E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Три недели в Европе. Начало

Три недели в Европе. Начало

Plush и Accel

Желание совместить полноценный отпуск с велосипедом возникло чуть более полутора лет назад. Сначала оно было каким-то далеким и бесформенным, но постепенно стало всё больше приобретать очертание недельного «матрасного» похода с палаткой куда-нибудь по нашим палестинам, так как опыта многодневных велопоходов, выходящих за рамки походов выходного дня, у нас не было, да и в пешетуризме особых заслуг за нами также не числилось (недельная пешка по Конжаковскому хребту и двухнедельный конный по Алтаю – вот, по сути, и всё). Мы – это я, Полина-Plush, и Алексей-Accel.

С другой стороны, растрачивать отпуск на нашу глубинку как-то не очень привлекало: чтобы насытиться местным колоритом, летних покатушек и так с лихвой хватает. Оставалось катиться куда подальше. В малоцивилизованные страны с первого же раза ехать не захотелось, так же как и в Штаты – далеко, невелосипедно и вообще. По Азии было мало информации, да и, честно говоря, никто эту информацию не искал. Остановились на самом очевидном варианте, впрочем, потенциал Европы по интересным местам практически неисчерпаем.

Интернет утверждал, что по погоде лучше всего ехать ранней осенью или поздней весной. Чтобы нигде не было особо жарко и холодно, нужно выезжать в конце августа с умеренных широт и финишировать на югах в сентябре, чтобы движение на юг компенсировало приход осени. Поскольку на дворе тогда уже был конец августа, решено было отодвинуть поездку на следующий год.
Всегда по-доброму завидую людям, начинающим готовиться к отпуску за полгода-год. Мы к таким не относимся и поэтому, по законам жанра, на следующий год начали шевелиться лишь в июле. Старт наметили в немецком Мюнхене (уж очень понравилось, когда весной выдалась возможность поколесить денёк по велодорожкам Саксонии), и дальше продвигаться на юго-запад. Подали на Шенген в немецкое консульство, уплатили сбор, тем самым отрезав пути к отступлению (латентное «едем-не едем», тянувшееся с зимы, вкупе с отсутствием реальных шагов по подготовке уже порядком поднадоели).

План был прост: проводить каждый день в новом месте (максимум, пара днёвок для подстраховки). Передвижение, по возможности, по асфальтовым или каким придётся велодорожкам, при отсутствии – по второстепенным дорогам общего пользования. Поскольку этот поход не претендует на спортивность, а велосипед в нём не самоцель, а лишь средство передвижения, участки со злым рельефом тоже решили минимизировать. Ночевки, преимущественно, в кемпингах в палатке или, в крайнем случае, в отелях и хостелах класса «четыре стены и крыша», чтоб не расслабляться. Принципиальным вопросом был: будет ли поездка чисто велосипедной или, в угоду желанию побольше охватить и посмотреть, какие-то не особо интересные участки будем миновать на иных видах транспорта? После жарких споров второй вариант взял верх.

В течение месяца шла довольно хаотичная затарка инвентарем, результатом которой стали два набитых баула по 17 и 12 кг. На последних выходных, чтобы прикататься к груженым велосипедам, катнули небольшой двухдневный грунтово-асфальтовый тест-драйв с полной выкладкой по маршруту «Шаля – Харёнки – Н. Тагил», пройденный успешно.

Последняя неделя уходит на сборы, закончившиеся, как водится, непосредственно перед выездом в аэропорт. В итоге, к часу «Ч» всё готово и упаковано, с легким мандражом – в путь!


ДЕНЬ 1: НЕГЛАДКОЕ НАЧАЛО
20 авг. 2011 г.

До столицы баварских земель лететь было решено Finnair’ом через Хельсинки. Финнэйр выбрали из-за дружественной политики провоза велосипедов – 40 евро за штуку, а если платить заранее через Интернет, то вообще 28. По сравнению с этими цифрами, тарифы некоторых других, особенно, отечественных компаний, могут показаться грабительскими!

Поспать из-за затянувшихся сборов в ночь перед вылетом не удалось, поэтому в самолёте клюем носом. Багаж был зарегистрирован напрямую до Мюнхена и из-за пересадки были некоторые опасения, что что-нибудь не доедет и останется в Хельсинки (подобное с багажом уже случалось). К счастью, ничего нигде не потерялось, хотя телегу с крупногабаритным грузом и пришлось дополнительно подождать.

Не все доехало без потерь – подшипник моей рулевой оказался согнут в восьмёрку и выпотрошен: при упаковке руль с выносом были сняты, а вилка недостаточно хорошо зафиксирована в раме, в итоге, почти половина шариков рассыпалась, а часть и вовсе потерялась. Плюс, ось колеса дорвалась до рамы и соскоблила краску до металла. Сами виноваты, надо было лучше паковать. Тут же обнаруживаем отсутствие зажигалки – очевидно, вынули таможенники. Не думала, что их нельзя перевозить даже в багаже.

Сбор и снаряжение велосипедов затянулись на 4 часа. Accel как смог разогнул подшипник, засунув в него все шарики, что нашел, и вставил в рулевую с намерением заменить при первой возможности.

Время уже к вечеру, а нам предстоял переезд на метроэлектричке от аэропорта до центра Мюнхена (~35 км): еще дома решили не заморачиваться с въездом в большой город на велосипедах, поэтому купили дневной билет на электричку, который покрывал все поездки дня. Что билет не покрывал – это провоз велосипедов в неупакованном состоянии, поэтому надо было непременно их разбирать и засовывать в чехлы. Поскольку всё поначалу впервой, по аэропорту тащим на себе и велосипеды в чехлах, и баулы. Из-за этого прилично помучались, пройдя 500 м от места упаковки до платформы через уйму неудобных эскалаторов, переходов и лестниц. На выходе из метроэлектрички на поверхность еще хлеще: лифтов нет, а кое на каких уровнях нет даже эскалаторов, только лестницы. Эскалаторы метро – не как у нас, специальные, а такие, как в торговых центрах – маленькие, на один этаж, стоящие каскадом. Ползать по ним с кучей вещей и толпами народа вокруг – удовольствие ниже среднего.

Наконец, выныриваем на поверхность: тепло, толпы туристов, вечернее солнце – красота, но времени, чтобы любоваться, особо нет, надо торопиться.


В Мюнхене в первую очередь предстоит найти веломагазин, где можно поменять рулевую. Гуглинг и расспросы местных приводят к небольшому магазинчику недалеко от центра. Хозяин, он же продавец, заявляет, что нам крупно повезло и что в 6 вечера в субботу найти работающий веломагазин тут практически нереально. В общем, такой режим работы магазинов мы помнили и по предыдущим вылазкам в Европу: в Скандинавии, например, в 5 вечера все магазины в центре были закрыты даже на туристических улицах.

Магазин помогает мало – подходящей рулевой не оказывается, ну хоть недостающие шарики в поврежденный подшипник напихали. Продавец начинает уверять, что рулевая люфтит очень сильно, и этот вариант будет работать, максимум, пару дней, так что замена требуется при первой возможности. Ладно, там видно будет.

Итак, технические вопросы более-менее улажены, можно приступать к культурной программе! Сначала едем на главную площадь – Мариенплатц. Все вокруг выглядит очень аутентично и по-немецки: аккуратно и красиво.



В ста метрах замечаем туристический магазинчик, в котором покупаем баллон с газом, т. к. в самолёт с ним нельзя. Дальше двигаем в пешеходный центр, основной объект которого – церковь Фрауенкирхе, как это часто бывает в отпуске, оказалась вся в лесах. Тут был момент, когда я решила, что нашим фоткам пришел конец, толком не начавшись.

Accel: Начал копаться с настройками фотоаппарата, а привычно слегка придерживаемый, но непривычно груженый вел внезапно решил завалиться набок. В попытке удержать и то, и другое, приложил об асфальт всё, да еще умудрился убраться сам.

Видя рассыпающуюся на глазах камеру, подумала, что все, фотки накрылись. Но опасения не подтвердились, фотик выжил.

Accel: Отскочившей деталью оказалась бленда, взявшая на себя удар, также разлетелась всякая мелочь, типа АА-батареек и крышки объектива. Бленда отделалась царапиной, мы – лёгким испугом, а расхлябавшееся кольцо зума в результате крэш-теста приобрело былую упругость.

Время – около 7 вечера и уже очень хочется чего-нибудь съесть, но найти вечером в центре Мюнхена открытое кафе со свободными столиками и работающей кухней, оказывается, не так-то просто. Кругом одни «биргартены», в которых сотни и сотни бюргеров всухомятку потягивают пиво, а кухни к этому времени уже закрыты. В итоге, приходится удовлетвориться лимонадом с брецелями (такие тонкие соленые крендели). В программе, пока не стемнело, оставался только Английский сад – большой парк в центре города, по которому мы проехались насквозь по дороге на вокзал.

На вокзале еле успеваем на электричку на Фюссен и вкатываемся практически в последний вагон. Народу полно, прям как у нас, только контингент другой: вместо садоводов – молодежь. Разбирать велики в плотно забитом тамбуре – то еще занятие. По дороге необходимо сделать пересадку на станции с многообещающим названием Бухло. Одновременное таскание велосипеда в чехле и велобаула бегом с одной платформы на другую через подземный переход без съездов также оказывается удовольствием ниже среднего.

В итоге, в состоянии некой потрепанности вываливаемся на платформу в Фюссене. На часах – 23:00. Немецкие 23:00 – не наши летние 11 вечера: широты не те, да и время поясное, короче, темень полная, лишь светят кое-где редкие фонари. Крутить 10 км до кемпинга к тому моменту желания у меня не остаётся никакого. Переборов искушение зайти в ближайший привокзальный отель и выспаться, наконец, перекусываем в какой-то круглосуточной турецкой фаст-фуд забегаловке в центре Фюссена и едем в сторону деревни Швангау, под которой нужно искать наше озеро и наш запланированный кемпинг. Включаем GPS, фары (внешнее освещение почти отсутствует) и едем. Под колёсами вполне приличная двухполосная дорога, с обеих сторон сквозь темень можно различить лес. Тут нас догоняет машина, из которой, видимо, местные чего-то энергично начинают нам объяснять, энергично жестикулируя и указывая руками в сторону обочины. Ну конечно, рядом в зарослях в полной темени петляет велодорожка!

Дорожка, впрочем, оказалась отличной, даже со знаками крутых поворотов и прочими наворотами. За одним из поворотов открывается захватывающий вид на местные замки, – подсвеченные в полной темноте на склоне гор, выглядят они очень романтично, как будто паря в ночном небе. Обязательно подъедем к ним завтра.

До кемпинга летим на одном дыхании, координаты заранее выписаны и забиты, поэтому проблем с ночными поисками не возникает. Местами въезжаем в зоны какого-то стоячего холодного воздуха – пробирает аж до костей, явно ниже, чем средние +18°С, которые показывает велокомпьютер. Фара Accel’я так хорошо освещает дорогу, что встретившиеся в темноте попутчики приняли ее даже за фару от машины и сказали, что, мол, «зачет» и всё такое.

