десятку лучших в мире. Это белоснежный песок, идеально чистая вода, это дайвинги и все водные виды спорта, отличные пятизвёздочные отели. И что немаловажно, у Занзибара есть экскурсионная программа. Например, сафари с перелётом в Кению. И, кстати, туристам не требуется никаких дополнительных прививок – страна абсолютно безопасна с точки зрения инфекций.

– Какой летом 2017-го будет спрос на поездки? Чаще ли будут ездить уральцы?

– Мы ожидаем, что да. Я думаю, что прирост будет процентов на 10-15.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления