Есть такое отличное словечко в отечественном лексиконе – «недоперепил». Так в шутку обозначают состояние, когда выпил больше, чем возможно, но меньше, чем хочется. Примерно такое же состояние на современном рынке Екатеринбурга с производительностью труда. Мы много работаем, но делаем это с невысокой эффективностью, отсюда низкие заработки большинства трудящихся при высокой нагрузке.
Основная проблема в том, что большая часть руководителей только констатируют низкую эффективность труда, но не знают, собственно, как ее повысить. Поэтому они выбирают меньшее из двух зол - продолжают наращивать количественную нагрузку на персонал и число легко заменяемых штатных единиц. А издержки мотивации решают методами усиления контроля за сотрудниками.
К началу осени на рынке труда традиционно начинается активность, связанная с набором сотрудников и планированием расходом на персонал на следующий год. Центр изучения рынка труда, существующий при кафедре Управления персоналом в УрГЭУ (СИНХ), подвел итоги полугодичного исследования, посвященного производительности труда в компаниях Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие почти тысяча компаний преимущественно уровня малого и среднего бизнеса. Выяснилось, что полностью удовлетворены уровнем производительности в своих компаниях только 14% респондентов – руководителей отделов персонала и профильных руководителей отделов, рассчитывающих эти показатели для своих подразделений. Еще 29% уверены, что уровень производительности в их компаниях ниже желаемого, и это создает проблему. Остальные – более половины респондентов – отметили, что формально производительность труда в их компаниях заметно ниже необходимого, но ситуацию спасает то, что персонал традиционно работает больше, чем формальное рабочее время, то есть ситуацию спасают тотальные переработки. Естественно, что речь идет о неоплачиваемых переработках, иначе они бы не повысили производительность.
В этом вопросе очень показательны цифры другого, уже федерального исследования, посвященного переработкам и готовности к ним. Работать больше положенного готовы 89% представителей среднего менеджмента, 71% специалистов и 68% топ-менеджеров — это данные опроса около 900 российских менеджеров и 480 HR-специалистов российских и международных компаний. Причем – что очень важно – только 36% идут на это ради оплаты сверхурочных. Остальные 64% - перерабатывают ради обещаний заработной платы, ради будущего повышения или ради «общей лояльности руководства».
Что касается практики переработок, то, судя по опросу специалистов по работе с персоналом, переработки встречаются в 81% компаний. И менее половины компаний готовы компенсировать сотрудникам переработки. 23% всех компаний, которые компенсируют переработки, делают это деньгами, еще 13% - предоставляют выходной день.
Стоит ли бороться с переработками? Эксперты полагают, что при нынешней системе отношений сотрудники просто не успевают выполнять весь объем работы в положенное время. Поэтому переработки по факту спасают российские компании. Парадоксально, но почти треть(!) всей производительности приходится на время, которое формально считается нерабочим. И оплачивается оно далеко не всегда – лишь в 14% случаев.
«Работники ожидаемо отрицательно относятся к практике неоплачиваемых переработок, однако давайте говорить честно – переработки персонала спасают отечественный малый и средний бизнес, - уверен сотрудник Центра изучения рынка труда Олег Берганов. – В условиях ужесточения налогового пресса все больше компаний последние 2 года отказываются от идеи послекризисного возвращения к «белой оплате труда». Стоимость труда растет из-за ужесточающейся конкуренции за персонал, даже не полностью удовлетворяющий требованиям работодателя. И если в этой ситуации компании будут еще и платить за все переработки, то вместо увеличения доходов граждан мы получим массовое падение компаний сегмента малого и среднего бизнеса».
«Мы проблему понимаем, но между решением проблемы в туманном будущем и сохранением бизнеса в настоящем выбираем второе, - подчеркивает один из участников исследования Центра изучения рынка труда, директор небольшой торговой компании «Перспектива-Плюс» Виктор Лобовиков. – И чтобы сохранить достаточный уровень мотивации, приходится жестче контролировать персонал».
Как результат – выборочные опрос работодателей Екатеринбурга показывают нарастающую популярность использования различных систем контроля работы сотрудников, как технических, так и психологических. Уже каждый третий работодатель столицы Урала из числа руководителей небольших компаний либо приобрел, либо планирует приобрести систему контроля рабочего времени или оборудование для этого.
При этом сами сотрудники, хотя и попадают в неприятные ситуации, в большинстве своем абсолютно равнодушны к контролю. Летом 2012 года портал HeadHunter проводил исследование на эту тему и выяснил, что 69% респондентов на возможную слежку со стороны работодателя наплевать. Мотиватор атрофируется.
Ситуация поистине тупиковая: руководители не очень то понимают, как повысить производительность труда, но усиливают нагрузку на сотрудников, чтобы эту производительность все же хоть как-то повысить. В свою очередь сотрудники не хотят перерабатывать, но готовы терпеть, потому что считают, что другая система отношений крайне маловероятна на нынешнем рынке.
Фото: wday.ru