E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

облачно, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

ю-в.

733мм 80%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Профессия - тонировщик

Профессия - тонировщик

Несмотря на то, что штрафы за тонировку существенно выросли, летом поток автомобилистов в специализированные центры по ее нанесению не уменьшается. Тонкая пленка позволяет защититься от солнечных лучей и чужих глаз. Вот и журнал «ГАИ» решил попробовать, легко ли работать тонировщиком. Правда, нарушать Правила дорожного движения и административный кодекс сотрудники редакции не стали. В качестве опытного образца выбрали заднее стекло редакционного Chevrolet Lanos. Пролить свет на процесс затемнения салона взялся фотограф и дизайнер журнала Александр Осипов.

Цели и средства

У входа в небольшое чистенькое помещение тонировочного центра стоял серебристый хэтчбек. Взгляд сразу остановился на двух многоцветных рисунках, выполненных на заднем стекле. Было понятно, что его хозяин увлекается еще и новомодной арт-тонировкой. Мы не ошиблись. Машина принадлежала специалисту центра по тонированию авто Виталию, который согласился дать нам бесплатный урок профессионального мастерства.

«Здравствуйте, с какой целью будем тонировать?» - поприветствовал нас Виталий. На немой вопрос, застывший в глазах, пояснил: «Чтобы сзади солнце не пекло, чтобы не видно было пассажиров или вещей, оставленных на заднем сидении. Чтобы не видно было пассажиров, надо брать «пятерку», от солнца достаточно пятнадцатой. В этом случае, в зависимости от освещения, либо будут заметны только силуэты, либо вообще не будет видно, кто сзади сидит».

Сошлись на 15%-й пленке LLumar. Из запасников был извлечен двухметровый рулон, а нашему дизайнеру выдана сумка с инструментами. Ее ремня едва хватило, чтобы опоясать его нехуденькую фигуру. Как выяснилось чуть позже, если бы не эксперимент, кандидатуру Саши даже не стали бы рассматривать - телосложением для тонировщика не вышел. Сюда на работу принимают некурящих, непьющих и неполных людей, которые могут свободно расположиться в салоне автомобиля, иногда достаточно тесном. Еще желательно, чтобы человек имел элементарные навыки по разборке и сборке машины. Тут наш дизайнер тоже проиграл бы конкурсный отбор: авто его вообще мало интересуют, а непосредственный контакт с техникой впервые возник вместе с появлением в доме радиоуправляемых вертолетов, тракторов и пожарных машин, которыми увлекается его трехлетний сынишка. И не помогли бы ему ни предыдущий опыт наклеивания рекламных пленок на рейсовые автобусы, ни архитектурный институт за плечами. Образование в этой, как и во многих других современных профессиях, вообще не при чем. Вон наш наставник специализировался когда-то на информационных системах и технологиях, а уже четыре года занимается исключительно тонировкой. Главное - не образование и обучение, говорит он, главное - чтобы руки из нужного места росли.

Профессионалом можешь ты не быть

Не давая времени на раздумья, нашему дизайнеру вручили перчатки, пульверизатор и губку. «Брызгаем стекло шампунем и растираем. Быстрее, быстрее», - руководил процессом Виталий. И пока Александр выполнял непривычную работу, продолжал объяснять: «Я все привык быстро делать. Люди дома моют стекла минимум два часа, я делаю это за 20 минут. Конечно, имея при этом необходимый инструмент, - и вручил ученику специальное устройство для мытья стекол, которым обычно пользуются сотрудницы клининговых компаний».

Технология, на первый взгляд, была простой: водить слева направо от края до края стекла. Но уже тут проявились свои маленькие хитрости. Во-первых, вести инструментом нужно, не отрывая руку, по всей длине, что при Сашиных габаритах было непросто. Во-вторых, каждая следующая полоса должна перекрывать предыдущую, чтобы не оставалось потеков. Наконец, Саша вылез резинкой на кузов.

«Стоп-стоп-стоп! - осадил его пыл Виталий. - Не шоркай по кузову, по стеклу все делай. Главное - не запартачить машину клиента, а для этого достаточно одного неловкого движения».

