E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

облачно, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

зап.

729мм 79%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Семья 32-летняя мама двенадцати детей: «За глаза говорили, давайте мы тоже нарожаем, пусть и нам дом купят»

32-летняя мама двенадцати детей: «За глаза говорили, давайте мы тоже нарожаем, пусть и нам дом купят»

Мы побывали в гостях у многодетной семьи, которую обманули власти, в их новом доме в Березовском

На фото нет только двоих — папы и старшего сына

— Вот здесь мы елку поставим. Я когда увидела этот огромный зал — большую комнату, сразу про Новый год подумала, про елку. Может, потому что у нас никогда не было елки и мы не звали гостей, не было места. Теперь на этот Новый год позовем гостей и родственников.

Всего лишь месяц назад мы встречались с Катей Кириченко в совсем другой обстановке, в селе Верховино, в Тугулымском районе. Там семья жила в половине деревенского дома, купленного несколько лет назад на материнский капитал. Семья из 14 человек размещалась в полутора комнатах. Мы ехали делать оптимистичный репортаж о большой русской семье из деревни, которая воспитывает 12 детей. Но в итоге получилась история о проблемах многодетных родителей и обманчивой помощи государства. Как в насмешку, местные власти дали Кириченко и еще нескольким семьям участок под строительство дома в лесоохранной зоне. Там нет ни дорог, ни коммуникаций, ничего — лишь многолетние корабельные сосны, которые по закону нельзя рубить.

Хотя в целом Катя, ее муж Янис и все их дети действительно выглядели очень счастливой и гармоничной семьей. А дальше после публикации случилось «чудо» — так говорят про это сама Катя и ее мама. Репортаж изменил жизнь этой семьи. Узнав про них, известный меценат Игорь Алтушкин подарил им дом в Березовском. Просторный, 450 квадратных метров с участком (14,5 сотки).

Мы в гостях у семьи в новом доме. Правда семья на этот раз не в полном составе. Янис остался в Верховино. Он продолжает там работать и параллельно ищет работу в Березовском. Старший сын 13-летний Максим уехал на учебу в Тюмень — он учится там в президентском кадетском училище.

После крохотного деревенского дома, где в полутора комнатах кричали, галдели, бегали, играли, шумели 14 человек, в новом доме тихо. Дети разбежались по разным комнатам трех этажей. Катя показывает нам новое жилье.

Экскурсия по новому дому многодетной семьи

Спускаемся на цокольный этаж. Тут комнатка прачечной, спортзал, сауна, бассейн.

— Воды еще не набрали, тут целая система набора воды, самоочистки, — говорит Катя. — В тренажерном зале пока старшие дети занимаются. Я только один раз выкроила время, чтобы потренироваться на беговой дорожке. Но надо теперь для себя выкраивать время.

«Представьте, я тут вспомнила, что последний раз себе косметику — тушь и помаду — покупала семь лет назад! Но сейчас в городе живу, придется покупать»

На первом этаже огромный зал (это там, где будет елка) с большим мультимедийным экраном. Прежние хозяева оставили всю мебель и аппаратуру. Кроме этой гостиной тут еще одна комната. На втором этаже пять комнат. И две комнаты на третьем этаже.

Пока в комнатах устроились по двое детей, у каждого теперь будет своя кровать. Своя комната у старшего Максима, когда он будет приезжать на каникулы. Потом в планах сделать каждому по собственной комнате — площади позволяют. На третьем этаже несколько помещений, пока нежилых, но их также можно обустроить и сделать там комнаты.

Катя рассказывает о планах на дом, мы спускаемся в компании детей на участок. Тут все ухоженно и засажено. Капуста. Плантации клубники. Катя радуется каждой посадке: и яблоням, и черемухе, и какому-то неизвестному экзотическому дереву с крупными фиолетовыми ягодами, похожими по вкусу на киви («название так и не запомнила, но обязательно узнаю, что это такое») и могучей сосне («это так здорово, когда есть своя сосна на участке, мы еще ель обязательно посадим»). Рядом с добротной застекленной теплицей вьется виноградная лоза.

Автопарк младших из семейства Кириченко

— Еще недавно, когда приезжали сюда в первый раз, выбирая дом, тут целые грозди висели, — рассказывает Катя. — Успели попробовать, хотя и уральский сорт, но вкус настоящий. Как у обычного южного винограда.

Прямо перед домом аккуратно засаженные картошкой сотки.

— Картошку (посадку) мы хотим перенести в другое место. А здесь напротив дома просторно, мы устроим детскую площадку: песочницу, качели.

Живность в новый дом пока перевезти не успели. В эти выходные Янис привезет кур. Прежние хозяева тоже держали птицу, на участке есть небольшой курятник. Позже переедут пес и шесть домашних котов.

— Поросят пока перевозить не решаемся, нужно обустроить помещение под них, поставить его на той стороне участка подальше от соседей, чтобы никому не помешать. Пока за поросятами будет следить мама. Она решила сдавать свою квартиру в городе, и переехать на зиму в Верховино.

Вернувшись в дом, Катя зовет нас пить чай в кухню-столовую. Угощает нас пирогами.

— Сейчас мы можем обедать, завтракать и ужинать все вместе за одним столом. До этого ели партиями по три-четыре человека. Одни поедят, сполоснут посуду, потом другие садятся за стол. Мы разговариваем за чаем.

Катя рассказывает, что завтра дети в первый раз пойдут в новую школу и в садик. И сама она тоже скоро пойдет учиться! 12 октября у нее начало сессии. Она сдала документы в педагогический колледж, который открылся на базе одной из школ Березовского.

— Когда оформляла документы в школу и садик, разговорились с сотрудниками Департамента образования. Они мне: у вас столько детей, вам бы самой преподавать. Я говорю: очень бы хотелось бы, но я, видимо, уже упустила свое время, когда пошла учиться на менеджера, а не на педагога. А они мне предложили поступить учиться на учителя младших классов. Я обрадовалась. Получить образование после тридцати — больше у меня такого шанса не будет. Может у кого-то из детей буду классным руководителем. Я уверена, что у меня получится, буду хорошим педагогом. Нужно ценить и правильно пользоваться таким подарком: домом в городе, да еще рядом с мегаполисом. Сейчас будем записывать детей в кружки и секции. Здесь в Березовском есть два спортивных центра, Коля сможет продолжать заниматься дзюдо. Девочки просятся в музыкальную школу. Алиса, как и мечтала, будет заниматься в модельном агентстве в Екатеринбурге.

— В селе как соседи отреагировали на вашу радость?

— Кто-то радовался, поздравлял. Кто-то возмущался, недоумевал, были такие, что говорили, давайте мы сейчас также детей нарожаем, нам тоже дом нужен. Но открыто в глаза такого, конечно, никто мне не говорил. Я это читала в комментариях, иногда писали из нашего села.

Фото во время нашей первой встречи в Верховино
Янис со старшим сыном Максимом, курсантом кадетского училища
Екатерина с наградами

Да, вашу историю очень бурно обсуждали… И не все положительные комментарии писали. Не обижались?

— Нет! Это нормально, есть одно мнение, есть другое. Но некоторые реплики задевали, хотелось поспорить. Вот, например. Пишет женщина: «Что вы их ругаете, это же будущее страны, работники, налогоплательщики, это ваша будущая пенсия». Ей отвечают: «Они будут работать неофициально, на простых (низкоквалифицированных) работах. Не будут отчислять налоги».

Я всегда задумывалась о том, кто в этом виноват, что большинство граждан сейчас не платит налоги, работают неофициально. Сделайте на селе хозяйство государственное, устройте людей официально. Вот у нас в соседнем селе хозяйство есть, владелец никого не устраивает официально, посеял, собрал, продал. На него батрачат сельчане. Зарплату платит он черную, да и хорошо, если заплатит, все работают без договоров. А был у нас в Верховино предприниматель Белов, занимался зерновыми. Платил нормальные деньги работникам, официально. Но субсидиями, какими-то льготами государство его не поддерживало, и он разорился.

Был еще один, пытался свое хозяйство устроить. Взял в аренду поля, технику закупил. Магазин свой построил. Люди у него работали официально, работу им давал. Но тоже загнулся. Если бы государство организовало бы хозяйство, организовало бы рабочие места, то люди платили бы налоги уже государству.

— Хорошо рассуждаете, вам бы в депутаты!

— Я как-то разговаривала с депутатами от КПРФ, они мне — нам бы такого в Законодательное собрание. Они пытались помочь мне решить проблему с землей, когда нам дали участок, где нельзя строить. Приезжали на прием к главе Тугулыма, он захлопывал перед ними двери. Но я думаю, что в политике все решают деньги, и я бы там никого не устроила. Первое, чем бы я занялась, это лишила бы депутатов зарплаты. Депутаты, как и все, должны работать, ну не занимает депутатская деятельность всего рабочего дня. А на зарплату собирать можно смсками, как сейчас на лечение больным детям.

— Вас обвиняли в безответственности: как можно в полутора комнатах 12 детей заводить. Что бы вы ответили?

— Мы же не сидели на месте, не планировали прожить всю жизнь в этом доме или двухкомнатной квартире в Троицком. Добивались ипотеки. Брали в одном из сел дом по программе молодая семья. Он сгорел, и опять начали все с нуля. Купили на материнский капитал дом в Верховино. Получив путинские выплаты, купили квартиру. Планировали продавать вторую машину (УАЗ-«Патриот», мы на ней не выезжаем, очень много бензина расходует) и достраивать дом.

— Сомневаются, можете ли вы дать нормальное образование. Мол, растят трактористов да доярок.

