Накануне в эфире «Студии-41» у мэра Екатеринбурга Александра Высокинского спросили, что он думает о программе Vision Zero, суть которой в том, чтобы проектировать дороги в городе по принципу нулевой терпимости к смертности в ДТП, делая их максимально безопасными.
Но мэр заявил, что в Екатеринбурге такой опыт, благодаря которому на дорогах Осло и Хельсинки в прошлом году не погибло ни одного пешехода, вряд ли будет применяться, потому что это значило бы впадать в крайность.
— Мы смотрим эту концепцию, есть такой мировой подход. Но я бы так сказал, что нам не нужно впадать из одной крайности в другую. У нас одно из предложений по реконструкции улицы Малышева как раз в рамках этой концепции: «Давайте оставим на улице Малышева проезд шириной двенадцать метров: шесть в одну сторону, шесть в другую». Вот вы Малышева себе представляете? Взяли и оставили шесть метров с каждой стороны, все остальное сделали тротуаром! Я боюсь, что большая часть горожан нас вряд ли поддержит, — сказал мэр.
По его мнению, для обеспечения безопасности достаточно установить на дорогах камеры, которые отслеживают скорость и соблюдение правил движения.
— Выезд на полосу общественного транспорта должен быть платным. Как платная дорога: выехал — заплатил, превысил скорость — заплатил, перекресток неправильно пересек — заплатил. И тогда это будет нас всех дисциплинировать, — заявил мэр.
На эти слова отреагировал урбанист Илья Варламов, написав в своем блоге, почему Высокинский неправ.
— В Екатеринбурге с начала 2020 года произошло 178 ДТП с участием пешеходов, в которых 11 человек погибли и 175 получили травмы, — пишет Варламов. — Интересно, о каких крайностях говорит мэр Екатеринбурга? Крайность — это никого не убивать? То есть на дорогах могло погибнуть 100 человек в год, а мог никто не погибнуть. Ну зачем нам крайности? Пусть будет 10–20 трупов, нормально и так! Оказывается, нулевая терпимость к смерти на дорогах — это крайность. Сделать такой город, чтобы в нем никто не погибал, — это крайность!
А больше всего блогера возмутила позиция с камерами видеонаблюдения и штрафами.
— Легковых автомобилей на тысячу жителей в Екатеринбурге меньше, чем в Стокгольме, ими пользуется меньше трети горожан. Но ради того, чтобы удовлетворить потребности меньшинства (в том числе себя самого и других чиновников мэрии), Высокинский готов жертвовать жизнями пешеходов. Ничего страшного, ведь камеры все зафиксируют и водитель потом заплатит за убийство, — возмущается Варламов. — Опыт показывает, что дебилы (слово изменено. — Прим. ред.), которые летают по городу со скоростью 100 и больше, запросто копят штрафы пачками и не шевелятся, а на жизни пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, других водителей им просто плевать.
Урбанист подчеркнул, что одних камер для предотвращения случаев гибели людей недостаточно. Нужно проектировать улицы так, чтобы быстрее 50 километров в час разогнаться на них было либо невозможно, либо максимально некомфортно.
С кем вы согласны в этом вопросе?
Отметим, что в этом году в Екатеринбурге возросло число ДТП с участием таксистов, а ловить нарушителей стали в том числе с помощью мобильного приложения.
Что касается Варламова, то блогер часто пишет про наш город, но не только критикует. В октябре прошлого года он назвал Екатеринбург лучшим городом России.