Про этот принцип нам говорили во всех компаниях, где успели «поработать» сотрудники нашей редакции. Правда, только в тонировочном центре мы впервые увидели, какие дополнительные меры безопасности можно для этого предпринять: все фены и лампы для внутреннего освещения автомобиля были подвешены к потолку. Для того чтобы провода не елозили по полу, собирая пыль и мусор, которые могут повредить лакокрасочное покрытие машины.

А в это время Александру уже вручили тубу… с детской присыпкой одной известной всем молодым мамашам фирмы. На вымытое стекло посыпался белый порошок. Оказывается - для того, чтобы выявить остатки грязи, которую просто так не увидишь. Водя на пару ладошками по стеклу, ребята то здесь, то там обнаруживали пупырышки, которые убирали специальной бритвочкой. Не знаю, догадываются ли производители присыпки, куда уходит часть товара, но способ оказался эффективным. И вряд ли запатентованным - к этому в центре пришли методом проб и ошибок.

Как и в любой профессии, тут много других мелких хитростей. О каких-то Виталий нам рассказал, о большинстве умолчал, чтобы не раскрывать тайны конкурентам. Ну а Саша усвоил первый маленький урок. Не знаю, возьмется ли он когда-нибудь еще что-то тонировать, но окна до идеального блеска точно сможет вымыть.

Прогреть и прожать

Наконец-то замеряв рулеткой длину и ширину стекла, добавив по пять сантиметров на припуски и, отрезав от рулона необходимый кусок пленки, Виталий и Саша положили ее на стекло и приступили к «формовке». Как выяснилось, наше стекло было не из простых. Конечно, не такое сложное, как например у Golf, но сильно выраженной сферической формы, дутое во всех направлениях. Это означало, что придать пленке его форму будет не просто.

Вооружившись «золотыми» - ракелями золотистого цвета - ребята взялись за дело. Сначала слегка прижали пленку к стеклу и начали срезать ножиком излишки. Одной рукой отгибая край, другой — прямо на весу резали пленку по контуру стекла.

«Смелее, пленку не нужно бояться. Чтобы не задеть ножом стекло, держи его под наклоном», - подбадривал Виталий.

Саша осторожничал, боясь отрезать лишку. И опытному в этих делах мастеру пришлось еще раз пройтись по его следам: стекло сложное, если оставить лишние миллиметры, при усадке на пленке будут образовываться большие «стрелы» - так на профессиональном языке тонировщики называют наполненные воздухом пустоты, которые необходимо удалить.

Одной рукой грея пленку феном, второй рукой Саша начал прижимать ее ракелем к поверхности стекла. В отличие от винила, с которым уже приходилось иметь дело и который тянется во всех направлениях, тонировочная пленка поддается только в одном. Она мелко пузырилась от высокой температуры, а ракель прижимал ее, прокладывая одну вертикальную полоску за другой.
«Здесь еще прогрей и здесь, - успевал отдавать команды Виталий, в это время делавший вторую половину стекла.
«Стой-стой, - то и дело останавливал он ученика, когда тот либо слишком близко подносил фен к пленке, либо натыкался на большую «стрелу» - еще мгновение, и она бы превратилась в залом, которыми сплошь и рядом пестрят, по наблюдениям Виталия, стекла автомобилей, затонированных автолюбителями самостоятельно».

Сначала сделали середину стекла. Потом начали обрабатывать низ, затем дорабатывать верх. А после этого опять отгибали пленку, смачивали водой и опять обрабатывали ее «золотыми», проводя ими то горизонтально, то вертикально, то под углом. А потом еще раз мочили и, прогревая, усаживали, опять мочили и опять проплавляли и прожимали. Наконец, когда пленка практически полностью прилипла к стеклу, приняв нужную форму, в мастерской выключили свет, засунули в салон автомобиля лампу, чтобы хорошо просматривался контур черной полосы, идущей по периметру стекла в месте проклейки, и еще раз обрезали пленку по контуру. А потом еще раз намочили, прогрели и прожали…

Вцепиться зубами в свое дело

После этого Виталий начал сворачивать пленку в рулон. И тут у Саши, сопровождавших его журналиста и фотографа, случился культурный шок. Все были уверены, что осталось снять защитный слой и намертво приклеить тонировку к поверхности стекла. Некоторые, говорят, так и поступают. Или корячатся в салоне, подгоняя ее под форму стекла внутри автомобиля. В этом центре пленку наклеивают изнутри, а готовят - снаружи. И два часа, которые ушли на мойку стекла, выискивание оставшихся пупырышек грязи и «формовку» будущей тонировки, были не более чем подготовительным этапом.

Но деваться было некуда, и Саше опять пришлось взять в руки лейку, губку и устройство для мытья стекол. Потому что при прочих равных условиях идеальная чистота - без всякого преувеличения одно из главных условий качественной работы. Под тонировочной пленкой проявится любое пятнышко от клея или скотча, самая мелкая мусоринка, прилипшая к пальцам тонировщика. В этом мы убедились совсем скоро.

А предварительно ребятам пришлось разобрать еще и заднюю полку автомобиля. В обычной ситуации тонировщики ее бы не трогали, справились и так. Но Саша занимался этим, уже не казавшимся простым делом, впервые. Чтобы облегчить ему жизнь, полку сняли.

Ждала новичка еще одна сложность. С внутренней стороны стекла торчали две наклейки. Одна, что поменьше, снялась легко. Вторая, которая была наклеена здесь лет пять назад, иссохлась под солнцем и начала крошиться. Ее пришлось соскабливать бритвочками. Работа осложнялась тем, что под наклейкой проходили нити обогрева заднего стекла. Их сначала аккуратно обходили, потом губкой и специальным химсоставом отдельно снимали с них остатки пленки и клея.

Через полчаса, когда с наклейкой было покончено, с лица ученика скатывались крупные капли пота. Еще раз вымыв стекло, убрав по краям пыль и грязь, скопившуюся под задней полкой за долгие годы эксплуатации «Ланоса», мастера вымыли руки, сняли с тонировочной пленки защиту, смочили клеевой слой и приступили к предпоследнему этапу. Неторопливо занесли приготовленный кусок в салон, придерживая в четырех местах руками, а в двух — еще и зубами. А потом мелкими «шажками» начали заводить его на стекло, постепенно затягивая книзу. Пленка встала на место с первого раза. После мучений с наклейкой это была маленькая победа. Как объяснил Виталий, если бы вдруг коснулись пленкой за обшивку салона, пришлось бы ее снимать и промывать. И если не получилось сразу, не факт, что получилось бы со второго раза. И тогда заготовку можно просто выкинуть - третьего испытания без потери качества стационарная тонировочная пленка не выдержит.

Дальнейшая работа по окончательной усадке была уже делом техники. Взяв «желтый» - еще один, более тонкий ракель - ребята опять принялись прижимать пленку к стеклу, приглаживая и выгоняя «стрелы» вертикально, горизонтально, по диагонали.

«В какую сторону лучше гнать?» - из последних сил спрашивал Саша. «Не важно, главное, чтобы не заломить пленку. Стекло сложное, тут надо чувствовать», - отвечал Виталий.

Обессиленный Саша уже пошел снимать мокрую от пота футболку, а Виталий все еще продолжал доводить пленку до идеального состояния. Прогревая ее края снаружи стекла, возвращался в салон и дожимал изнутри.

Рабочие итоги

Итак, тонировка заднего стекла, на которую у профессионального мастера, в зависимости от сложности машины, уходит 30-40 минут, заняла у нас почти три часа. И, по мнению испытуемого, который имел в этой области некоторый опыт, оказалась гораздо более сложным и тонким делом, чем он рассчитывал.

Кроме того, не обошлось и без маленького косячка, который опытный Виталий с напарниками себе бы никогда не позволил. В одном месте, где Саша держал за край пленку, остались мелкие пылинки - след от плохо вымытого указательного пальца. Правда, были они настолько микроскопическими, что мы их и не заметили, если бы не наметанный глаз Виталия. Он еще раз тщательно проработал это место размером с двухкопеечную монету феном и ракелем, доводя тонировку до совершенства.
Ну а по-настоящему качество работы оценил водитель нашей редакционной машины, записавшийся на свободное время затонировать еще и задние боковые стекла.

Информация предоставлена журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления