E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

ю-з.

730мм 70%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Мой дом Полезные статьи Что делать, если страховая не хочет возмещать ущерб по КАСКО

Что делать, если страховая не хочет возмещать ущерб по КАСКО

Что делать, если страховая компания незаконно занижает выплаты по полисам добровольного страхования или вовсе отказывает в возмещении материального ущерба по КАСКО? В непростой ситуации вместе с юристом Максимом Князевым разбиралась Татьяна Пискунова, журнал "ГАИ".

Штрафные санкции

Вплоть до 28 июня прошлого года, когда появились разъяснения Пленума Верховного суда о необходимости применять закон "О защите прав потребителей" при рассмотрении в судах дел по автострахованию, автовладелец при подаче искового заявления в суд в обязательном порядке предъявлял квитанцию об оплате государственной пошлины. Позже, если суд выносил решение в его пользу, страховую компанию обязывали компенсировать человеку эти расходы. Теперь по спорам по КАСКО платить госпошлину вообще не надо. Вне зависимости от того, с какой претензий вы обращаетесь в суд — отказ в выплате по риску "Угон", занижение суммы или полный отказ по риску "Ущерб". Добровольное страхование в настоящий момент полностью регулируется законом "О защите прав потребителей", который избавил автовладельцев от этих расходов. Пошлину в пользу государства после вынесения решения теперь взыскивают со страховой компании приставы по отдельному исполнительному листу, выписанному судом.

Еще одно новшество - компенсация страховщиком морального ущерба, нанесенного автовладельцу при незаконном отказе в выплате. Причем, она взыскивается вне зависимости от того, по какому из рисков он судится со страховой компанией. До применения закона такой строки в судебных решениях вообще не было. И пусть суды за моральный ущерб назначают небольшие суммы, от 2 до 5 тыс. руб., но, все же, это хоть какая-то компенсация за потраченные время и нервы.

А вот что касается штрафа (в размере 50% от начисленной суммы страхового возмещения), который страховщик по "потребительскому" закону обязан выплатить в пользу автовладельца, единая практика в судах пока не сложилась. В том случае, когда автовладельцу полностью отказали в выплате при угоне или в возмещении убытков на восстановительный ремонт застрахованного по КАСКО транспортного средства, судья такой штраф назначит. А вот при занижении выплат, что случается сплошь и рядом, штраф могут и не назначить. Все зависит от конкретного судьи.

Некоторые представители судейского корпуса считают, что оснований для штрафных санкций тут нет. Ведь СК, в целом, выполнила свои обязательства - произвела выплату в том размере, который посчитала нужным. Другие судьи, напротив, полагают, что недоплата также является весомым основанием для взыскания штрафа на "сэкономленную" страховщиком сумму. Учитывая, что порой СК в три-четыре раза занижают выплаты на восстановительный ремонт, размер штрафных санкций может достигать суммы первоначальной выплаты.

Посильное дело

Зато единая практика сложилась в применении закона даже к тем судебным спорам, рассмотрение которых началось задолго до пресловутого постановления ВС. Причем, к довольно запутанным спорам с "несколькими неизвестными". Об одном таком случае мы и расскажем.

Владелец автомобиля BMW 325Xi еще в октябре 2011 года купил полис КАСКО у тюменской страховой компании через страхового брокера. А через два месяца он подал в страховую компанию заявление о возмещении убытков после ДТП. Как значилось в его заявлении, не справившись с управлением, он въехал в бортовой камень возле дома N203 по улице 8 Марта, в результате чего повредил передний бампер и элементы передней подвески. Происшествие было зарегистрировано в ГИБДД, справку необходимой формы с указанием видимых повреждений (и возможных скрытых) страховщику он предоставил.

Также автовладелец обратился к независимому эксперту, чтобы установить все повреждения и оценить стоимость восстановительного ремонта. После тщательного осмотра было выявлено, что у иномарки, кроме поцарапанного бампера, нарушена герметичность передней правой блок-фары и противотуманного фонаря, потекла левая телескопическая стойка. Также был обнаружен излом креплений в верхней части переднего правого крыла. А общая стоимость восстановительного ремонта составляет 104 тыс. руб.

Однако в страховой компании были уверены, что нарушение лакокрасочного покрытия бампера имеет более ранний характер возникновения, чем остальные повреждения. Более того, в частной беседе страховщики признались, что фотографии, сделанные страховым агентом при заключении договора КАСКО, были плохого качества. И по ним нереально определить, были на тот момент на машине царапины или нет. А поскольку в акте осмотра повреждение лакокрасочного покрытия не зафиксировано, предъявлять какие-либо претензии бесполезно. Тем не менее, сославшись на то, что из представленных автолюбителем документов невозможно достоверно установить все обстоятельства ДТП, страховая компания отсрочила выплату и сделала запрос в ГИБДД, попросив дополнительно предоставить схему ДТП и протокол. А через пару месяцев и вовсе отказала в выплате на том основании, что в ГИБДД данное ДТП не зарегистрировано.

После этого автовладелец обратился в специализированную юридическую компанию, специалист которой и стал его представителем в суде. Поскольку на тот момент исковое заявление можно было подать в суд только по месту регистрации страховой компании (а не самого истца, как это сейчас предусмотрено законом "О защите прав потребителя"), то дело рассматривалось в Калининском районном суде Тюмени. Перво-наперво автоюристы повторно запросили в автоинспекции материал о дорожном происшествии. И в отличие от страховой компании (кто бы сомневался!), их запрос был удовлетворен - материал сразу нашелся.

Пока суд да дело, с момента ДТП прошло больше года. Только в январе 2013 было вынесено решение о неправомерном отказе владельцу BMW в выплате. Суд постановил взыскать со страховой компании в полном объеме сумму восстановительного ремонта автомобиля. Причем, тут был еще один интересный момент: в общую калькуляцию ущерба оценщики включили и повреждения капота иномарки, не связанные с данным ДТП. Представитель СК выступал категорически против: оценивать разные повреждения по одному заключению в принципе нельзя. Однако суд занял позицию автовладельца и его юриста, решив, что страховое возмещение тут тоже полагается. Ведь это тоже ущерб, который был причинен владельцу транспортного средства, застрахованного по КАСКО.

Помимо возмещения стоимости ремонта и запчастей суд постановил взыскать с СК расходы по оценке повреждений (2800 руб.), оплате услуг автоюриста (10 тыс. руб.), нотариуса (1400 руб.), госпошлину (3300 руб.). А приятным бонусом автовладельцу стали дополнительные 52 тыс. руб. штрафа "за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя". Ведь на момент вынесения судебного решения в спорах по КАСКО уже вовсю применялся закон "О защите прав потребителей". И хотя в исковом заявлении ни о каком взыскании штрафа речь не шла, суд автоматически включил его в общую сумму, причитающуюся автолюбителю. В итоге страховой компании пришлось выплатить владельцу BMW более 174 тыс. руб. вместо 104, которые он просил изначально.

В этом деле столько нюансов, что каждый автовладелец, надеемся, сможет почерпнуть для себя что-то полезное. Главное - понимать: решения находятся даже в безвыходных ситуациях. И то, что "не по силам" сделать страховой компании, легко удается профессиональным автоюристам. Было бы желание.

Материал подготовлен журналом "ГАИ"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления