Анн-Лор Ганнак, psychologies.ru
Мы все в детстве рисовали людей, зверей, сказочных героев и... домики: яркие или грустные, без окон и дверей или распахнутые миру. Своими рисунками ребенок всегда рассказывает о себе. Психоаналитик Варенка Марк комментирует для нас историю одной маленькой девочки.
Квадрат – это будет дом, треугольник – его крыша, а сверху – солнечный круг. Примерно так ребенок 3–4 лет впервые рисует домик. И эти первые художества очень интересуют психологов, ведь они невероятно много способны рассказать об их маленьком авторе.
«Эти геометрические формы – универсальный, символический язык, которым пользуются дети, чтобы выразить себя, – объясняет психоаналитик Варенка Марк (Varenka Marc). – Рисунок дома передает то, как они ощущают себя в окружающем их пространстве, то, как чувствуют свое тело. Например, если на рисунке домик заваливается набок, стоит неустойчиво, ребенок, скорее всего, тоже «не чувствует почвы под ногами», растерян или чем-то угнетен». Однако не стоит сразу же бить тревогу, если в детском альбоме вдруг появились черные тучи с молнией или уж слишком скособоченный замок: «Его ощущение собственного тела постоянно меняется, так же меняется и рисунок – в зависимости от возраста и волнующих ребенка чувств». Дети бессознательно передают через рисунок дома свой внутренний мир, рассказывают о себе лишь до 6–8 лет. Ребенок постарше уже внимательнее к окружающей действительности и, рисуя, воспроизводит детали реальных домов. «В рисунке больше проявится его отношение к тому, что «вовне», – заключает Варенка Марк. – Но и этот сюжет необычайно интересен!»
Пятилетняя Карина отказывалась общаться с окружающими. Ее работа с психологом длилась почти два года: по рисункам, которые девочка делала во время сеансов психотерапии, можно проследить, к каким впечатляющим изменениям привели эти занятия.
Сентябрь: она не общается
«Узкий, тесный дом без окон – и значит, без сообщения с внешним миром, дверь, которую невозможно открыть, передают внутреннее состояние девочки: она чувствует себя зажатой, скованной. Однако яркие краски и устремленные вверх формы рисунка выражают ее желание выбраться из этого состояния. Нежные цветочки – маленькие живые существа – возможно, напоминают девочке о безмятежном состоянии младенчества. Это и переживание эдипова периода: цветы – словно множество маленьких дочек, которыми девочка хотела бы порадовать своего отца».
Январь: Карина открывается миру
«В рисунке дома появляются два новых элемента: небольшое окно наверху (девочка еще не готова открыться, но она наблюдает за тем, что происходит вокруг) и труба на крыше – связующее звено между домом (ребенком) и небом (окружающим миром). Дым из трубы навевает мысли о теплой атмосфере семьи. Образы родителей – деревья около дома; кажется, что они охраняют его, оберегают. Дерево слева символизирует твердую фигуру отца; то, что справа, с цветущей кроной, соотносится с матерью, у которой можно найти ласку и защиту».
Май: она себя утверждает
«У дома появились четкие контуры, а это значит, что Карина чувствует себя увереннее, чем раньше. На рисунке теперь два окна: она все еще наблюдает за миром, но большое окно красного (активного) цвета говорит о том, что девочка готова начать общаться. Количество окон и дверей в нарисованном доме соответствует числу членов ее семьи: признав за родителями их место, Карина может найти свое и отстаивать его».
Март: Карина нашла свое место
«10 месяцев спустя дом приобретает заметные размеры – Карина стала увереннее. Солнце, яркий образ силы и могущества, также говорит о том, что девочка чувствует себя лучше. Труба исчезла, зато прилетели птицы – символ общения и духовных устремлений. Исчезли деревья (Карине не нужны больше опоры), на окнах появились занавески – своего рода «веки на глазах»: ребенок теперь способен не только открыться, но и защитить свое внутреннее пространство от вторжения извне».