E1
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-5°

пасмурно, небольшой снег

ощущается как -9

3 м/c,

сев.

727мм 91%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Город истории Прыжок Левитского: как инженер с Урала устроил прорыв в мировых шахматах, но умер в «медвежьем углу»

Прыжок Левитского: как инженер с Урала устроил прорыв в мировых шахматах, но умер в «медвежьем углу»

Дерзкий прием, который изобрел Степан Михайлович, до сих пор используют на чемпионатах

Кадр 1912 года: Степан Левитский на турнире в Бреславле

История Урала богата на самородков, которые упрямством и талантом поражали мировые столицы. Степан Левитский производил фурор и в иностранных — хоть и в весьма узких — шахматных кругах. Бородатый горный инженер из «медвежьего угла» брал первые места на мировых соревнованиях.

Небольшое пояснение для тех, кто не в курсе, что шахматный конь ходит буквой «Г». Чтобы выиграть партию в шахматы, надо, не теряя времени, с первых ходов выводить фигуры на активные позиции, нападать на противника и создавать угрозы. Делать ходы «ни о чём» — ошибка, однако такой прием, как атака Левитского, кажется другой крайностью. Всего на втором ходу слон идет в центр доски — и этот выпад любому шахматисту кажется парадоксальным.

Однако именно этот прием предложил шахматному миру Степан Левитский. Прочитайте, как он вписал себя в спортивную историю.

Начало

Степан родился 13 апреля 1876 года в Задонске (ныне Липецкая область). Семья была дворянской, но небогатой и многодетной. Всего у мальчика было девять братьев и сестер.

Играть в шахматы его научил отец — в 11 лет мальчик уже играл довольно прилично. Впервые имя Левитского стало известно в столичных шахматных кругах, когда ему исполнилось двадцать. Будучи студентом Московского университета, парень с горного факультета регулярно занимал призовые места на соревнованиях столичного шахматного кружка.

Но доучиться не удалось: в 1897 году, движимый желанием помочь православным греческим братьям, Левитский добровольцем отправился на греко-турецкую войну. На фронте подхватил тиф, лечился в Одессе, а по выздоровлении вернулся в Москву.

Дальше был экстернат в том же университете и, конечно же, шахматы! Молодой человек дни и ночи проводил за изучением специальной литературы, а на жизнь зарабатывал репетиторством в состоятельных семьях. Чуть более необычный способ заработка — сеансы одновременной игры в шахматы на нескольких досках.

Молодой человек в нижнем ряду (третий справа) — Алехин, еще одна сенсация российских шахмат

Проба сил

В сентябре 1899 года Левитский оказался в числе 14 участников первого Всероссийского шахматного турнира в Москве. Состав его, прямо скажем, звездностью не отличался, так что не стоит преувеличивать третье место, занятое Левитским. Но именно после того памятного турнира шахматная Россия вслух и с почтением заговорила о русском мастере... Но не будем забегать вперед. Звания мастера у Левитского еще не было.

Степан устроился на службу горным техником в акционерную компанию «Платина» и переехал жить и работать на прииск Глубокое, близ Нижнетуринского завода на Урале. Любимые шахматы он на время задвинул в сторону, ведь молодость — пора для более волнующих дел. Молодой человек женился, у него родились четверо детей.

В оправдание временной «измены» шахматам можно сказать, что это была глухая провинция, «медвежий угол», где играть было решительно не с кем. Кроме того, дирекция прииска не разделяла хобби своего сотрудника и предупредила, что если он продолжит несогласованные поездки на турниры, то его просто уволят. И шахматы молодому инженеру отомстили. Длительный отрыв от практики привел к незавидному восьмому месту на третьем Всероссийском турнире и совсем уж позорному одиннадцатому — на четвертом.

Что оставалось? Как совершенствоваться? Играть самому с собой, двигая фигуры за белых и черных поочередно, штудировать выходившие учебники позиционной и комбинационной игры. Долгие шесть лет Левитский занимался самообразованием — пока не понял, что наконец готов к серьезной борьбе.

Участники турнира в Киеве. Левитский стоит в центре

Прорыв

Всероссийский турнир любителей 1911 года. Левитский, оторванный от практической игры уральский самородок, взял единоличное первое место! Вместе с этим он завоевал звание шахматного маэстро (по нынешним меркам — международного мастера).

Хотя что такое это звание по сравнению с международным признанием! В том, что оно пришло, сомневаться не приходилось — уже на следующий год Степан Михайлович получил приглашение на турнир в Бреславле. Там он подтвердил звание маэстро. Из шестнадцати не самых слабых игроков своего времени он одолел шестерых зарубежных коллег.

Находясь в зените шахматной славы и международной известности, 37-летний Левитский вызвал на матч восходящую звезду русских шахмат, 19-летнего Александра Алехина. Нашелся и меценат — князь Анатолий Демидов-Сан-Донато, пожертвовавший на проведение состязания одну тысячу рублей. Игра велась до семи побед без учета ничьих. С Левитским понятно, а что хотел Алехин? Годом ранее он уступил в принципиальной встрече третьему призеру мастерского турнира в Вильно Левитскому и, конечно же, мечтал взять реванш.

Поединок стартовал в Санкт-Петербурге и длился две недели. Скажем сразу: Левитский матч проиграл, но преподал своему молодому визави прекрасный мастер-класс тактической и, можно сказать, психологической игры. Как знать, не эти ли практические уроки спустя почти пятнадцать лет помогут Алехину сломить гений чемпиона мира Капабланки — и самому взойти на трон?

Матч проходил для победителя непросто и увеселительной прогулкой не стал. Проиграв на старте три партии кряду, Левитский в четвертом поединке сумел подобрать ключик к Алехину и сократить отставание до минимума — 4:3. Чуда, увы, не случилось, но шахматный мир загудел: что же это за бородатый уральский медведь, беспощадно рвущий за шахматной доской признанных мировых авторитетов?

Шахматист с женой и детьми

Закат

Наверное, логическим продолжением шахматной карьеры маэстро Левитского стали бы дальнейшие международные турниры, где он, отточив шахматный талант, смог бы рано или поздно включиться в борьбу за титул сильнейшего шахматиста планеты. Да, наверное. Но на практике вышло по-иному: требовалось сытно кормить многодетную семью, а это значит — работать по профессии. И конечно, не шахматной.

Шахматы в те годы рассматривались как искусная спортивная забава, государством не поддерживалась и никак не оплачивалась. Так что Левитский в зените своей шахматной славы вернулся на работу... Инженер часто и подолгу разъезжал по уральским приискам, которые были разбросаны по таежным дебрям на десятки километров друг от друга, — ну и какие ж тут шахматы? Но когда выпадали отпускные и свободные дни, он всегда наведывался в Екатеринбург, где его еще ценили и помнили, и давал сеансы одновременной игры для всех любителей.

Шли годы, слава померкла. Когда Левитского пригласили сыграть во Всероссийском турнире мастеров (Петербург-1913), там он уже потерпел спортивную неудачу, заняв последнее, 13-е место. Наступившей зимой он еще сыграл в очередном, уже привычном для него Всероссийском турнире мастеров, но вновь не блеснул: 6,5 очков из 17 — совсем не тот результат, на который рассчитывал. Невыразительная игра, проигрыши не только пяти первым призерам, но и совсем уж малоизвестным шахматистам.

А дальше — Октябрьский переворот, гражданская война, разруха, то есть времена, когда буржуйки от безысходности топили шахматными досками и фигурами. В 1923 году Степан Михайлович был приглашен в Санкт-Петербург, ставший красным Петроградом, на Второй чемпионат РСФСР, но по причине запущенной хронической болезни желудка завершить соревнование уже не смог.

Шахматист лег лечиться в Мариинскую больницу, вроде полегчало. Он вернулся в Нижнетуринск, где спустя несколько месяцев, 3 апреля 1924 года, скончался. Степан Михайлович только десяти дней не дожил до 48-го дня рождения.

Бородатый инженер своим видом сильно отличался от столичных шахматистов

Так что там с прыжком слона?

В чём же нынешняя ценность шахматного дебюта, придуманного Левитским? Сегодня по международной шахматной классификации он именуется D00: Levitsky attack.

Объясним на пальцах. Эта атака носит не теоретический, а практический смысл. Сегодня современному гроссмейстеру, чтобы добиться успеха на мировой арене, надо потратить месяцы и годы на изучение (и, конечно, на запоминание!) шахматной дебютной теории, а это — десятки шахматных начал, сотни вариантов, распадающиеся на тысячи подвариантов, услужливо предлагаемых шахматными компьютерами. И так — вплоть до 22–25-го хода включительно. Что-то не изучил, не запомнил, просто позабыл — получил позицию хуже, проиграл!

Так атака Левитского выглядит на доске

Так вот: атака Левитского, будучи редким и малоизученным дебютом, теории как таковой не имеет вовсе, запоминать ничего не надо, можно творить за доской самостоятельно, и уже на втором-третьем ходу. Чистые шахматы! Поклонники у творения Степана Михайловича есть и сегодня, и в их числе не только гроссмейстеры второго эшелона. Время от времени играет атаку Левитского и нынешний чемпион мира Магнус Карлсен.

И это значит, что уральский шахматный самородок жил и творил не зря, ведь фантастический прыжок слона в пустоту — это прыжок Левитского в бессмертие.

Прочитайте также о революции профессора Постовского: уральский химик изобрел лекарство, спасшее десятки тысяч человек. А еще обратите внимание на наш текст про то, как Екатеринбург два века пытались связать с большой водой — но без особого успеха. Также город мог стать крупным портом для дирижаблей, однако и этому не суждено было сбыться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления