
Где лучше жить? Мнение уралочки о Тюмени
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как люди выясняют, чей город лучше. Студентка Анастасия Давыдова учится в Екатеринбурге, да и сама родом с Урала, но последние пять лет она живет в Тюмени. Какой город круче? Ниже — ее оценка, которую она дала нашим коллегам 72.ru.

Сразу скажу, что в этих двух городах я приезжая. Екатеринбург чуть роднее, просто потому что росла я в 100 километрах от него и часто там бывала: то на фестивалях, то просто погулять, то на шопинг приезжала. С 15 до 18 лет я жила в Екатеринбурге, и тогда сквозь подростковые розовые очки мне казалось, что в нём прекрасно всё. Меня мало волновали транспорт, недвижимость, дороги и так далее.
Сейчас я приезжаю на сессию на три недели раз в полгода, и каждый раз это для меня пытка. Вечные пробки, шум, грязь, неадекватная система общественного транспорта. Кто-то мог бы возразить, что эти впечатления накладываются на стресс из-за сессии. Нет, когда я приезжаю в уральскую столицу в гости к друзьям, претензий к городу меньше не становится. Я, безусловно, люблю Екатеринбург, но любовь у нас сложная.
В Тюмени я впервые побывала в 2020 году. Мне сразу понравился город, бросились в глаза широкие ровные дороги, бесконечные скверы, интересная архитектура. После Екатеринбурга Тюмень мне показалась какой-то живой. И здесь речь не об эйфории от первой встречи с городом.
Спустя 5 лет жизни в Тюмени я до сих пор смотрю на нее влюбленными глазами и радуюсь как ребенок, что каждый день хожу по этим улицам. Он всё еще для меня светлый и зеленый на фоне мрачного и недружелюбного Екатеринбурга. Казалось бы, что лучший город уже определен, но это лишь мои эмоции. Со временем за красивой оболочкой первого впечатления я научилась видеть то, что за ней скрывается.

Интересный арт-объект в центре Тюмени
Больная тема — дороги
Тюмень и Тюменская область всегда славились своими дорогами. В соседней Свердловской о них ходили легенды. В качестве тюменских дорог я убедилась еще в 2013 году по пути в Тобольск. После переезда в Тюмень из меня перестала вытрясаться душа при поездках на транспорте. Безусловно, мне нравится, что здесь строят хорошие понятные развязки, широкие дороги, вот бы этим всем еще умели пользоваться грамотно. Но куда без ложки дегтя, последние несколько лет дороги в плачевном состоянии: кругом ямы и колеи, ужасные стыки на мостах.
А что с дорогами в Екатеринбурге? Спойлер: там всё очень печально. Огромное количество ям, которые вроде ликвидируют, но такое ощущение, что уральская столица в вечном ремонте дорог, а толку от этого мало. Моя личная боль — развязка на Репина. Сколько бы я по ней ни ездила, никогда не понимала, как по ней двигаться. В центре Екатеринбурга всё в «односторонках», и если проезжаешь поворот, то приходится объезжать половину города, чтобы вернуться. Да, задумка неплохая, это разгружает трафик в какой-то степени, но для приезжих это взрыв мозга.

Закат на одной из улиц Уралмаша
Общественный транспорт
Общественный транспорт в Тюмени не без своих приколов, но однозначно выигрывает у екатеринбургского. Стабильно перед сессией я хочу плакать, что мне придется ездить три недели через пробки на убогих маршрутках-гробовозках, где людей как сельдей в бочке.
В школьные годы я редко сталкивалась с общественным транспортом, так как жила в пяти минутах ходьбы от школы и почти не выбиралась из района. Но был период, когда мы два месяца жили на другом конце города от моей школы, и ездила я на 016-й маршрутке. Это ад на земле. Вечные гонки между водителями, куча людей в тесном пазике, непонятный график движения. Собственно, за 10 лет в Екатеринбурге мало что поменялось. Разве что номер 016 маршрута — теперь он 62.
Мой путь на сессиях в уральской столице пролегает от Широкой речки до УГИ. Две сессии я ездила на 48-й маршрутке, вместе со мной ехал почти весь район. Иногда не получалось уехать с первой попытки, иногда со второй, временами приходилось ехать на такси за оверпрайс. На секундочку, стоимость поездки составляет от 900 рублей, а дальше как на счетчике набежит. Учусь я с 9 утра, чтобы добраться вовремя и не отдавать весь свой бюджет таксистам, мне приходилось выходить из дома в 06:30. Но на последней сессии я вспомнила о существовании трамваев, теперь еду с пересадкой, зато могу позволить себе выходить из дома на 40 минут позже.
Добираться с учебы вечером тот еще квест. Переполнен абсолютно весь транспорт, люди буквально вываливаются из дверей. Дорога от университета до дома занимает от двух часов. Вот и считайте. Учеба до 19:20, ехать часа два, в 9 вечера ты на месте. После учебы нужно сделать домашку, подготовиться к зачету, поесть, в конце концов, а в 06:30 нужно уже стоять на остановке, чтобы не опоздать. Выход один — жить рядом с местом учебы или работы, но это не всегда реально.

Раннее субботнее утро на проспекте Ленина в Екатеринбурге. В час пик здесь беспросветная пробка
Главная проблема транспорта в Екатеринбурге — огромное его разнообразие, которое принадлежит чаще всего частным компаниям. Их мало волнует, как едут люди в тесных маршрутках, за проезд заплатили и ладно. В городе очень мало больших вместительных автобусов. Трамваи — отличный вид транспорта, они не стоят в пробках, поэтому быстро едут, но что с их расписанием? Иногда они могут не приехать вообще. Также ощущение, что трамвайный парк не обновлялся со времен его основания. Новые составы запускают, но их единицы. Метро — круто, но девять станций на город-миллионник? Серьезно?
И после этой трехнедельной транспортной вакханалии я приезжаю в Тюмень и наслаждаюсь. Мой ежедневный путь дом — работа занимает около 40 минут. Против 2–3 часов в Екатеринбурге звучит выигрышнее, согласитесь? Да, масштабы у Тюмени не такие, город меньше, людей не миллион с лишним, но всё же. Что мне нравится здесь? Большие автобусы. Безусловно, от маршруток и здесь не спрятаться, но вместительный транспорт всё-таки преобладает. Выделенки. Благодаря им я и добираюсь достаточно быстро. На машине я бы ехала гораздо дольше. В Тюмени есть места, где можно рисовать выделенные полосы, в отличие от Екатеринбурга.
Поругать тоже есть за что. Например, из некоторых районов едут только маленькие маршрутки. В час пик не хватает транспорта, хотелось бы сокращения интервалов движения. Те же 25-й или 30-й маршруты вечно переполненные. В тюменских автобусах также начали устанавливать валидаторы, которые через раз работают и иногда даже загоняют карту в стоп-лист или дважды списывают деньги.
Развлечения
Екатеринбург никогда не спит, в отличие от Тюмени, которая после 22:00 уходит на боковую. Это опять же мои ощущения. Мне в Тюмени бывает скучно, такое чувство, что сходить некуда. Просто гулять по улицам и паркам быстро надоедает, а мероприятий интересных не так много.
В Екатеринбурге часто проходят различные фестивали, мастер-классы, выставки, концерты. Даже вечером, просто прогуливаясь по городу, можешь найти что-то интересное. Летом в плане развлечений Екатеринбург особенно прекрасен. Достаточно просто приехать в самое его сердце, и там можно обнаружить множество уличных музыкантов, играющих в шахматы людей на Плотинке, по городскому пруду можно прокатиться на катамаранах.
В Тюмени все развлечения — это набережная, Цветной бульвар или пешеходная Дзержинского. Там быстро становится скучно. Безусловно, как и в Екатеринбурге, здесь полно различных заведений, но что может дать сам город?

Место встречи тюменцев и гостей города — набережная Туры
Парки и скверы
Как я уже говорила выше, Екатеринбург для меня — каменные джунгли, где зелени почти нет. Тюмень же напротив после мрачной уральской столицы показалась ярким и очень зеленым городом. Но последние пару лет мы активно движемся к образу Екатеринбурга. Убирают пышные кроны, вырубают деревья, а вместо них садят хилые кустики. Тюмень, не надо так, пожалуйста.
В Екатеринбурге всё равно остались зеленые уголки — «легкие» города, так сказать. Например, парк Маяковского. В школьные годы я часто каталась на велосипеде в его старой части. Особенно любила осенние вечера. Кругом падает листва, прохлада, пахнет сыростью, а на колеса велосипеда прыгают голодные белки. Также очень крутое место отдыха на природе — озеро Шарташ, рядом есть лесопарки с живописными видами. Одно из моих любимых мест — Радуга парк. Колесо обозрения, скалы, пруд с утками, аттракционы для детей. Идеальное место для семейного отдыха.

Фото из далекого 2015 года. Белки прыгают на прохожих и велосипедистов в поисках еды
В Тюмени меня поразило количество скверов. Даже небольшой уголок с деревьями имеет какое-то название. В душу сразу запал сквер Сибирских кошек. Милое место с сильной историей. Недавно открыла для себя парк Лагунова, очень крутое место с интересными арт-объектами. Вечером здесь включается подсветка, и парк играет уже новыми красками. Недалеко от него, кстати, находится ледовый каток, на территории которого есть спортивная площадка.
Внешний облик города
Скажу честно, моему глазу приятнее Тюмень. Да, в Екатеринбурге всё современное, почти столичное, но в этих стеклянных башнях нет души. Иногда такое ощущение, что застройщики соревнуются, кто придумает более нелепый ЖК и найдет для него самое неуместное размещение. Исторический центр перемешан с новостройками, на фоне которых старые дома смотрятся просто убого, ведь их никто не содержит в должном состоянии. И если их фасад выглядит иногда еще более-менее прилично, то внутри просто разруха.
В Тюмени предпринимаются попытки вмешаться в старый центр, но пока всё не так плохо. Есть, конечно, здания, которые кричат уже о реставрации, но их не так много. Мне также понравилось, как вписался новый главный корпус ТюмГУ в исторический центр, он совершенно не выбивается из общей архитектуры. Новые ЖК, на мой взгляд, тоже смотрятся достаточно гармонично. Хотя знаю, что многие тюменцы жалуются на такую активную застройку, но я не вижу ничего плохого в развитии города. Ведь пока есть спрос на жилье, его нужно строить. Главное, чтобы сразу предоставляли всю инфраструктуру, но пока с этим проблемы.

Вид на вечерний Екатеринбург-Сити
Безопасность
Каждый раз перед поездкой в Екатеринбург на ж/д вокзале Тюмени у меня забирают перцовый баллончик, и я еду в диком ужасе, что придется там надеяться только на свои ноги. Мне в Екатеринбурге страшно, особенно в некоторых районах. Район железнодорожного вокзала входит в их число. Там вполне спокойно могут наехать на тебя за то, что ты стоишь с друзьями и смеешься. Налог на веселье, так сказать. Без шуток, основано на реальных событиях. В Тюмени за все пять лет жизни у меня была лишь одна ситуация, после которой появился баллончик, но он, к счастью, не пригодился мне тут ни разу.

Улица Менделеева на закате. Вечером здесь достаточно людно и безопасно
Вывод
Я бы могла рассказать в этой колонке о недвижимости и ценах на нее, о магазинах, об инфраструктуре, но это всё можно загуглить и сделать выводы для себя. Я постаралась рассказать о боли жителей этих городов, о зонах роста, на которые стоит обратить внимание. Для жизни я выбираю Тюмень, Екатеринбург дольше трех недель — не выдерживаю. Он для меня слишком суетный, шумный. Да, в выходные здесь много мест для развлечения, но для меня это не приоритет. Важнее мобильность, в Тюмени я быстрее могу добираться куда-либо и не тратить кучу времени на дорогу. Безопасность моя и в перспективе моих детей. Эстетическая составляющая лично для меня важна. Мне нужно идти по улице и наслаждаться обликом города, но в Екатеринбурге это редко удается сделать. В уральской столице мало того что творится архитектурное безобразие, так еще и ужасно грязно. В любом случае я люблю оба города. Екатеринбург — город детства и юности, а Тюмень — осознанный выбор места жительства.
Если вы точно знаете, что Екатеринбург — город вашей мечты, то обязательно изучите наш рейтинг самого лучшего района.
Напоминаем, все новости по теме можно найти по ссылке. Первым в нашем сериале был ВИЗ, а в последнем обзоре мы оценили сразу шесть микрорайонов.