В последнее время в Роспотребнадзор стали чаще жаловаться покупатели. Как пояснила Е1.RU руководитель Екатеринбургского консультационного центра Роспотребнадзора Светлана Костромина, в последнее время к традиционным жалобам на фильтры для воды и пылесосы добавились звонки с информацией о том, что люди не могут купить товар в магазине.
– Потребители жалуются на цены, но пока мы иски в суд не составляли. Если вы заключили договор, а там зафиксирована цена, то это одно, а то, что резко подросли цены в магазинах, то тут, извините, свободное ценообразование, – пояснила Светлана Костромина. – За ценами должна наблюдать антимонопольная служба.
В консультационный центр обратилась екатеринбурженка, которая хотела купить кольцо за 180 000 рублей и уже внесла за него аванс 50 000, а потом продавец заявил, что украшение подорожало до 250 000 рублей.
– Но тут нужны доказательства, что изначально цена была именно такая, – говорит правозащитница. – По автомобилям тоже звонят. Звонил потребитель с жалобами на магазин, где ему отказались продать кухню. Но если просто поменяли цену: утром одна, а вечером или через час другая, то здесь законодательство наше бессильно, главное, чтобы продавцы своевременно уведомили о цене товара. А вот если был предварительный договор, то тут продавец не прав.
Напомним, Роспотребнадзор пообещал разобраться с магазинами и автосалонами, которые повысили цены после обвала рубля. Потребители, в случае нарушения их законных прав, имеют право обратиться с жалобой в надзорные органы, в том числе в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Консультации по этим и иным вопросам можно получить в сети консультационных пунктов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
Руководитель Екатеринбургского консультационного центра Роспотребнадзора рассказала, как екатеринбуржцам действовать в магазине, если не устраивает цена.
Если ценник поменялся за день несколько раз.
– Здесь ничего не сделать. У нас свобода заключения договора. На рынке два человека: один продаёт, другой покупает. У нас не регулируется ценообразование, кроме цен на детское питание и лекарства. Если цена не устраивает, идите в другой магазин. Принудить продать по более низкой цене никто не заставит, – рассказала Светлана Костромина.
Если цена указана, а товар не продают.
– В этой ситуации поможет суд. То есть надо зафиксировать все факты: что товар был в наличии, его ценник, отказ продавца продать товар. Можно даже в магазине написать заявление: "прошу продать такой-то товар по такой-то цене" и заручиться объяснением. Приложите видеосъёмку или аудиозапись, показания свидетелей. Тогда суд сможет посодействовать.
Если договор заключён, а цену продавец завышает.
– Нужно смотреть условия договора. В нём может быть пункт, что возможно изменение цены, тогда ничего не сделать. А если всё четко оговорено было, что цена товара такая-то, порядок оплаты такой-то, то тогда продавец не вправе в одностороннем порядке менять условия. В случае нарушения своих прав тоже нужно обращаться в суд.