Так уж вышло, что в кемпинг зашли с какого-то черного хода. Подъезжаем к ресепшен: всё уже на клюшке. Находим первое попавшееся свободное место, но тут поставить палатку проблема – каменистая почва на колышки явно не рассчитана. Пробуем в других местах, там-сям – везде одно и то же. Ну ладно, не асфальт – и на том спасибо, как-то встаём. «Удобства» в кемпинге оказываются без жетонов и ключей, так что с этим проблем из-за закрытой ресепшен тоже не возникает.

Очень долгий первый день завершен, и, несмотря на мизерный километраж, он выдался тяжелее ожидаемого. Потратили кучу времени на сбор велосипедов, кучу нервов и сил на их таскание в чехлах и с баулами и перевозку в полной электричке, а также сказались двое суток без сна.

Итого день 1: Екатеринбург – Хельсинки (Финляндия) – Мюнхен (Германия) – Фюссен – Швангау – оз. Баннвальд
Температура днём: +26°С, ночью: +18°С
Подъём: 7:00, отбой: через 43 часа в 2:00
Пробег: 23 км
Набор высоты: +140 м



ДЕНЬ 2: ЗАМКИ И РАДВЕГИ
21 авг. 2011 г.

Утром просыпаемся, на часах – 12:30! Спросонья понимание того, что время наше, а тут еще только 8:30, приходит не сразу. Все равно надо вставать, впереди долгая дорога.
Выныриваем из палатки: вокруг куда ни глянь – сплошь дома на колесах. Около каждого такого дома стоит «тягач» – как правило, большой семейный универсал или кроссовер. Ко многим вагончикам прицеплены велосипеды, а в одном особенно большом в заднем отсеке даже стоит микролитражка Smart, видимо, для поездок вокруг кемпинга. Большинство владельцев кемперов плюсом к дому на колесах ставят объемные шатры-палатки со всеми удобствами, ночуя именно в них.


Кемпинг стоит на озере – с утра можно и окунуться. На берегу множество праздно прогуливающихся уток.


Стартовав, выезжаем из кемпинга так же, как приехали вчера – через находящийся поблизости черный ход. Установки обязательно заплатить за кемпинг не было, поэтому решили, что как получится. Получилось не заплатить.

С намерением поехать посмотреть поближе вчерашние замки, успеваем заехать в продуктовый магазин за 5 минут до закрытия. Он, почему-то, по официально вывешенному расписанию, работает только до 10:30 – повезло.

Одна и та же дорога, вчера петлявшая по каким-то тропинкам в зарослях в темноте при трясущемся свете фары, а сегодня представшая под ярким солнцем, выглядит как две абсолютно разные дороги. Наконец-то во всей красе пред нами нарисовались предгорья Альп, вчера это были лишь черные силуэты. Доехав до подножья горы с замками, начинаем подъём. У самого подножья стоит замок Хоэншвангау, не особо примечательный по сравнению с верхним замком. Найдя начало дороги наверх и проехав по ней несколько сот метров, где тащатся все, кому ни лень (а кому лень – тащатся на телегах на гужевом ходу), видим знак, отправляющий велосипедистов на отдельную дорожку. Дорожка крута и камениста, по крутизне местами сравнима с проезжавшимся неделю назад торчком между Харенками и Усть-Уткой, только протяженнее. Ехать с баулами на полусликах удается хуже, чем идти, поэтому спешиваемся.


В итоге доходим до пешеходной асфальтовой дороги уже у вершины, оказавшись у развилки: замок Нойшванштайн налево и вниз, мост Мариенбрюкке – направо и вверх. Идем сначала на мост, перекинувшийся на приличной высоте между двумя отрогами гор. С моста открывается вид на замок и озеро вдали, на котором мы сегодня ночевали.


Кругом множество ручьёв, сливающихся в речку, протекающую внизу под мостом.


Я остаюсь с велосипедами на мосту, а Accel намеревается по-быстрому сбегать дальше по тропе наверх.

Accel: После моста цивилизованная асфальтированная дорожка заканчивается и начинается тропа-серпантин с камнями и корневищами. Сначала дорога долго идет по другую сторону хребта, что замка не видно совсем. Гул многочисленных водопадов, редкие встречи с туристами, петляющая тропа, по которой местами нужно карабкаться на четвереньках, и больше ничего. В конце концов, тропа всё-таки разворачивается с подъёмом на хребет. Набрав метров 150 высоты, я-таки увидел замок. Вокруг отвесные скалы без ограждений. Кое-где дорожка идет по краю пропасти стометровой глубины.


На обратном пути, спускаясь, где-то промахиваюсь мимо нужной тропы: сама тропа местами очень слабо выражена, много развилок и почти нет людей. Спускаюсь метров на пятьдесят в долину ручья по крутому склону. Поняв, что места становятся все более дикие и безлюдные, а уклон уже слишком крут, карабкаюсь обратно и, с трудом найдя нужную тропу, через 15 минут уже снова стою на Мариенбрюкке.


Немного передохнув, едем к самому замку. Подъехав к главным воротам, заходим во внутренний двор. Вблизи замок выглядит не так интересно, как издалека, поэтому надолго не задерживаемся и скатываемся вниз по широченной пешеходной дороге за три минуты, забив на знаки.

Времени уже 4 часа, а к основной части запланированной дистанции мы еще даже не приступали, надо спешить! По уже знакомой вчерашней велодорожке возвращаемся в Фюссен, попутно перекусив в кафе на пешеходной улочке.


Пока сидим за столиком, мимо время от времени проходят колоритные и не всегда трезвые прохожие в «тирольских» костюмах.

В 17:00 выехав из Фюссена, едем вдоль гор на запад по велодорожке (по-местному «radweg»), являющейся, судя по указателям, частью 400-километрового федерального велобана «Бодензе – Кёнигзе».

Accel: Раньше междугородные велодорожки мне представлялись исключительно как специально проложенные дороги, предназначенные только для велосипедистов. Но оказалось, что в большинстве случаев это кто-то просто однажды сел с картой и проложил маршрут для велосипедистов по уже имеющимся незагруженным дорогам, тротуарам и коротким отрезкам уже имеющихся велодорожек. Главный минус путешествия по ним: местами они прилично петляют, иногда на несколько километров уводя назад от общего вектора продвижения, тем самым, сильно удлиняя маршрут. Плюс, в отличие от автодорог, дорожки не стремятся огибать холмы или идти траверсом, а часто идут ровно через вершину, как наши просеки под ЛЭП. В общем, не всегда оптимальный вариант, если первоочередная цель – попасть из пункта А в пункт Б.

Дорожка ведет по немецкой глухомани: сплошь малюсенькие деревушки из десятка домов, коровы с огромными бубенцами и поля-поля-поля. Солнце нещадно палит, и на одном из подъемов пустеют оба гидропака и обе фляги. В ближайшей крошечной деревеньке находим решение этой проблемы: глава семейства, отдыхающего в беседке напротив дома, по нашей просьбе с улыбкой заправляет все ёмкости из какого-то шланга, с виду как для полива растительности в саду. Впрочем, вода вкусная и штурмовать холмы сразу становится веселее.

Когда начинает темнеть, езда по велобану в стиле «10 км вперёд, 5 назад» несколько приедается. В итоге, по навигатору прокладываем маршрут по дорогам, стараясь избегать автобанов, включаем ходовые огни и едем. Когда солнце окончательно скрывается за горизонтом, предлагаю искать ближайший попавшийся кемпинг, Accel уговорам не поддается, говорит, мол, до запланированной остановки всего 20 км.

Попыхтев в темноте, переваливая через очередной хребет, летим долго вниз по довольно крутому серпантину наравне с какой-то шальной местной «Газелью». Машины объезжают, в основном, далеко по встречке, что приятно и даже, в какой-то мере, неудобно. За 5 км до кемпинга заезжаем в городок Имменштадт и, случайно свернув на одном из перекрестков не туда, вкатываемся в закуток с работающей забегаловкой. Перед забегаловкой сидит кучка коротающих время пьяных немцев. Когда Accel отходит помыть руки, немцы вяло пытаются докопаться, но видно что это старая компания местных завсегдатаев, которых бармен умеет приструнить в случае надобности. Что и происходит.

Ужинаем в забегаловке и через каких-то полчаса доезжаем до кемпинга, в котором привычно уже не работает ресепшен. Время – 22:30. День определенно прошел много лучше вчерашнего.

Итого день 2: Оз. Баннвальд – Швангау – Нойшванштайн – Фюссен – Имменштадт – оз. Альпзе
Температура днём: +32°С
Подъём: 8:30, отбой: 0:00
Пробег: 73 км
Набор высоты: +940 м



ДЕНЬ 3: ВОДОРАЗДЕЛ
22 авг. 2011 г.

Утром проснулись в 7:30 без будильника – хорошо, что разница во времени в нужную сторону. Как белые люди завтракаем горячими круассанами из магазина на территории. Решаем заплатить за кемпинг, так как всё понравилось, всё очень пристойно. Свои заявленные 4 звезды, по нашему мнению, он вполне заслуживает (хотя, тут тоже технически можно было и не платить). Цены на проживание в кемпинге в Европе сильно варьируются в зависимости от страны. Если ночь в удовлетворительного качества отеле почти в любой стране можно провести за 40-50 евро, то установка палатки на двоих в минимально приличном кемпинге в одних странах обойдется в 15 евро, а в других дешевле, чем за 35-40, вообще не найти. Кемпинги же в немецкоговорящих странах Европы, пожалуй, самые дорогие.

С помощью какой-то отдыхающей разбираюсь со стиралкой и сушилкой: инструкции есть, но всё по-немецки. Пока шла стирка, сходили искупаться на озеро, собрались – ну всё, пора выезжать, на часах уже 13:00!

Сегодня еще один знойный день, солнце палит с самого утра. Accel нацепил поляроид-светофильтр на очки и долго нахваливает «новое качество графики». Едем вдоль озера, пока не замечаем веломагазин с флагами «Merida» у обочины. Решили зайти, наконец, поменять рулевую. Оказалось, что рулевой у них тоже нет, но техники диагностируют проблему уже с вилкой: сильно люфтят «ноги» в «штанах». Вилка ушатанной была уже давно, но как-то не хотелось бы, чтобы она развалилась именно сейчас. Подходящей вилки на замену, впрочем, тоже не нашлось, зато купили подножку на мой вел – удобство оценила сразу же. На колхозную раму Accel’я подобрать подножку не удается, придется ему и дальше обтирать на стоянках стенки, деревья и всё остальное! После еще одной переборки рулевой, попутно выяснили, что продавец в Мюнхене, собирая рулевую, поставил подшипник вверх ногами.

Сколько-то еще поборовшись с извилистыми немецкими радвегами, опять сворачиваем на более привычную автодорогу местного значения. После очередного подъема скатываемся с хребта вниз к городку Линдау. Этот небольшой хребет на границе федеральных земель Бавария и Баден-Вюртемберг разделяет черноморский бассейн Дуная и бассейн Рейна, впадающего где-то далеко в Северное море. Этакие Уральские горы местного значения.

Линдау – городок, стоящий на берегу Боденского озера, очень приятный и даже в какой-то мере гламурный. Его исторический центр находится на небольшом острове, соединенном с материком мостами.


Самое сердце исторического центра – бухта с морскими воротами.


В двух шагах стоит интересная башня-иллюстрация к сказке Рапунцель.


Немного в глубине островка – красивое здание старой ратуши с расписным фасадом.


Когда темнеет, на набережной загораются огни и с подсветкой все выглядит очень красиво, прямо как в сказке! Поужинав в одном из ресторанчиков на берегу (очень понравился немецкий томатный суп-пюре: горячий, в отличие от испанского гаспаччо, – рекомендую!), отчаливаем в кемпинг. В кемпинг, находящийся на озере в пригороде Линдау, добираемся привычно затемно и встаём на ночь.

Итого день 3: оз. Альпзе – Линдау – оз. Боденское
Температура днём: +32°С
Подъём: 7:30, отбой 23:00
Пробег: 68 км
Набор высоты: +500 м



ДЕНЬ 4: ЧЕТЫРЕ СТРАНЫ
23 августа

Утром искупалась в озере, пока Accel уточняет информацию о маршруте в Интернете на ресепшен, потом завтракаем кофе с горячими булочками из магазина в кемпинге (это уже становится привычкой). За кемпинг опять как-то вот так не заплатили (это тоже уже становится привычкой?). Вернули 50 центов за 2 пустые бутылки от воды. Это вообще было интересно: купив воду в магазинчике и залив ее в гидропаки, я выкинула пустые бутылки в урну у этого же магазина. Пока сидели рядом с магазином, вышла продавщица, забрала бутылки из урны и спросила, не наши ли они. Я напряглась, подумав, что вдруг тут нельзя выбрасывать бутылки, но она сказала, что нам за них полагается 25 евроцентов за каждую, и выбрасывать их не надо. Стеклянные, вроде, еще дороже. На них, как я потом заметила, даже на ценниках написано, что за возврат тары причитается столько-то.

Выезжаем из кемпинга, продолжая объезжать Боденское озеро по часовой стрелке. Через пару километров пересекаем границу с Австрией. Почти сразу начинается растянувшийся вдоль озера городок Брегенц. Он знаменит своей сценой на воде, где проходят оперные фестивали. Сцена ежегодно меняет свой вид: в этом году она была сделана для оперы «Андре Шенье».


Сегодня вообще ехать легче обычного – почти нет горок и даже временами дует небольшой попутный ветер. Первые 30 км до центра Брегенца вообще пролетают на одном дыхании. Сразу после Брегенца уходим от озера тенистыми дорожками на юг вдоль долины Верхнего Рейна.


Через несколько километров въезжаем в Швейцарию. Сразу отмечаем разницу в качестве велодорожек: размечены лучше, но часто идут по щебенке или грунтовке – в Германии такого не было.

В городке Альтштеттен опять заезжаем в веломагазин, спросили вилку: самые дешевые, в том числе и ригиды, начинаются от 300 евро и поставить могут только завтра – не вариант, едем дальше.


Выезжаем из городка, поселений становится меньше, вдоль дорожек идут поля и мелкие фермерские хозяйства, по краям долины – двухкилометровые горные вершины.


То тут, то там видим много каменных замков, все в хорошем состоянии.


Проехав городок Букс с большой железнодорожной станцией, незаметно подкатываем к границе с карликовым княжеством Лихтенштейн и въезжаем в столицу Вадуц. Именно из-за Лихтенштейна, на всякий случай, заказывали мультивизу – он еще не в Шенгене, хотя границу со стороны Швейцарии не охраняют: Лихтенштейн находится под опекой Швейцарии, используя швейцарские франки в качестве государственной валюты, швейцарские консульства в тех странах, где не имеет своих и пр.


В Вадуце, сделав кружок по центру, едем искать «Красный дом», который, согласно Википедии, является самым старым домом города. Оказалось, пусть не особо примечательный, но аккуратный домик. Заодно продышались, карабкаясь к нему по крутым и витиеватым улочкам старого Вадуца.


Над городом высоко на горе высится замок Вадуц – средневековая резиденция князя, несущая свою функцию по сей день.


Лихтенштейн чем-то напоминает Монако. Видно, что страна – центр финансовых потоков, и живущие тут люди далеко не бедствуют. Город не застыл в средневековье, а активно развивается: чуть поодаль от исторического центра начинает встречаться много современных офисных зданий, удачно или не очень вписывающихся в исторический облик города. Феррари и Ламборгини на дорогах – обычное дело.


В кемпинг въезжаем в 19:50 – похоже, это новый рекорд, даже успели за 10 минут до закрытия ресепшен, ура! Первый раз платим при въезде (28,8 франка, что соответствует ≈26 евро). В кемпинге полно домиков, типа таких, что встречаются на наших турбазах. Есть и такие, которые сделаны на основе старых кемперов, поставленных на фундамент.
В первый раз за поездку готовим еду на горелке: пора уже завязывать с ресторанами, так и привыкнуть недолго!

Итого день 4: оз. Боденское – Брегенц (Австрия) – Альтштеттен (Швейцария) – Букс – Вадуц (Лихтенштейн)
Температура днём: +31°С
Подъём: 8:15, отбой: 23:40
Пробег: 88 км
Набор высоты: +410 м



ДЕНЬ 5: НЕНАСТЬЕ
24 авг. 2011 г.

Стартуем рано, т. к. надо успевать на вокзал на заранее купленную электричку. Погода отличная, похоже, нас ждёт еще один хороший день!


Наш поезд отправляется с вокзала на территории Швейцарии в городке Сарганс, до которого около десятка километров. Немного плутаем, но повезло, что встретили девушку, которая довела нас до самого вокзала (она тоже была на велосипеде). Узнаю, что билеты на неразобранные велосипеды стоят 36 франков, больше наших билетов на проезд, заранее купленных по тарифу «supersaver ticket», поэтому упаковываем их в чехлы для бесплатного провоза и грузимся в электричку. Народу мало и специальные места для велосипедов не заняты, так что едем с комфортом. Есть и розетки, да зарядки далеко: будем иметь в виду на будущее.

Через полчаса, проехав вдоль Цюрихского озера, на дальней стороне которого в дымке виднеется финансовая столица Швейцарии, поезд прибывает в Люцерн.


На вокзале быстро собираемся, берем карты в турбюро, покупаем еды и воды и отправляемся в город.


Сначала выходим на набережную, где причаливают катера.


В нескольких метрах от пристани плавают лебеди, очень красиво!


В двух шагах через реку Ройс перекинулся деревянный мост Капельбрюкке – снаружи очень красиво, весь в цветах.


Дальше продвигаемся уютными улочками старого города.


Покупаем какие-то сувениры и едем смотреть остатки стены средневековой крепости на холме.


Заехав в гору, обнаруживаем, что смотреть тут особо не на что: стена и стена.


Потом спускаемся к скульптуре «Умирающий Лев». Скульптура сделана в память о погибших швейцарцах, защищавших жизнь французского короля в 1792 г. Она оказалась куда больше, чем я ожидала. И правда, очень жалобная (Марк Твен описал ее словами: «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире»). Перед ней небольшое озеро, наверное, символизирующее слезы умирающего льва.


Зашли перекусить в пиццерию: две тощие пиццы с соком и салат тянут на 52 франка. Однако! Причем, особо и не наелись. Пока обедаем, начинает накрапывать дождь – пакуем баулы в чехлы и надеемся на улучшение погоды.


Дождь то прекращается, то начинает лить с новой силой. Дождавшись временного просвета, стартуем из Люцерна в южном направлении. Где-то на выезде из города дождь снова заряжает – приходится упаковываться по полной. Бахилы и штаны довольно долго держат влагу, а моя куртка быстро промокает.

Дорога идет вдоль Фирвальдштетского озера. Озеро довольно большое, зажатое горами и, от этого, имеющее несколько рукавов и изгибов, так что едем, выписывая загогулины.


Едем по велопешедорожке, проложенной параллельно автодороге. Дорожка местами асфальтовая, местами, где идет над водой, дощатая с ограждением, но преимущественно грунтовая. Чем дальше, тем больше дорожка раскисает, превращаясь местами в родную чачу и глубокие лужи во всю ширину дороги.

Временами дождь прекращается, временами льет, как из ведра, но, в целом, сопровождает нас всю дорогу.


Так и крутим потихоньку, поёживаясь от сырости и прохлады; разговаривать нет желания, поэтому каждый предается своим мыслям.

Accel: Думаю, повезло нам в России: столько в мире есть мест, где красота, хорошо, и нас нет, а вот куда швейцарцу на отдых податься? Да у него и так всё под носом, вырос среди этих красот. Разве что к нам за экстримом? Вот и сидят, наверное, дома всю жизнь, деньги зарабатывают…

Тем временем, темнеет, температура падает, а небо окончательно затягивается низкими дождевыми облаками. Сверху, не прекращаясь, идет мелкая холодная морось; периодами параллельно с ней идет обычный дождь. Рельеф начинает говорить о том, что мы приближаемся к хребту, отделяющему нас от долины Ааре. Наша цель на сегодня – озеро Обзе, находящееся практически на полпути к вершине хребта.

Где-то перед последним подъёмом, примерно за 6 км до кемпинга, меня внезапно покидают силы, и я хочу поехать искать ближайший отель. Accel уговаривает добраться до кемпинга. В итоге, с трудом стартую в горку и кое-как еду, т. к. кругом все равно сельская глушь. На очередной ступени подъема находится заправка и при ней продуктовый магазин. Заходим, закупаемся продуктами на ужин, и становится чуть легче. Еле-еле штурмую последний подъём и вдоль озера, едва различимого через темноту и дождь, через стоящий на нём городок Лунгерн, к кемпингу подкатываю уже на автопилоте.

Перед привычно закрытым ресепшен под козырьком встречаем двух прячущихся от дождя постояльцев, которые собирались поужинать в местном кафе, но оно уже тоже закрыто. Они показывают нам место для палатки, сообщив, что завтра во второй половине дня будет аналогичная погода, а потом надо ждать серьезного похолодания, притом что и сейчас не жарко: +17°С.

Быстро ставим палатку и в горячий душ. Кайф! Сушим одежду в сушилке, кипятим чай и варим макароны. Купленная томатная паста оказывается замаскировавшимся паштетом, но так тоже вкусно. В итоге ложимся только в 2 ночи, но сытые и сухие.

Итого день 5: Вадуц – Сарганс (Швейцария) – Люцерн – Лунгерн – оз. Обзе
Температура днём: +31°С, вечером: +17°С
Подъём: 7:30, отбой: 2:00
Пробег: 68 км
Набор высоты: +670 м



ДЕНЬ 6: ПО ГОРАМ, ПО ДОЛАМ
25 авг. 2011 г.

После вчерашнего потопа утро встречает нас прохладой и ясным голубым небом! Всего в нескольких десятках метров над землёй проплывают редкие облака, обтирая близлежащие склоны, усыпанные многочисленными ручьями и водопадиками.

Развешиваем сушиться все, что можно, завтракаем. Иду платить за кемпинг: там пожилой мужчина за стойкой два раза переспрашивает, действительно ли мы приехали вчера вечером на велосипедах в такую погоду. Получив утвердительный ответ, назначает нам спец. цену, всего 15 франков! Для Швейцарии, и правда, очень дешево.

