E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

ясная погода, без осадков

ощущается как +3

1 м/c,

ю-в.

744мм 52%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Мой дом Полезные статьи Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Турист едет за тысячу миль, чтобы сфотографироваться на фоне своей машины.
Гейнст Эмил


Хочу рассказать вам историю, которая произошла совсем недавно с одной группой людей, объединенных страстью к путешествиям и любовью к машинам. Двенадцать незабываемых дней пути в совершенно необычное место, имя которому плато Устюрт.
Плато это расположено в Казахстане на границе двух морей — Каспийского и Аральского и представляет собой, по большей части, безжизненные пустыни, обрамлено обрывистыми уступами (чинками) высотой от 150 м до 370 м. Площадь плато около 200 000 кв. км. Климат резко континентальный, сухой. Основная часть территории служит весенне-летне-осенними пастбищами.

Устюрт еще знаменит тем, что там находили гигантские изображения стрел, аналогичные «рисункам Наска», так же есть данные, что на плато довольно часто — чаще, чем в среднем по Азии — появляются НЛО и иные АЯ.

Цель поездки: освоение новых мест, знакомство с культурой другой страны, повисеть на шее верблюда, покататься на баране и поцеловать казаха.
Маршрут: Екатеринбург, Уфа, Оренбург, Аксай, Бейнеу, плато Устюрт-Каспийское море-низина Карагие.
По итогам было преодолено 5400 километров, из них 1200 км внедорожной части. Средний темп движения по внедорожному участку от 150 до 200 км в сутки.
Сроки поездки: 28 октября 2010 – 8 ноября 2010 гг.
Команда: 1 экипаж из Екатеринбурга (2 человека), 2 экипажа из Москвы (4 человека).


Выехав ночью из Екатеринбурга, к вечеру следующего дня были на границе с Казахстаном. Казахи люди добрые, открытые и предлагают самим путешественникам выбрать, как им пересекать границу. Можно выбрать экономичный вариант, но сложный, связанный с вытаскиванием всех вещей из машины и их полным досмотром. Однако нам такой вариант не подходил, потому что машины путешественников — это абсолютный порядок, вмешиваться в который нет никакой необходимости. Так что был выбран простой, но чуть более затратный способ. Отделались суммой в 100 рублей, хотя изначально сумма была в 200 рублей, но пограничник оказался с человеческим лицом и предпочел взять только 100. Время, проведенное на таможне, — около часа (зависит от очереди и времени суток, мы прибыли на таможню ночью и третьими).

Российские леса сменились казахскими степями и пустынями. Погода стала более теплой. Сменилось и отношение милиции: то нагонят в ночи с «мигалками», словно мы злобные нарушители, (как оказалось, хотели предупредить, что номер без подсветки), то сопроводят до нужного места, а могут и оштрафовать.


В Атырау, показав свою пунктуальность и прибыв ровно в 9:00 утра, как и было задумано, мы соединились со второй командой из Москвы. Выше уже упоминалось, что один экипаж ехал из Екатеринбурга, а два других из Москвы — ведь любителей путешествовать, объединенных одной целью, не интересует их географическое место расположения, и они готовы преодолевать что угодно для достижения задуманного. Теперь в полном составе едем через Кульсары в Бейнеу. Местные жители именуют этот город Бомбей. Хотелось бы отметить, что еще 2 года назад участок дороги от Кульсары до Бейнеу, примерно 300 км, был, мягко говоря, полной засадой. Приходилось «лебедиться» (вытаскивать машину с помощью лебедки) прямо на дороге, что уж говорить о многокилометровой очереди из фур, ожидающих подсыхания глиняной чачи. Теперь, благодаря работоспособности турок, здесь красуется отличного качества асфальт. В Бейнеу мы отведали казахской кухни, заправились топливом, запаслись водой, потому что впереди начинался бездорожный участок без магазинов, заправок, людей, а только безводная пустыня, верблюды, верблюды, верблюды…


Отъехав около 15 км от Бейнеу встали на ночевку. Подъем в семь утра. Почему так рано? В тех местах, впрочем как и у нас, темнота накрывала степь к шести часам вечера, а так как хотелось любоваться достопримечательностями здешних мест в светлое время суток — приходилось раньше вставать. Вроде спать ложишься, на дворе уже темень, а на часы смотришь: всего 8 вечера. Затем завтрак. Приготовление пищи отнимало драгоценное время, поэтому решено было питаться спец. едой, приготовленной по методу сублимационной сушки на российском экспериментальном предприятии (за это отдельное спасибо нашим экипажам из Москвы). Я не любительница такой еды, но после того, как попробовала эти омлетики, творог, каши, даже сливочное масло, поняла, что между сублимированной едой и китайской лапшой быстрого приготовления бывает огромная разница. В обиде не остались и сладкоежки — сгущенки хватило на всех. После завтрака упаковываем лагерь и двигаемся дальше.

Дорога, дорога… да и нет тут никакой дороги. Приспустили колеса и вперед по бездорожью. В основном нашей дорогой была степь и коварная колея: то она ровнехонькая, то выдает свои капризы так, что машина на мосты садится или еще хуже — пересекается с вдруг откуда-то внезапно появившейся другой дорогой, и тогда ничего не остается как только успевать держать разлетающиеся в разные стороны вещи. Так же двигались по сбросам высоты и песчаникам. С микроколдобинами и дребезжанием дорога напоминала стиральную доску. В степь не просто так ехать, к такой авантюре нужно как минимум машины подготовить и запастись опытным механиком: вдруг пригодится. К счастью, поломок не было.


Дорога привела нас к подземной мечети Бекет-Ата. Это святое место, вырубленное в скале на самом краю чинка. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы открыть свои души. Уверяют, то молитва в мечети способна совершить чудо.

Едем по всей длине оврага Аксай. Встали на ночевку у колодцев. Колодцы раскиданы в хаотичном порядке. На них пастухи могут напоить свой скот. Вода с запахом сероводорода, пить не решились, но для бани самое то! Было решено организовать баню, так как фраза «грязь сама отвалится» не для нас. Самым сложным было найти дрова в степи, но как ни странно, нашлось пару полешек, и даже обошлись без кизяка.

Выбрать дорогу — дело не простое. Нам по спутнику не легко приходилось ориентироваться, а казахи с легкостью выбирают из огромного количества дорог именно ту, которую нужно. Но мы не казахи и наши машины оснащены рациями, GPS навигаторами, светодиодными прожекторами, кемпинговым оборудованием и другими прибамбасами — на дворе все-таки 21 век!

Однообразие пустынного пейзажа время от времени нарушали стада верблюдов, диких лошадей, горных козлов, скитающихся в поисках воды и пищи. Наверно навсегда останется загадкой как этим космическим существам — верблюдам — удается пережевывать колючки. А их взгляд… Вы видели, как они смотрят? Прямо в глаза, а такое чувство, что сквозь тебя и вдаль. Что уж говорить о горных козлах, которые бегают как лешие с вершин чинков.


Все ближе продвигаемся к Каспию. Здесь на нескольких квадратных километрах раскинулась гряда причудливых каменных образований. Подавляющее их количество имеет почти идеальную форму шара, а размеры варьируются от двух метров в диаметре до размера пушечного ядра. Даже странно как они там оказались. По мнению ряда ученых, это воздействие ветра, который за миллионы лет сотворил свою работу, придав камням правильную округлую форму. А вот мне кажется, что это окаменелые яйца динозавров, представляете тогда какие у них родители? А вот есть еще версия, что внутри этих яиц находится золото. Говорят, даже находились умельцы, которые их распиливали. Но так как до сих пор эти «катышки» целые, версия с золотишком отпадает. А какую вы предложите версию происхождения этих непонятных кругляшей?


На нашем пути, помимо равнин, встречались возвышенности из камня, глины, известняка, всевозможных цветовых оттенков. Эту красоту вы можете наблюдать на фотографиях. Повсюду мы находили кораллы, ракушки и другие древние морские организмы, а при желании можно откопать зубы акулы. В голове не укладывается: как так, было море и исчезло? По утверждениям палеонтологов море ушло отсюда около 30 млн. лет назад. В данном случае Аральскому морю еще повезло.

На восьмой день путешествия достигли города Ералиев. Проехав через пустые улицы, выехали к берегу Каспийского моря, там же и остались на ночлег. Мне показалось, что если я прикоснусь к морю и загадаю желание, то оно исполнится. После этого я перешагиваю водоросли, ракушки и разбегающихся во все стороны крабов, подхожу к набегающей каспийской воде и загадываю желание. Осталось дождаться его исполнения.


Следующее знаковое место — низина Карагие. Это одно из самых низких мест маршрута, на 128 метров ниже уровня моря. Здесь наконец-то встретился ровный участок поверхности, где мы решили отвести свою душу и погонять на машинах.


В этот же день мы попали в Актау. Это вполне современный город с большими супермаркетами, красивыми зданиями, дорогими машинами. Проезжая мимо городского пляжа с изумрудного цвета водой, мы увидели кайт-серфингистов. В Актау мы заправились и набрали воды и выдвинулись в направлении к дому. До выезда на асфальт нам оставалось проехать 2 дня по плато Мангышлак и отрогам западного Устюрта. От города Бейнеу до Екатеринбурга мы добрались за 30 часов, с беспрепятственным пересечением Казахско-российской границы.


Вот так закончилось наше путешествие, но так как не всё намеченное оказалось достигнутым, а именно: не догнала верблюда, разогнала баранов и упустила казаха — то придется вернуться вновь. Кто со мной?

Хотелось бы выразить огромное спасибо ребятам из Москвы: Светлане и Наташе за веселую компанию, Алексею и Володе за адекватность и надежность.

Информация для тех, кто хочет побывать в Казахстане:
1) Пропускной пункт Аксай работает круглосуточно;
2) Для посещения Казахстана россиянам загранпаспорт не требуется;
3) В течение 5 дней необходимо зарегистрироваться в миграционной службе;
4) Стоимость ГСМ примерно как в России, с нормальным качеством;
5) Транспортное средство необходимо дополнительно застраховать (ОСАГО) на таможне, на время путешествия по Казахстану;
6) Водой лучше запастись заранее. Средний расход воды на человека 4-5 литров в день;
7) Примерный курс валюты в городах от 4,3 – 4,7 тенге за рубль (в зависимости от места обмена).
Наилучшее время для посещения Устюрта — апрель, май, сентябрь и октябрь. Более комфортные погодные условия.

До свидания, Устюрт — увидимся в апреле.

P. S. Желающие поучаствовать, присоединяйтесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления