В Екатеринбурге завершился судебный процесс, в рамках которого уралец, купивший подержанную машину в московском салоне, отсудил за многочисленные неприятности с этой машиной около 1 миллиона рублей. Если кратко, то авто отказались регистрировать в Госавтоинспекции из-за того, что предыдущий владелец был не установлен, настоящая цена машины оказалась почти вдвое больше планируемой, а оценочная – вдвое меньше.
В Областном суде подробно рассказали о злоключениях истца. Житель Алапаевска по имени Геннадий весной прошлого года нашёл в интернете объявление о продаже новой Kia Rio за 398 000 рублей в одном из московских салонов. Он уточнил у представителя салона информацию, актуально ли предложение – и отправился в столицу покупать автомобиль.
"Поскольку у покупателя при себе было только 167 000 рублей, то менеджер предложил заполнить заявку на предоставление банковского кредита на сумму 231 000 рублей, а имеющуюся сумму внести в кассу, – рассказали в облсуде. – Но вечером, перед закрытием салона, из банка пришёл отказ в выдаче кредита – тогда мужчина потребовал вернуть уплаченные деньги в размере 167 000 рублей. Менеджер, сославшись на невозможность немедленного возвращения перечисленной в банк суммы, предложил приобрести подержанный "Nissan Almera Classic" 2012 года выпуска за меньшую цену – 304 000 рублей. Геннадий, находясь в чужом городе без жилья и денег, был вынужден согласиться на это. К тому же на этот раз банк оперативно одобрил заявку на предоставление кредита, да и ежемесячное погашение кредита в размере 6 000 рублей покупателя вполне устраивало. Поскольку салон закрывался и менеджеры салона торопили с заключением сделки, мужчина на скорую руку подписал документы о приобретении автомобиля и предоставлении кредита".
Но в Алапаевске в ГИБДД Геннадию отказали в постановке на регистрационный учёт, так как юрлица салона – ООО "СК МОТОРС" и ООО "Финсервис", которые фигурировали в подписанных документах, – не являлись собственниками автомобиля.
Детальное изучение документов ещё больше повергло горе-покупателя в недоумение. Оказалось, что приобретенная машина не 2012 года выпуска, а 2010-го, а её стоимость реально составляет 530 000 рублей. Более того, ежемесячные платежи по графику составили не 6 000 рублей, а 14 673 рубля.
Геннадий позвонил в автосалон и потребовал разорвать договор и вернуть деньги. В салоне легко согласились – это значило, что Геннадию снова надо ехать в Москву.
И вот уже в Москве он узнал, что отказ от договора купли-продажи возможен только на условиях возврата автомобиля по системе "Trade-In" – то есть автосалон должен выкупить авто по стоимости, которую определит он сам. Между первым и вторым вояжем прошло всего две недели, но Nissan, купленный за 530 000 рублей, был оценен тем же салоном в 120 000 рублей.
После таких стрессов у Геннадия произошёл гипертонический криз.
Осенью 2015 года он обратился с иском о защите прав потребителя в Алапаевский городской суд – он требовал признать недействительным договор купли-продажи, а также взыскать с обеих компаний (с ООО "СК МОТОРС" и представляющую его ООО "Финсервис") 530 000 рублей за неосновательное обогащение.
Выяснилось, что авто попало в салон по очень запутанной цепочке – настоящий собственник в итоге оказался неизвестным, поскольку автомобиль неоднократно перепродавался, в том числе по поручительствам. Таким образом, компании, продававшие авто, не были его собственниками – и сделку признали недействительной. Ответчики подали на апелляцию, но Свердловский областной суд оставил решение в силе.
Так что в итоге в пользу истца взыскали 905 244 рубля, то есть убытки в виде стоимости автомобиля – 530 000 рублей, расходы на проезд – 9 238 рублей, компенсацию морального вреда – 50 000 рублей, а также штраф – 294 619 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами – 21 387 рублей.