E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

облачно, без осадков

ощущается как -7

6 м/c,

зап.

730мм 59%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама

Шалом, Израиль!

«Только не это…», - пронеслось в моей голове, когда в столичном Домодедово я увидела гигантских размеров очередь к стойкам регистрации на рейс до Тель-Авива. И двигалась эта очередь чрезвычайно медленно. Оказалось, для того чтобы получить посадочный талон, нужно побеседовать с сотрудником службы безопасности авиакомпании El Al. «Цель поездки? С кем едете? Кем и где работаете? Есть ли друзья-родные в Израиле? Кто собирал ваш чемодан?». Беседовали минут 10. Наконец, в паспорт вклеили бумажку с непонятными пометками и отправили на регистрацию. Прошу у девушки место у окошка, а она в ответ, будто бы невзначай: «Ваш израильский паспорт». Сильно удивляюсь и сообщаю, что израильского паспорта у меня нет и никогда не было. Дальше мучить вопросами не стали. Талон выдали, с местом у окошка.

В ожидании посадки встретилась со своей группой – тремя журналистками и одним фотографом из Екатеринбурга (наша поездка была пресс-туром, организованным министерством туризма Израиля).

Сели в самолет – просторный Боинг-737-300. Полетели. Подальше от серой и дождливой российской осени – в солнечный Израиль. Три с половиной часа – и шалом, Тель-Авив! Первая мысль, когда вышла из аэропорта: «Ну и жара!». У выхода встречает гид Борис и водитель Цвика. Пока едем в гостиницу, Борис рассказывает о реке, идущей вдоль дороги и «закованной» в бетон, о торговых центрах, улицах и отелях. Заселились, переоделись – и прямиком на ужин. Признаюсь, есть особо не хотелось. В самолете нас закормили: помимо закусок, внушительных размеров банки хумуса с безлимитным количеством питы, была и паста болоньезе, и десерт. Такого богатого обеда на борту самолета я не видела еще ни у одной авиакомпании. Но раз по плану был ужин, идем на ужин.

Яффо

Нас привозят в Яффо – старый город, который по сути является одним из районов Тель-Авива. Вокруг дома в арабском стиле и узкие улочки. Маленький ресторанчик и просторной уличной верандой. Внутри под потолком – примусы, старые чайники, лампы и прочий антиквариат.

За длинным столом нас уже ждет Бене – представитель министерства туризма Израиля. Рассаживаемся, знакомимся. И начинается пир. Разумеется, хумус, фалафель (жареные во фритюре шарики из бараньего гороха), горы шашлыка, что-то наподобие яичницы с помидорами и невыносимо острыми, но потрясающе вкусными колбасками, маринады, соусы и свежий, с хрустящей корочкой хлеб. Там же пробуем красное израильское вино: терпкое, как я люблю, ароматное, но совсем не тяжелое. «Давайте до гостиницы дойдем пешком – и ужин уляжется, и город посмотрим», - предлагает Борис. Мы только за. Сначала в парк. Темнеет. С холма город как на ладони: в кафе через дорогу празднуют свадьбу, вдали огоньки, справа – море. Пораженные красотой (ну, и не знакомые с искусством ночной съемки) фотоаппараты наотрез отказываются фиксировать момент. Жаркий воздух будоражит свежий ветерок.. А дальше извилистые улочки, минут 20 вдоль взволновавшегося моря («Сюда часто приезжают серфингисты из США, в Тель-Авиве прекрасные волны!», - рассказывает Борис). На набережной арабская семья устраивает барбекю, на дорожках – велосипедисты и бегуны, на общественной площадке с тренажерами – ажиотаж. Невыносимо хочется снять сандалии, пройтись по песку и почувствовать стопами море. Борис не разрешает – море слишком не спокойное. Еще чуть-чуть – и гостиница. Завтра – Иерусалим.

Иерусалим: три в одном

Жарко, людно, шумно – приезжаем на смотровую площадку. Под нами – иудейское кладбище, прямо по курсу – Купол скалы, мусульманский архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознесся пророк Мухаммед. И повсюду песочного цвета постройки.. Идем дальше. От количества и красоты православных и католических храмов голова кругом. Поднимаемся по очередной улочке и неожиданно попадаем в Гефсиманский сад. Перед входом ребята бодро торгуют оливковыми веточками по шекелю за штуку и внимательно следят за внешним видом туристов (с голыми ногами и плечами не пускают). Представляла сад огромным, а он не то, что небольшой, а просто миниатюрный: 47 на 50 метров. Там растут оливы, которым более 2000 лет. Такой солнечный и уютный. Даже не верится, что там могло совершиться столь резонансное предательство... Рядом с садом – величественная католическая церковь Всех наций. Перед алтарем лежит камень, на котором Иисус молился в ночь ареста. Под куполом изображены гербы 12 стран, которые жертвовали деньги на строительство церкви.

Еще немного – и мы у входа в Старый город. Вместе с нами в ворота идут мусульмане – у них как раз время молитвы (кстати, в Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, третья по значимости мусульманская святыня). Мы же отправляемся на Виа Долороса. На дорогу, по которой Иисус шел на казнь. От осознания – мурашки по коже. Начинается все на обычной улице, где мальчишки играют в футбол, продолжается богатым арабским рынком. «Так странно: когда-то Иисус изгнал торговцев из храма, а сейчас они сидят на дороге его страданий», - замечает участница нашего путешествия Оксана. Продают все: магниты, арафатки, сандалии, сумки, майки, футболки, пряности, сладости. А еще крестики и свечки. Охотно торгуются. Закупаемся всем необходимым и отправляемся к одной из главных христианских святынь – Храму Гроба Господня. Перед входом – толпы туристов. Страшно представить, что творится внутри. Заходим. И первым делом поднимаемся на Голгофу. При виде массы людей на лестнице в голове вертится: «Очередь на Голгофу». Проталкиваемся дальше – сложно сосредоточиться и проникнуться историей места. Удивляет, что все близко: тут и место, где распяли Христа, и пещера, куда его положили после того, как сняли с креста, и откуда он вознесся. Почему-то представлялось, что все эти места находятся далеко друг от друга.

Храм Гроба Господня – уникальное место: свои уголки, или приделы, там имеют сразу шесть конфессий христианской церкви: православной греческой, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой конфессии есть собственные часы для молитв.

Это вообще главная достопримечательность Иерусалима – то, как на таком небольшом пространстве уживаются сразу три религии: христианство, иудаизм и ислам. Когда стоишь у католического собора, слышишь, как из мечети зазывают людей на молитву. Мечеть – рядом с синагогой. Русский православный храм (их, кстати, там довольно много) – в мусульманском квартале. Ясно понимаешь: Бог един. И не важно, кто и как в него верит.

Море в пустыне

Утром третьего дня отправляемся к Мертвому морю. Пейзаж за окном меняется, как только отъезжаем от Иерусалима. Куда ни глянь – песочного цвета горы. «Начинается Иудейская пустыня», - поясняет Борис. С каждым километром мы все ниже уровня моря. Справа появляется водоем – Мертвое море. Спокойное, с отблесками солнца на воде. Первая остановка – Кумранские пещеры. Раскопки древнего поселения на берегу Мертвого моря. Солнце палит от души, жара невыносимая. «Как здесь можно было жить?», - задаюсь вопросом.

Продолжаем путешествие по побережью. Неожиданно среди голых холмов появляется островок зелени. «Это кибуц, в Израиле их много», - рассказывает Борис. Кибуц – это кусочек коммунизма. Поселение, члены которого весь свой доход, вместе с имуществом, отдают в распоряжение кибуца. При необходимости каждый член кибуца может воспользоваться всем необходимым. Нужно машину на пару дней – пожалуйста, но в порядке очереди. Хочешь с семьей за границу – запросто! Но тоже в порядке очереди. У кибуца обязательно есть какой-то собственный бизнес: спа-курорт с ботаническим садом, отель и т.д. Работать «на стороне», разумеется, тоже можно. Только зарплатой придется делиться со всеми.

Продолжаем путешествие. Не могу оторваться от пейзажа за окном – чувствую умиротворение. Хочется выйти, сесть на землю и долго-долго смотреть вдаль… «Приехали», - объявляет Борис. По плану у нас визит в крепость Масада. Смотрю: гора горой. Так сразу и не догадаешься, что наверху когда-то был практически город. На фуникулере поднимаемся наверх. Прекрасно сохранившиеся лестницы, комнаты (в которых, между прочим, прохладно), толстые слои древней штукатурки с остатками узоров (современным строителям бы поучиться у предков), гигантские колодцы (их называют «цистерны», в древности в них хранили дождевую воду). Тут и старинные бани, и оружейные склады. И трагичная история места. В 70 году н.э. крепость стала убежищем для тысячи повстанцев, бежавших из Иерусалима, захваченного римскими легионерами. Три года они держали оборону. Римляне (точнее, около 9 тысяч рабов) в течение этого времени занимались строительством насыпи – осадного вала. И однажды римляне добились своего: крепостная стена была пробита. Но повстанцы не желали идти в плен к римлянам – хотели умереть свободными людьми.. И мужчины убили женщин и детей, а потом и себя. Когда легионеры зашли в крепость, они обнаружили тысячу трупов. В музее, что расположен у подножия Масады, есть предметы, найденные в крепости: кувшины, монеты, женская сандалия, гребешок, волосы, заплетенные в косу.. Если соберетесь на Масаду, обязательно зайдите в этот музей.

Ну а мы направились в сторону гостиницы. Нас ждало Мертвое море. Бросив вещи, побежали на пляж. За три дня путешествий по солнечному и жаркому Израилю мы еще ни разу не купались. Термометр на пляже показывал +38С в тени. Хотелось освежиться. Не тут-то было! Вода в Мертвом море оказалась не даже не теплой, а горячей – как в ванной! На ощупь - как кисель. И в ней действительно невозможно утонуть. Если ляжешь на спину или на живот, потом не знаешь, как поставить ноги на дно! Нас это невероятно веселило – резвились как дети!

После ужина решила выйти на улицу. Было около полуночи. Дул горячий ветер. Вот что значит -425 метров ниже уровня моря.

Благодарим министерство туризма Израиля за организацию поездки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления