В Екатеринбурге к чемпионату мира по футболу обещают построить новый автовокзал. К 2018 году привычный нам Северный автовокзал превратится в большой транспортно-пересадочный комплекс "Центральный". Корреспонденты Е1.RU выяснили, что из себя будет представлять новый объект.
Новый транспортный узел расположится в районе действующего автовокзала: в квадрате переулков Невьянский и Производственный, улиц Стрелочников и Вокзальной. Правда, площадь, которую займёт "Центральный", будет в 70 раз больше.
- Нам часто задают вопрос "Зачем нужно такое большое пространство?". В нашем проекте это обусловлено рядом факторов. Во-первых, это позволит добиться деконцентрации людей в большом пространстве, что положительно скажется на безопасности пассажиров. Если вспомнить последний теракт на вокзале в Волгограде, то там наибольшее количество жертв было в месте скопления людей. Более безопасно, когда пассажиры рассеяны на большой площади, - рассказывает руководитель проекта Илья Белоус. - Во-вторых, впервые попадая в город, судишь о нём по первому впечатлению. Большой красивый объект повысит имидж Екатеринбурга в глазах прибывающих гостей, количество которых у нас особо возрастёт к чемпионату мира по футболу.
Сегодня Северный автовокзал занимает территорию примерно в две тысячи квадратных метров. Трёхэтажное здание окружено торговыми лавками, шашлычными и киосками с хот-догами и шаурмой. Именно так выглядит лицо Екатеринбурга для тех, кто впервые приезжает в город на автобусе.
Через несколько лет руководство Северного автовокзала обещает до неузнаваемости изменить транспортный объект. Комплекс общей площадью в 140 тысяч квадратных метров будет иметь семиуровневую систему. На первых двух подземных уровнях (минус первом и минус втором) расположится автомобильная парковка на две тысячи мест. Первый этаж полностью займёт автовокзал: под крытым комплексом разместятся перроны отправления и прибытия, зона для стоянки автобусов, залы ожидания и кассы.
- Здесь планировкой продумано всё - начиная от технической зоны для ремонта автобусов и заканчивая автомойками, чтобы транспорт мог выходить чистым в рейс, - уверяет Белоус. - Кроме того, водителям не придётся стоять на морозе и жечь топливо, они будут заезжать в тёплое здание.
На втором этапе проекта строители намерены соединить автовокзал со станцией метрополитена "Уральская" специальным крытым переходом. Технологически сложное сооружение должно расположиться прямо над метро. Руководство Екатеринбургского метрополитена сначала было против такого строительства, но после консультаций с экспертами и положительных рекомендаций администрации города дало согласие. По словам автора проекта, организация крытого общественного пространства над сооружениями метрополитена и выходом из него станет строительным ноу-хау для нашего региона.
- Для этого будет выделена большая площадь размером с футбольное поле, где будут встречаться все пешеходные потоки: пассажиры железнодорожного вокзала, метро, автовокзала, - отмечает Илья Белоус. - Пространство будет находиться под куполом, что обеспечит пассажирам комфортный переход на автовокзал и к остановкам общественного транспорта.
В перспективе "Центральный" планируют соединить и с железнодорожным вокзалом, а переходы оборудовать траволаторами. Впрочем, они появятся на перроне высадки. С помощью траволатора пассажиры смогут без проблем добраться к выходу.
Второй этаж комплекса займут службы автовокзала. Также здесь и на остальных вышерасположенных уровнях появятся офисы, магазины, рестораны и кинотеатр. Именно сдача в аренду помещений позволит в будущем окупить проект, который может обойтись собственникам Северного автовокзала в сумму до 5 миллиардов рублей. Часть средств будут собственными, часть - заёмными и инвестиционными.
Руководитель проекта уверяет, что попытается решить вопрос и с пробками в районе автовокзала. В частности, будут расширены, реконструированы и обустроены новыми схемами движения прилегающие улицы, например, двухполосная улица Стрелочников станет четырёхполосной. Парковочные места для автомобилей добавит подземный паркинг.
До сих пор актуальной остаётся проблема с близрасположенным бараком, который принадлежит РЖД. Здание по улице Вокзальной, 7 разрывает застройку нового объекта - если вы посмотрите на эскиз проекта, увидите небольшую "выемку". Руководство Северного пыталось решить вопрос с собственником барака СвЖД, однако понимания найти так и не удалось.
- Деревянный барак 20-х годов прошлого века, с перегнившими перекрытиями, в котором размещены некоторые службы РЖД, не несёт функциональной значимости именно на этом месте, - говорит Белоус. - Мы не первый год уже ведём переговоры: предлагаем выкупить здание или поменять на неветхое - но понимания пока нет. Ни администрация города, ни полпредство, ни Минтранс не могут повлиять на ситуацию.
И всё же руководство Северного автовокзала надеется, что до строительства – начала 2015 года – проблему удастся разрешить.
Возводить объект будут в три этапа. К 2017 году планируется завершить строительство крытого перрона и самой части автовокзала. Поэтапный перенос зоны автовокзала в новое здание позволит обеспечить бесперебойную работу транспортного предприятия. Полностью "Центральный" планируют открыть в марте 2018 года.
Создатели проекта заявляют, что аналогов такого транспортно-пересадочного комплекса в России пока нет. В первую очередь руководство автовокзала ориентировалось на зарубежные площадки, такие как Transbay Terminal в Сан-Франциско, автовокзал Kamppi в Хельсинки и Стратфордский вокзал в Лондоне.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Ларионов, председатель комитета по защите прав автомобилистов:
- Конечный результат хорош для города уже тем, что планируется строительство подземных парковок и расширение улицы Стрелочников. Помимо большей пропускной способности это будет означать, что водители автобусов будут испытывать меньше затруднений при заезде-выезде. Можно надеяться, что светофор на въезде перестанет быть серьёзной причиной пробок.
В процессе же строительства влияние на дорожное движение будет зависеть от того, каким образом будет организовано движение автобусов и планируются ли перекрытия улиц. Очень хочется надеяться, что организаторы работ поставят решение таких проблем на первое место, в частности не будут ограничивать или перекрывать движение по дорогам в будние дни. Улица Стрелочников и без того едва справляется с трафиком, и если движение по ней ограничить - неминуемо ухудшится ситуация на перекрёстке улиц Челюскинцев-Космонавтов и на "пятачке" Ленина-Репина-ВИЗ-бульвар, что приведёт к рекордным пробкам в центральной части города.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: КАК СЕЙЧАС ВЫГЛЯДИТ И КАКИМ БУДЕТ СЕВЕРНЫЙ АВТОВОКЗАЛ К 2018 ГОДУ