![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Модератор раздела «Работа» портала Е1.
RU
провел небольшой анализ изменений базы вакансий и резюме. К этим наблюдениям и выводам я добавил несколько собственных комментариев, составленных на основе имеющихся у меня данных. Наш совместный труд, конечно, не претендует на абсолютную достоверность и объективность. Однако популярность и высокая посещаемость портала Е1.
RU
дает основания предложить его на ваш суд. Думаю, здесь отмечены многие интересные тенденции нынешнего рынка труда. <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Наблюдение первое
По сравнению с периодом после новогодних праздников, когда кадровый рынок серьезно «просел» и соотношение вакансий и резюме было примерно 1 к 4, теперь ситуация выглядит несколько лучше – 1 к 2. Но улучшение связано с ростом предложений, в основном, в сфере оптовой и розничной торговли (вакансии торговых представителей, мерчендайзеров, промо-персонала и т.п.), а также с ростом предложений в сфере недвижимости и страхования. Однако этот рост скорее связан с высокой «текучестью» кадров в этой сфере.
Комментарий:
Положительная динамика по спросу и предложению видна невооруженным взглядом: по счетчику Е1 сейчас соотношение составляет где-то 19-20 тыс. резюме на 9-10 тыс. вакансий. В том время как, если кто помнит, еще 3-4 месяца соотношение резюме и вакансий было примерно 23-24 тыс. на 6-7 тыс. Эта тенденция подтверждается наблюдениями и на других специализированных работных порталах (в иных пропорциях, но ситуация заметно улучшается).
Однако, анализируя эти цифры, надо помнить, что общее соотношение вакансий и резюме не всегда отражает состояние отдельных сегментов рынка. Как справедливо отмечено в наблюдении, в некоторых секторах рынка труда количественный рост вызван, например, текучестью, так как сотрудники типовых специальностей довольно дешевы. Рост здесь пока чисто количественный, связанный с прошедшим весенним оживлением. Но реальный интерес к более дорогостоящим специальностям (сотрудники сферы корпоративного кредитования, инженерный и квалифицированный строительный персонал и т.п.) оказался куда ниже. По моим наблюдениям, в среднем, на 35-40% ниже.
Наблюдение второе
Увеличился примерно вдвое срок закрытия вакансий. Работодатели теперь могут себе позволить гораздо дольше вести подбор на вакантную позицию. Ранее интересный кандидат мог быстро принять другие предложения, и это требовало от работодателя быстрого принятия решения.
Комментарий:
Я сам несколько раз за последние три месяца участвовал в конкурсе на замещение различных вакансий (я хожу на собеседования, даже когда мне не нужна работа – это просто полезная практика). Могу подтвердить по собственному опыту и наблюдениям знакомых – период рассмотрения вакансий увеличился, причем даже больше, чем в два раза. Работодатели чаще используют дополнительное время не столько для того, чтобы лучше оценить конкретного кандидата (как кажется некоторым соискателям). Главная задача – поиск человека с оптимальным соотношением «стоимость-способности». Игорь Смолинович, руководитель отдела продаж торговой компании «Лого-Стар»: «Могу сравнить процесс приема ассистента руководителя в феврале 2008 года и в апреле 2009. В первом случае мы человека просто не нашли, во втором случае первое резюме пришло через три часа после размещения объявления и наш генеральный «думал» почти три недели, несмотря на то, что выбор был большой - всего резюме оказалось собрано более полусотни. Искали, прежде всего, «недорогого» человека с нужным опытом, выбрали его спустя пять недель».
Наблюдение третье
Работодатели сейчас стремятся взять на работу «универсальных» специалистов, например «логист по транспорту - системный администратор», «кладовщик-водитель погрузчика», «менеджер по персоналу с обязанностями бухгалтера по зарплате».
Комментарий:
Одно из самых распространенных таких «совмещений» – особенно в небольших компаниях – это предложение работникам «поддерживающих» отделов «попробовать продавать» или поиск таковых сразу с несколькими опциями на рынке. Это могут быть журналисты, маркетологи, PR-специалисты, администраторы, секретари и т.п. О вариантах таких совмещений и о том, как вести себя в подобной ситуации, мы уже писали в марте (см. «Продавать или не продавать» от 24. 03. 09).
Наблюдение четвертое
В разделе «резюме» - очень много предложений о трудоустройстве по совместительству. В свободное от основной работы время готовы подработать бухгалтера, юристы, специалисты IT-сферы и т.д. Вот характерный отрывок из текста резюме: «суровый, голодный сисадмин ищет небольшую организацию (3-10 компьютеров) для плодотворного сотрудничества (у вас работают компьютеры и не болит голова, у меня есть зарплата и не болит голова)».
Комментарий:
Поиск халтуры становится все более активным, особенно в условиях скрытой безработицы (когда не увольняют, но реально снижают заработок, и сокращается загруженность специалиста). По данным статистики нескольких фрилансерских площадок, число регистраций на них за последние четыре месяца возросло в некоторых случаях в 2-3 раза. Вот, для примера, компиляция расценок с трех фрилансерских сайтов по самым популярным направлениям внештатных работ.
Переводчики -
Перевод с европейского языка (английский, французский, немецкий, итальянский, испанский) на русский и обратно - $6-8/лист (300 слов). Перевод с европейского языка на европейский - $8-10/лист (300 слов).
Журналисты -
$10-50 за стандартную машинописную страницу текста (1800 знаков).
Дизайнеры -
Логотипы и баннеры - от $30 (с анимацией). Дизайн представительства фирмы - от $300 (3-5 страничек с иллюстрациями и контактными адресами). Профессиональный дизайн сайта - от $500 (20-30 Страничек, анимация).
Менеджеры IT-проектов -
Поддержка сайта - $200 (работа с шаблонами, подгрузка новой информации на сервер). Сложный программинг сайта - от $3000 (скрипты, базы данных, обработка запросов). Он-лайн магазины, директории - от $5000 (онлайн магазины "под ключ", корзина, обработка карточек, автоматизация продаж).
Бухгалтеры -
От $40 (за нулевой баланс) до $150-200 (за обычный). И таких клиентов у способного бухгалтера может быть до 10-15.
Наблюдение пятое
Появляются предложения о поиске работы от целых коллективов, например, цитата из резюме: «коллектив проектировщиков ищет достойного работодателя».
Комментарий:
Трудоустройство командами развивается в тех отраслях, где прошли особенно массовые сокращения, и где работа может быть построены по принципу замкнутых проектов.
Здесь следует сделать несколько важных замечаний. Трудоустройство командой — это, прежде всего, проверка того, насколько вы являетесь командой. Может, вы просто хорошо уживаетесь друг с другом, вам комфортно вместе, но это не значит, что вы — эффективная рабочая группа.
Совет для команды, решившей поискать нового работодателя — составьте грамотное групповое резюме, в котором должны быть указаны конкретные реализованные проекты и полученные результаты. А также оповестите о своем желании ведущие рекрутинговые и консалтинговые компании и активно посещайте на бизнес-форумы в Интернете. Предложение по типу своему редкое, если будет спрос – вы его ощутите.
Полагаю, выводы очевидны. Дружно скажем спасибо модератору.