— Я не понимаю такого пренебрежения и высокомерия к рабочим профессиям. Почему они считают эту работу недостойной? То, что у вас есть на столе, это благодаря этим людям. Так почему такое отношение? Есть хлеб, потому что есть комбайнеры, агрономы, есть мясо — этих животных кто-то вырастил. Да без тех же дворников мы в грязи по уши будем. Это я не к тому, что нужно стремиться в дворники, а к тому, что нужно любой труд уважать. Или все, кто пишет эти комментарии, на нефтяных вышках сидят, олигархи? Конечно, мне бы хотелось, чтобы кто-то из моих детей стал и врачом, и учителем, наукой, может, занимался. Захотят — смогут, возможности есть. Например, сейчас есть программа: целевое обучение врачей. Больница заключает договор с медакадемией, платит за обучение, а потом несколько лет нужно отработать в той же больнице. Варианты-то есть. Захотят учиться, приложим все усилия. Не хотят: а смысл вбухивать деньги? Лучше быть хорошим трактористом, чем врачом с купленным дипломом. У старшего сына была мечта поступить в престижное кадетское училище. Наши льготы там не котировались, там есть небольшие льготы лишь у детей военных. Знакомые говорили — не поступит, там дети с репетиторами с первого класса занимались. А он подтянул английский с помощью программ из интернета. Поступил. Мы поддерживали. Ни разу не сказали: «Может, не надо?» Наоборот говорили: «Ты лучший, ты сможешь».

Теперь за столом в новой кухне вмещается вся семья

— После огласки истории с землей следователи начали проверку. Теперь, когда у вас есть большой дом, вы будете добиваться, чтобы дали участок?

— Буду. В тугулымской администрации мне вскользь сказали: «Сейчас, наверное, вопрос с землей закрыт, вам уже не надо, забудем?» Я подумала: почему забыть? У меня дети растут, кому-нибудь пригодится. Мечтаю каждому ребенку купить хоть небольшое, в области, но отдельное жилье. Могут потом продать, но это будет хоть капля начального капитала. У нас с Янисом не было этой капли. Если бы была, может уже сами купили бы большой дом. И еще есть причина, почему не хочу оставлять это дело. Потому что власти должны делать свою работу нормально. Если врач не будет работать нормально — погибнем, водитель — попадем в аварию. А тут… Мы же с них должны пример брать, это наша власть. Да, пусть маленькая, тугулымская. Но они ответственны за свой район, должны вкладываться в него. Ведь Тугулым развивался когда-то, были фермы, завод кирпичный. А сейчас район тугулымский загибается. Смотрю в новостях, что глава у нас бывший, при котором нам тот участок давали, под домашним арестом. Читаю, как покупали мебель в свои кабинеты, диваны из сумм, выделенных на городские нужды. А еще про коттедж прежнего главы за 30 миллионов в Тюменской области… К следователю по поводу той земли нас пока не вызывали, несколько раз звонили по телефону, уточняли какие-то детали.

— Вы объехали несколько домов, мы видели фотографии интерьеров тех коттеджей. Вам предлагали роскошные особняки, а вы выбрали дом поскромнее.

— Да, все дома были замечательные. Шикарные интерьеры, с позолотой. Но нам больше всего понравился этот. Он хотя и поскромнее, но очень надежный, крепкий, сделан с душой. Фундамент крепкий, выдержит многоэтажку. Прежняя хозяйка мне очень понравилась. Дом строили для ее большой семьи, но дети разъехались, такие пространства были уже не нужны. Знаете, нам выделили на 12 детей — 12 миллионов. Некоторые знакомые советовали: надо покупать на всю сумму. Продашь потом, купишь поскромнее, деньги останутся. Но это выглядело бы очень некрасиво. От добра добра не ищут.

— Давайте о хорошем. Вы говорили, что журналисты к вам приезжали раньше, когда рождался очередной ребенок. Дадите еще повод?

— (Катя смеется). А почему бы нет. Препятствовать этому не будем. Как получится. Но у нас есть еще планы. Несколько лет назад я прошла школу приемных родителей. Год назад мы обращались в опеку, хотели взять из детского дома приемного ребенка. Но тогда нам, конечно, сказали, что наши жилищные условия не позволяют. Но сейчас-то у нас есть все условия, мы готовы принять в свою семью еще двух-трех детей. Это будет как некая благодарность за тот подарок, который сделали нам. То, что с нами случилось, надо использовать во благо. По этой же причине мы не стали сдавать нашу городскую квартиру в Троицком. Сначала хотели найти квартирантов, был бы дополнительный доход. Но потом решили сделать по-другому. Позвонили в местное управление соцполитики и предложили отдать во временное пользование эту квартиру тем, кто сейчас нуждается в жилье. Может, у кого-то сгорел дом, как у нас когда-то, у кого-то холодный дом в деревне, пусть живут бесплатно в нашей пустующей квартире. Нужно не только брать, но и давать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления