Отзывы на данное произведение, на его обложке помещённые, обещают нам необыкновенно закрученный сюжет и язык, крайне живой и цветистый. Как и всякая реклама, не желая пачкаться ложью, они несут полуправду. Приятный стиль – имеется, интрига – нет.
Впрочем, начнём с позитивного.
Название книги не должно вводить вас в заблуждение: юным девушкам читать её можно и, быть может, даже полезно в целях воспитания неприступности и гордости. Конечно, писать книгу про Казанову – а речь, напомню, идёт о реальной личности, жившей в XVIII веке, – в духе созданных им же самим мемуаров, восхваляющих бесчисленные любовные подвиги, было бы неоригинально и скучно. Поэтому наш автор решает по-хозяйски обойтись с судьбой в Бозе почившего венецианца. Казанова отвергнутый, Казанова старый, Казанова больной – вот герой, которого нам представляют.
Нет, это не книга о неудачнике. Это книга о Лондоне времён Георга III. Здесь есть все атрибуты века Просвещения: авантюрист с панацеей, философ с болячкой, танцы, карты, замки, слуги и кареты, а так же, разумеется, и угнетённый вследствие промышленного переворота рабочий класс. Есть множество милых подробностей. Вот только увлекающего динамизмом повествования – нет.
Должно быть, Миллер сродни нашему Гоголю в своём статическом таланте. Описания – это его, а вот, когда дело доходит до острых моментов и решающих событий, явно что-то не то. Даже в местах, где нас как будто ожидают быстрота и напряженность, слог по-прежнему медлителен, флегматично-задумчив, размерен.
И последнее. Вещь Миллера из тех, прочтя которые, чувствуешь обиду на автора, словно тебя обманули: она заканчивается ничем.
Однако всё перечисленное отнюдь не аргументы к тому, чтоб не читать роман.