«Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так. Исхода нет...»
Несколько лет назад в артхаусном прокате промелькнул шведский вампирский ужастик «30 дней ночи».
Там обнаруженная в глухом украинском заснеженном селе семейка вампиров во время войны с фашистами через шестьдесят лет стала причиной эпидемии вурдалаков среди обитателей маленького шведского приполярного городка.
Явная вторичность сюжета, наложенная на известную анекдотичную скандинавскую «тормознутость» персонажей, оставила от фильма неловкое ощущение. Вместе с тем, скомкать его и мысленно выбросить из памяти в корзину с надписью «отстой» мешало одно обстоятельство.
Уж больно атмосферными были кадры погруженного в полярную ночь опрятного скандинавского городка с фонарями в заснеженном парке и редкими прохожими. Уж больно подходили они к одиночеству, тоске и безнадеге вампирской участи. Поэтому фильм все же запомнился ощущением упущенной возможности вырастить на сотни раз перепаханном поле вампирской тематики что-то невиданное и причудливое.
И оно все-таки выросло!
Шведский режиссер Альфредсон Томас заинтересовался сценарием Юн Айвиде Лидсквита, адаптировавшего свой знаменитый роман «Впусти меня» и снял удивительный фильм.
Двенадцатилетний задумчивый Оскар, живущий при разведенных родителях, был бы вполне доволен жизнью. Занятые мама с папой не лезут в душу и не мучают советами, а на любимые книжки хватает времени. Если бы еще не реальная жизнь, вторгающаяся в выдуманную, в виде трех придурков–одноклассников, дразнящих тебя поросенком и делающих мелкие пакости. Как говорится, за все надо платить.
Впрочем, мальчик готов терпеть унижения, компенсируя их играми-расправами над своими обидчиками, втыкая по вечерам в окрестные деревья вполне реальный нож.
Но «бойтесь своих желаний»... В один из таких вечеров его выдуманный мир стал переходить в реальность...
Истории про изгоев, становящихся монстрами, были рассказаны в кино не раз. Но здесь все по-другому...
Авторам удалось избежать превращения героя в сумасшедшего маньяка, а демона–соблазнителя – в сексапильную красотку. При полном равнодушии и безмолвии окружающего, начиная от длинных ночей, снежных сугробов до злых детей и непонятных взрослых, девочка с потрескавшимися губами и запекшейся на них кровью становится для Оскара самым дорогим существом абсолютно естественно.
При всей своей принадлежности к «ужастикам», фильм при просмотре в первую очередь вызывает ассоциации с серьезным шведском кино, нежели со своими многочисленными собратьями по жанру.
Оператор замечательно снял и ночь, когда Оскар почти счастлив со своей новой подружкой, и яркий солнечный день, когда мальчишке приходится страдать от его школьных мучителей. А звучащая местами красивая, хотя и вторичная до неприличия мелодия, замечательно передает ценность момента, отвлекая от безвыходности ситуации. Странная гармония кадров мальчика, слоняющегося в полумраке своей пустой квартиры с жутковатыми сценами забоя случайных прохожих в парке, возникшая в начале фильма, трансформируется и развивается до самого его конца.
Я был настолько ей очарован, что случившаяся, в конце концов, весьма впечатляющая сцена слэшера даже несколько расстроила. Впрочем, наряду со своей «атмосферностью», фильм достаточно глубок и содержателен.
В связи с увиденным вполне можно порассуждать о двух сторонах зла, о расплате и мести, о родительском пофигизме, о незаметной никчемности существования. В конце концов, о том, как мужчина ищет женщину, а женщина делает свой выбор.