На днях журналисты E1.RU пообщались с заместителем главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгением Липовичем. Встреча была долгожданной, несколько раз откладывалась, и за это время к чиновнику накопилось множество вопросов, в том числе и не самых удобных.
Мы собрали основные, которые горожане часто задают нам в письмах и комментариях: когда общественный транспорт начнёт ходить лучше, какие дороги будут ремонтировать в 2015 году, зачем администрация хочет убрать машины из центра города и когда перестанут класть асфальт в дождь и снег.
На эти и другие вопросы Липович ответил – в своей манере. Мы оставим всё, что сказал чиновник – без оценочного суждения, и предоставим читателям возможность самостоятельно сделать выводы из его слов.
– Какие дороги планируется отремонтировать в 2015 году?
– У нас сформирован план почти на 1,5 миллиарда, готова вся сметная и конкурсная документация. В дорожном фонде на ремонт дорог мы запрашивали именно такую сумму, пока нам поставили 20 миллионов, и мы в растерянности, не знаем, чего ждать дальше. Перечень объектов уже готов. Надеемся, что область в конце концов прислушается и какие-то средства нам ещё выделит. Но опять, по всей видимости, это произойдёт где-то в мае, и дороги мы начнём ремонтировать в сентябре. Перечень дорог я сейчас не буду называть, но это самые проблемные участки, которые называли сами горожане, голосуя на нашем сайте.
– Получается, мы заложники цикличной проблемы: из-за того, что деньги поздно выделяют, дороги начинают строить осенью, в итоге подрядчики закатывают асфальт поверх снега, в дождь. Естественно, дорога быстро приходит в негодность, и на следующий год её надо ремонтировать заново. Эту проблему как-то можно решить?
– Этот вопрос достаточно давно решён, и у нас нарушений технического регламента практически нет.
– А как же эти видео, которые присылают нам в редакцию читатели, где работники кладут асфальт в непогоду?
– Вы мне покажите это видео. Ещё раз говорю, у нас практически таких случаев нет. У нас сегодня существует трёхступенчатый контроль – есть контроль службы заказчика, лабораторный и общественный. Если какие-то случаи и бывают, то мы заставляем переделывать. Качество значительно улучшается из года в год. Если ещё в прошлом году по сигналам тех же общественников мы обнаружили два объекта, по которым асфальт укладывался в дождь, то в 2014 году таких случаев вообще нет.
Евгений Ефимович, вот одно из видео укладки асфальта в снег.
Недобросовестные подрядчики, в том числе компания "Эмма", которая реконструирует улицу Степана Разина, не получают за свою работу деньги. Они не могут понять, почему – дорога же стоит. За мной до сих пор ходит один из подрядчиков, который в прошлом году ремонтировал улицу Малышева – мы ему не оплатили верхний слой, потому что лабораторные испытания показали недостаточный коэффициент уплотнения. Подрядчик говорит: "Но ведь по дороге все ездят, с ней же ничего плохого не случилось за год". И тем не менее оплачивать не будем, если у нас есть заключение лаборатории о том, что какие-то качественные характеристики не удовлетворяют.
– Не боитесь распугать подрядчиков?
– Нет. У нас сейчас на гарантийном контроле находится 254 объекта. Это дороги, которые были отремонтированы и построены в течение последних трёх лет. Каждую весну собирается комиссия, и мы их объезжаем и фиксируем появившиеся разрушения. На 156 объектах ремонта в этом году было выявлено 1137 дефектов – это истирание верхнего слоя, колейность, выбоины и другие. По состоянию на 15 декабря подрядчики безвозмездно устранили 1036 дефектов (это 92 %). В отношении трёх подрядчиков поданы иски в Арбитражный суд. Это "Свердловскавтодор", "Дорстрой", "Средуралавтодор".
– А можно положить асфальт один раз и на несколько лет?
– Можно. Просто надо с меньшей интенсивностью и без шипов ездить по этому асфальту. Мы не можем, как в Финляндии, содержать дороги в уплотнённом снеге, который защищает дороги от шипов. У нас же сегодня по ГОСТу все дороги должны чиститься до асфальта, и при этом автомобилисты могут надевать шипы когда угодно.
– Планируется ли ввести платный въезд в город?
– Прежде чем вводить антистимулирующие мероприятия для автомобилистов, мы должны сделать так, чтобы водитель захотел пересесть на общественный транспорт. Пока у нас некомфортный общественный транспорт, и мы с вами это понимаем. Первое условие – трамваи и автобусы должны ходить строго по расписанию. Когда человек знает, что через две минуты подойдёт трамвай, он туда сядет и поедет. Пока всего этого нет, платный въезд в город предпринимать не стоит. Введения платной парковки пока достаточно.
– Сумму штрафа за неоплату платной парковки будете увеличивать?
– Штраф пока не планируется увеличивать, мы пока не видим в этом необходимости. Плату мы также пока не предполагаем увеличивать. Мы видим, что те платные парковки, которые сегодня уже организованы, в общем-то не заполнены до конца. Думаю, водители постепенно привыкнут.
– Недавно мы общались с "Атомстройкомплексом" по поводу улицы Красноармейской, которая станет пешеходной, и из разговора стало очевидно, что пешеходным может стать весь центр. Что делать автомобилистам в таком случае? Парковаться им негде, дорог будет меньше, парковочных мест в бизнес– и торговых центрах не хватает…
– Основным источником негативной атмосферы в городе является автомобиль. Мы должны добиться того, чтобы в город на личном транспорте вообще перестали въезжать. Построив дополнительную парковку, мы создадим стимул приезжать в центр на машине.
– То есть Екатеринбург – город для пешеходов?
– Совершенно верно. Ещё 5 лет назад, когда я только пришёл и была программа "Дом для автомобиля", мы обсуждали с Чернецким необходимость изменений, и он со мной согласился. Поэтому на сегодня основной проект – город для пешеходов. Ухудшение атмосферы в городе каждый год происходит не из-за заводов и фабрик, а из-за транспорта. Мне искренне жаль, что мамам с детьми приходится всем этим дышать, ведя своих детей по тротуарам и бульварам. Мы почему-то стараемся об этом не думать, но среда обитания человека не должна зависеть от амбиций водителя, который хочет приехать из точки А в точку Б на своём личном авто.
– Он хочет приехать, потому что ему холодно и он не хочет ждать по два часа транспорт.
– Вы абсолютно правы. Поэтому наша задача сделать комфортным общественный транспорт и постепенно стимулировать владельцев личных авто пересаживаться на него. Но быстро это не случится. Как мне говорили коллеги во Франции, "мы побуждали к этому 20 лет. Вы хотите за два года? Ничего у вас не получится". Недалеко от Лиона застраивается район по типу нашего Академического. Строится новый мост к этому району. Так вот, на нём будут только полосы для общественного транспорта, велосипедов и пешеходов. Я спросил, будет ли хотя бы один ряд для машин, так мне ответили: "Нет, пусть они свои машины на том берегу оставляют".
– Но на общественный транспорт много жалоб. Читатели постоянно пишут нам, что не могут дождаться на остановке автобус или маршрутку, жалуются на хамство водителей и кондукторов.
– Я прямо скажу, что сегодня, к сожалению, по многим маршрутам у нас в принципе не выполняется транспортная работа. Допустим, если положено совершать 25 рейсов, выполняется всего 20. Уже сегодня ситуация достаточно серьёзно меняется из-за того, что мигранты стали уезжать. На это повлияла и ситуация с евро, потому что раньше они зарабатывали рубли, превращали их в валюту и везли её домой. Сейчас понятно, что они получают в два раза меньше за работу.
Второе, мы понимаем, что в 2015 году водителям-мигрантам будет необходимо здесь пересдать экзамены и получить водительские права российского образца. Прямо признаемся, что многие водители, в первую очередь частных перевозчиков, плохо говорят по-русски, слабо знают правила и им будет крайне сложно. Будет серьёзный отток. В этой ситуации мы, конечно же, предполагаем серьёзно менять маршрутную сеть: у нас и так дублируются многие маршруты.
– Получается, что автобусы будут ещё сильнее забиты пассажирами?
– Нет, вы неправильно говорите. У нас в своё время было понятие "пассажирский транспорт" и "маршрутное такси", но в одночасье в 2009 году всё превратилось в общественный транспорт. Но когда формировалась сеть маршрутных такси, мы особо не смотрели, насколько они дублируют маршруты общественного транспорта, в 2009 году оказалось, что дублируется очень много маршрутов.
В мире есть опыт изменения системы пассажирского транспорта через так называемые транспортно-пересадочные узлы. Сегодня у нас практически все маршруты проходят через центр города, он переполнен автобусами разной вместимости. Поэтому нам нужно подвозить людей к какой-то точке, например к станции "Ботаническая" в южной части города, где пассажир пересядет на метро или на трамвай, а автобусы развернутся и дальше в центр не пойдут. Вот подход, который мы будем реализовывать в новой маршрутной сети. Это позволяет меньшим количеством подвижного состава финансово обеспечить транспортную доступность. Мы, конечно же, должны будем заботиться о том, чтобы пассажиры сильно не пострадали. Поэтому рассматривается вопрос о снижении стоимости проездного.
– Денег в городском бюджете на строительство трамвая просто нет. Мы ведём проектирование трамвайной линии, которая проходит по де Геннина в одном уровне с Объездной и доходит до Шаумяна, где поворачивает и встраивается в существующую сеть. Конечно, мы рассчитываем, что, когда проект будет готов, мы обратимся в областное правительство, чтобы за счёт дорожного фонда его реализовать. На строительство трамвайной линии уйдёт 1,5 года.
– Зачем общество делить на автомобилистов и пешеходов? Мы как будто стимулируем конфликт.
– Мы стимулируем не конфликт, а людей – думать о том, в какой среде они проживают. Мы боремся с курением, но вред и затраты на одного курильщика значительно меньше, чем от автомобилиста. Мы должны дорогу содержать, ремонтировать раз в три-четыре года. Можно, конечно, принять неправильное решение – пусть пешеход сидит дома, а мы будем строить дороги, бульвары уберём, разрежем дорогами все парки и скверы и будем комфортно ездить, у нас же климат плохой. Машину мы будем оставлять у лифта или вообще на балконе. У любого магазина пусть будет бесплатная парковка, а трамвайные пути нужно закатать в асфальт.
Я вам приведу простой пример, перекрёсток 8 Марта – Куйбышева. Мы буквально два года назад сделали там правую поворотную полосу. Это значительно облегчило движение через этот перекрёсток. Но прошёл буквально год – и вновь стали появляться пробки. Это общеизвестная мировая проблема: чем больше бесплатного общедоступного ресурса, тем более он востребован. Чем больше бесплатного места для стоянки машин, тем больше на этих машинах будут ездить. Расширяя улицы, мы всё больше и больше вынуждены вкладывать в содержание дорог, их ремонты, и эта песня у нас будет продолжаться без конца. Что делают в Голландии, когда увидели пробку на улице? Они заузили дорогу или сделали её пешеходной. Что сделали у нас? Расширили дорогу.
– Ещё один важный вопрос. После строительства объездной водители, чтобы не стоять в пробках, начали их срезать через лесополосы. Жители местных домов, не найдя поддержки от районных властей, начали сами бороться с водителями, вырубая деревья. Можем ли мы наши лесополосы оградить от автолюбителей? Как прекратить войну?
– Это не война, это отчаяние. Мы знаем эту проблему, и она существует давно. Администрация перекапывает места проезда, но водители всё равно находят, где проехать. Пока культура не появится, нарушитель будет. А строительство ограждений – удовольствие дорогое. Все дороги оградить не удастся. Это нарушение, значит должна работать система неизбежности наказания.
– Разве этим не квартальные занимаются?
– Квартальные передают информацию участковым. Тот должен владельца пригласить на комиссию и выписать штраф.
– Вы довольны работой квартальных?
– Мы сейчас требуем от них фотоотчётов в формате "было – стало". Просим жителей тоже помогать в этом вопросе, присылать фотографии. Если я отчёта не вижу, значит квартальный не работает.
– Известный блогер Илья Варламов увидел в Екатеринбурге как массу достоинств, так и недостатков, разрушенные тротуары, дороги, например. Что думаете по этому поводу?
– Я во многом согласен с Варламовым. В любом городе есть места, которые мы не хотели бы показывать гостям. И мы должны стремиться к тому, чтобы таких мест в городе с каждым годом становилось всё меньше и меньше.