После просушки вещей, выезжаем только в 13:00. Уклон начинается прямо от кемпинга.

Городок Лунгерн стоит на горе. До местной ж/д станции идет асфальтированная дорога, после станции она превращается в узкую, шириной в одну машину, и крутую отсыпку. Едем, но съезжающий сверху трактор вынуждает встать, прислонившись к ограждению дороги. Остановившись, стартовать в горку по щебёнке не выходит, дальше до конца подъема идем пешком. Достигнув промежуточной вершины, любуемся на чудесный вид на Обзе и Лунгерн – недаром рядом проходит маршрут панорамной железной дороги!


Дальше идет хороший небольшой выкат и опять долгая серия подъёмов по лесу, но уже не таких крутых, как первый.

В конце концов, выезжаем на автодорогу через перевал, по звуку всё время шедшую где-то в нескольких сотнях метров рядом, ныряя в тоннели и выныривая вновь, и, после короткого перекуса на перевале, едем по хребту.


Наверху ощутимо прохладнее, особенно в тени. С перевала виден аэродром в долине, судя по заходящему на посадку истребителю, военный.

После перевала идет пятнадцатикилометровый сброс набранной вчера вечером и сегодня утром высоты: десять пологого по нормальной асфальтированной дороге с редкими машинами и пять по какой-то насыпной, с прорытыми наискосок глубокими водостоками, и такой крутой, что под конец руки устают держать тормоза. Тут я оценила свои дисковые тормоза, которые перед поездкой уговорил меня установить Accel взамен старых V-brake’ов.

Наконец, спустившись в долину, ехаться начинает гораздо бодрее, темп возрастает до 28-32 км/ч: я пристраиваюсь Accel'ю «на колесо», что оказывается куда легче, чем ехать отдельно.


Сначала едем вдоль искусственного канала, потом вдоль ослепительно-голубого Бриенцского озера, на западной оконечности которого стоит Интерлакен. За ним сразу начинается другое, Тунское озеро, отсюда и название города, стоящего в долине меж двух озёр.


Сегодня в кемпинге под Интерлакеном мы уже в 17:20 – сказывается небольшой пробег.

Быстро заселяемся, ставим палатку и в 18:00 уже едем смотреть Интерлакен налегке. Город посмотрели мельком из-за надвигающейся грозы. С юга высится утопающая в облаках величественная вершина Юнгфрау: туда, к обсерватории Сфинкс ведет самая высокогорная железнодорожная линия Европы.


Посетить её в этот раз не было времени, впрочем, в качестве подъема в горы была заготовлена альтернатива.
Быстрая покупка сувениров и еды с собой, и мы снова в кемпинге. Оказалось, очень вовремя: как только поели и выпили по бутылке местного пива, начался дождь. Слушать его, засыпая в палатке, гораздо приятнее, чем пилить под ним в горку!

Итого день 6: Оз. Обзе – Лунгерн – Интерлакен
Температура днём: +28°С
Подъём: 9:00, отбой 20:00
Пробег: 49 км
Набор высоты: +580 м



ДЕНЬ 7: ВДОЛЬ ААРЕ
26 авг. 2011 г.

С утра погода отличная, нашла кухню с чайником, быстро кипячу воду и завтракаем. По холодку быстро пролетаем 40 км – поначалу по обочине красивой дороги вдоль Тунского озера, то взмывающей в горы, то ныряющей в тоннели, то снова пикирующей к озеру.


Дальше велодорожка ведет вдоль реки Ааре бирюзового цвета, очень бурной и достаточно широкой и глубокой, что привлекает каякеров и рафтеров. Через два часа останавливаемся под дубом с видом на горы, быстрый перекус и снова в путь, а еще через полчаса с одного из холмов показалась швейцарская столица.

Менее чем за час добираемся до кемпинга в Берне, ставим палатку и идем купаться в реке. Купаются все так: заходят в воду и позволяют течению тащить себя вниз. Течение очень сильное, удержаться на плаву на месте практически нереально. Мы, чтобы приобщиться к ритуалу, проплыли пару десятков метров, народ же плавает по нескольку километров, упаковывая одежду в гермомешки и используя их как поплавки. Вода холодная, но не ледяная. Взбодрившись, перекусили в местном буфете и налегке выдвинулись в Берн. Тут нас снова предупреждают работники кемпинга, что вечером грядет похолодание и гроза: надо успевать!

В Берне все дома старого центра в строгих серо-зеленых тонах.


Вокруг Часовой башни какие-то дорожные работы: ни проехать, ни пройти. Все выложено брусчаткой, приходится колбаситься.
Доезжаем до Баренгартен («Медвежья Яма»): видно, что медведям очень жарко, хотя река всего в паре метров. Вообще, «Берн» происходит от слова «медведь», поэтому медведи в разном виде тут повсюду: от фресок, барельефов и железных скульптур до настоящих.


Заканчиваем осмотр на смотровой площадке на город в розовом саду.


Все-таки самое красивое в Берне – это сама Ааре.


С намерением купить сувениры, объезжаем несколько магазинчиков; ничего не выбрали, а подъехав к супермаркету, обнаруживаем, что нет кошелька! Начинаем вспоминать и понимаем, что он вполне мог остаться в кафе в кемпинге на столе – кошмар! Помчались, как угорелые, в кемпинг, хотя с тех пор прошло уже почти 4 часа. По дороге очень надеюсь на честность законопослушных швейцарцев и прикидываю, как урезать расходы с такой громадной дырой в бюджете. Так уж вышло, что в кошельке оказались обе карточки с большей частью денег и немного налички. В кемпинге спрашиваем работников кафе и на ресепшен, никто ничего не видел... Уже включаю телефон, чтоб позвонить и заблокировать карту, как Accel находит кошелек в другом отделении рюкзака, куда я его засунула, видимо, по ошибке. Ну и ну!

Рассовываем карточки в разные места, диверсифицируя риски, и двигаем опять в центр, теперь уже вдоль реки.


Наконец-то закупаемся кучей еды в супермаркете у кемпинга, и под сильнейшие предгрозовые порывы ветра возвращаемся в палатку.
Пока Accel разбирает велосипеды и засовывает их в тамбур палатки (впрочем, это был ежедневный ритуал на ночь), готовлю ужин на обнаруженной в кемпинге кухне. Шикарно ужинаем макаронами с соусом и печеньем, запивая все пивом и чаем. На улице тем временем начинается дождь. Завтра рано вставать, поэтому срочно в душ и спать. Это, кстати, первый кемпинг за всю дорогу, где для пользования горячей водой нужно отдельно покупать жетоны, активирующие трёхминутный таймер. Мыться под таким душем, где в любую секунду внезапно на тебя может начать литься ледяная вода – то еще «удовольствие»!

Итого день 7: Интерлакен – Берн
Температура утром: +13°С, днём +28°С
Подъём: 5:40, отбой: 20:30
Пробег: 81 км
Набор высоты: +570 м



ДЕНЬ 8: ФРАНЦУЗСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ
27 авг. 2011 г.

Утром снаружи всё мокрое, но дождя нет. Кипятим чай на кухне, завтрак и спешный выезд, – электричка до Лозанны отходит в 7:34.
На перроне успеваем даже запаковать один велосипед, второй будем запаковывать уже в поезде. По ошибке садимся в первый класс, о чем нам говорит через час контролер при проверке билетов. Он очень возмущается и выпроваживает нас во второй. До второго класса приходится идти кучу вагонов. Пока переносим вещи, поезд прибывает в Лозанну. Уже на подъезде видно, что Женевское озеро окутано низкими дождевыми облаками, и погода сегодня спуску не даст. На улице холодно, термометр на вокзале показывает +10°С.
По прибытии решаем для осмотра города дождаться окончания дождя, так как на небе кое-где видны просветы. Здесь всё, даже здание вокзала, напоминает о том, что город – олимпийская столица, в нем находится штаб-квартира МОК.


Через какое-то время дождь прекращается и выходит солнце, а мы едем на свою экскурсию. Лозанна уже совсем французский город, все говорят по-французски, французская архитектура. Есть даже свой Нотр-Дам.

Accel: В поезде по карте железных дорог отмечаю, что в центре и на востоке страны названия населенных пунктов немецкие (Цюрих, Берн, Базель), на западе французские (Женева, Лозанна, Нешатель), а центр юга – итальянский (Лугано, Киассо). Стало интересно, в чем, кроме названий, проявляется соседство. После переезда «Берн – Лозанна» стало очевидно, что из «Германии» мы-таки попали во «Францию»: сплошь французская речь, вывески, объявления дикторов, газеты, негры, мусор, безалаберность и ни следа немецкого присутствия.

Лозанна находится на довольно крутых холмах, поэтому велосипедистов на улицах практически нет.


Въехав на один из холмов в центре, обнаруживаем обзорную площадку на город. Очевидно, холода тут уже не первый день. Повсеместно встречаются признаки настоящей осени: голые деревья, желтые листья под ногами, лужи, пронизывающий ветер.


В олимпийском парке на набережной Accel сел на колесо местным спортсменам.


Там же, на набережной пережидаем очередной дождь. Глядя на затянутое до горизонта небо над озером, уговариваю Accel’я ехать до Женевы на электричке. Он, скрипя зубами, в итоге соглашается урезать велодистанцию, но потом ворчит, т. к. дождь в итоге так и не пошел.
Доехав до Женевы, делаем кружок по местным достопримечательностям. На озере стоит фонтан, бьющий в небо на сто с лишним метров. Струя, кажется, достигает низко парящих облаков!


У фонтана в шлейфе ходят крохотные люди (и охота ведь им мокнуть при такой-то погоде?), а в брызгах играет радуга.
Проезжая мимо кафедрального собора, ненадолго останавливаемся, чтобы поглазеть на проходящую свадебную церемонию, – сегодня ведь и у нас годовщина!


Рядом находится стена со статуями основных лиц протестантской Реформации, носящая одноимённое название.


Поддержу мнение, выраженное в большинстве отчетов, что Женева – не самый интересный с точки зрения туризма город.


Выезжая из города по набережной, делаем небольшой крюк вокруг озера в качестве компенсации сегодняшнего сокращения маршрута.


Пока едем вдоль озера, нас обходит спортивного вида велосипедистка с баулом, но затем, когда дорога начинает забирать наверх, уже мы накатываем на нее. Так, следуя какое-то время вместе, незаметно въезжаем во Францию.

Французский городок Анмас находится практически у границы. В его пригороде расположен наш отель – это наш первый отель за путешествие, и мягкий матрас после жестких ковриков очень радует. Ужинаем пиццей из пиццерии напротив и заваливаемся спать. Прачечной тут нет, приходится стирать велоодежду на руках. Уже скучаю по кемпингам!

Итого день 8: Берн – Лозанна – Женева – Анмас (Франция)
Температура утром: +10°С, днём: +15°С, вечером: +17°С
Подъём: 5:00, отбой: 22:20
Пробег: 42 км
Набор высоты: +560 м



Читать далее: часть вторая, часть третья

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления