E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

облачно, без осадков

ощущается как -7

6 м/c,

зап.

730мм 59%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама

Их не обманешь

У русских есть не только привычка подбирать все, что плохо лежит, но и использовать в личных целях все, что хорошо движется. О современных способах борьбы с «левыми» рейсами, простоями автотранспорта и завышением норм расхода топлива - журнал «ГАИ».

Черный ящик

Проблема использования водителями автотранспорта в личных целях возникла не сегодня. И раньше директора предприятий боролись с «левыми» рейсами и сливом топлива, как могли - замеряли по спидометру километраж, определяли средний расход топлива и сравнивали его с заявленным и т. д. Борьба шла с переменным успехом: водители придумывали новые схемы, «контролеры» вдогонку вынуждены были искать новые способы контроля.

Спрос рождает предложение. Совершенствование технологий позволило создать специальные системы мониторинга транспорта, основанные на спутниковой навигации с использованием оборудования и технологий сотовой и радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. На смену путевым листам, где водитель в «ручном режиме» указывал намотанный за отчетный период километраж и количество залитого топлива, в салон автомобиля начали устанавливать мобильные терминалы, собирающие необходимую информацию в автоматическом режиме. Помимо расхода топлива и подсчета пробега эта техника способна фиксировать с какой скоростью и в каком направлении движется транспортное средство, уточнить его месторасположение в данный момент и даже вычислить оптимальный маршрут движения.

Режим работы

Первые системы спутникового мониторинга, например «АвтоГРАФ», работали сначала только в режиме off-line. Информация накапливалась в памяти устройства. По прибытии в автопарк данные сбрасывали на компьютер, после чего можно было их проанализировать. Они используются до сих пор. У таких систем два преимущества. Они на 3–4 тыс. руб. дешевле, чем их более продвинутые аналоги. Также они не требуют ежемесячной абонентской платы - за услуги операторов мобильной связи (от 250 до 800 руб.). Ну а длительность непрерывной регистрации маршрута движения транспорта до считывания информации из прибора может достигать нескольких лет.

Позже появилась возможность контролировать передвижение транспорта в on-line режиме. В этом случае вся информация с борта автомобиля непрерывно поступает на диспетчерский пункт, и наблюдать по электронной карте за передвижением автомобиля можно непосредственно во время его движения. Вместе с тем данные архивируются в энергонезависимой памяти установленного на автомобиле модуля на тот случай, когда он попадает в зону, где отсутствует соединение с сервером. Помимо этого в нем предусмотрена возможность получить статистику по многим параметрам: пробег, средняя скорость, отчет по заправкам и сливам, отчет по зажиганию (наработка моточасов) и т. д. Так работают сейчас многие системы: «АвтоГРАФ On-Line», активно продвигаемый в соседнем Челябинске, популярный в Москве Neotrack, «АвтоСкан GPS/ГЛОНАСС», который на екатеринбургском рынке предлагает установочный центр «Радис-С», Locatrans, AutoTracker One и др.

Повышенный интерес

Компании, торгующие системами мониторинга транспорта, говорят о существенном экономическом эффекте при их применении. Как рассказал представитель установочного центра «Радис-С» Андрей Сидоров, «АвтоСкан GPS», например, позволяет на 25% сократить пробег и расход топлива, уменьшить время простоя авто до 10%.

Мы попытались выяснить, кто больше всего заинтересован в экономии и тотальном контроле водителей. Наибольший интерес к системам проявляют лизинговые компании; частники, сдающие автомобили в аренду; руководители парка грузовых и дистрибьюторских машин, в которых работают наемные водители.

Компании, отдающие автомобили в лизинг или имеющие собственный парк грузового транспорта, заинтересованы в том, чтобы водители не «левачили» и не работали на стороне. Довольно часто такой транспорт без установки систем мониторинга даже не удастся застраховать. Это касается, в первую очередь, башенных кранов и бетономешалок. Как пояснил руководитель центра автострахования екатеринбургского филиала страхового дома «ВСК» Дмитрий Никитин, подобная спецтехника редко находится в собственности транспортных компаний. Чаще всего она приобретается в лизинг. Сами страховщики не требует установки систем мониторинга. Но если лизинговая компания выдвигает такое условие, то без его выполнения страховщик не продаст полис.

Компании-дистрибьюторы табачных изделий, прохладительных и алкогольных напитков, нанимающие водителей на дистрибьюторские автомобили, также готовы потратиться, чтобы отслеживать пути их передвижения и контролировать, опоздал ли водитель из-за пробки, или же ездил по личным делам. Ни от водителей, ни от руководителей компаний в этих случаях наличие постоянного спутникового контроля не скрывается.

Совсем другое дело частники, сдающие автомобиль в аренду. Они заключают договоры аренды, в которых зачастую прописываются условия вплоть до мельчайших деталей - география поездок, предел дневного километража и даже конкретные маршруты. Чтобы проверить соответствие условий договора и реальной эксплуатации авто, арендодатели устанавливают системы мониторинга в потайные места, чтобы о наличии контроля не догадывался ни водитель, ни руководитель компании, арендующей автомобиль.

Бесконтрольное такси

А вот компании, привлекающие для пассажироперевозок водителей с собственными автомобилями, в системах мониторинга не нуждаются. Речь, в первую очередь, идет о многочисленных службах такси. Трудовые договоры с собственниками транспорта в подавляющем большинстве заключаются таким образом, что водителю невыгодно совершать «левые» рейсы. В договоре прописывается процент, который снимается с таксиста за диспетчерское обслуживание, так что компания гарантированно имеет прибыль, остальное ее не интересует. Более того, как рассказал директор компании «Хохloma Taxi de Luxe» Антон Чирва, во многих компаниях отработана система покупки рабочего времени. Сутки разбиты на несколько временных периодов. И если таксист хочет получать заказы от диспетчера в prime-time, примерно с четырех до восьми вечера, он доплачивает за это определенную сумму. Вне зависимости от количества совершенных рейсов, эта сумма вычитается из его прибыли. И в этом случае уже впору ставить систему мониторинга работы диспетчера, чтобы он не отдавал заказы другим таксистам. Тут не то что «левачить» не станешь, тут водитель думает о том, как бы самому не угореть.

Мнение

Ольга Миронова, заместитель директора по корпоративным продажам Уральской дирекции РОСНО:

- Мы не требуем установки систем спутникового мониторинга на строительную технику, в частности краны и бетономешалки. Они и так заметны на наших дорогах, их сложно угонять. Зачем же возлагать на юридические лица лишнюю финансовую нагрузку? Единственное требование при страховании подобной спецтехники - оставлять ее на ночь на охраняемых стоянках, чтобы уменьшить вероятность вандализма. Требование установки спутниковых систем слежения распространяется в нашей компании на автомобили люкс-класса все по той же причине - чтобы снизить вероятность их угона.

Информация предоставлена журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления