26 октября вторник
СЕЙЧАС -1°С
Фото пользователя

Александр Свалухин

Руководитель екатеринбургского отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца
Фото пользователя

Александр Свалухин

Руководитель екатеринбургского отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца
Другие статьи автора

«Тебя сбили? Сам дурак»: разбираем с экспертом смертельное ДТП возле школы на Саввы Белых

Замглавы «Городских проектов» рассказал о том, как это место сделать безопасным для пешеходов

Поделиться

Женщина выбежала на дорогу в неположенном месте

Женщина выбежала на дорогу в неположенном месте

Поделиться

В среду на улице Саввы Белых рядом с 14-й школой произошло смертельное ДТП, в котором погибла пожилая женщина. Момент аварии попал на видео. Александр Свалухин, замглавы «Городских проектов» в Екатеринбурге, написал авторскую колонку, в которой поднял тему смертности в ДТП и рассказал о способах предотвращения тяжелых аварий с пешеходами в этом конкретном месте.

«Городские проекты» — организация, основанная в 2012 году журналистом Ильёй Варламовым и общественным деятелем Максимом Кацем. Организация привлекает внимание к городским темам для формирования общественного запроса на удобные города и высокое качество жизни. На данный момент отделения работают в 161 городе России. «Городские проекты» пишут статьи, выпускают книги, организуют выставки, семинары, лекции, проводят городские исследования.

Отношение общества

«Эти бегуны в неположенном месте уже так заколебали!», «Затаскают мужика из-за торопыги этой!», «Пока штрафы для пешеходов не поднимут, как за коммуналку, так и будут нарушать!» — так звучат несколько популярных комментариев к новости о погибшей во вчерашнем ДТП пожилой женщине. Ни капли сочувствия, хотя это могла быть чья-то мама и бабушка. Все эти реплики можно списать на форумных троллей и не воспринимать всерьез. Тем не менее пока в российском обществе наблюдается примерно такое же отношение к гибели пешеходов в дорожных авариях. Все давно смирились с тем, что погибнуть в ДТП — это норма, своеобразная плата за комфорт жизни в большом городе. Часто идет обвинение жертвы: «Перебегал в неположенном месте и тебя сбили? Сам дурак. Еще и проблем водителю подкинул». А вопросы нехватки удобных пешеходных переходов и опасного скоростного режима даже не обсуждаются.

Поделиться

Смертность в ДТП и современные подходы

Если посмотреть на общую статистику, в 2020 году в России в дорожных авариях погибли 16 152 человека. Столько людей вмещает 100 самолетов Airbus A320. Каждую неделю в ДТП гибнет около 300 человек — это 2 полных Airbus A320. Но всем пофиг. Потому что случаи гибели людей в ДТП разнесены географически по всей России и давно стали обыденностью, частью новостной повестки. Однако, когда разбивается самолет, создаются специальные комиссии, происходит тщательное расследование всех обстоятельств, приведших к трагедии, выясняются причины, обновляются стандарты и правила — всё делается для того, чтобы снизить вероятность повторения таких авиационных происшествий. И такой серьезный подход дает результаты. Например, в 2020 году в авиакатастрофах в России погибли 299 человек. А в ДТП — 16 152. Повод задуматься. И самое главное понимать, что смертность в дорожных авариях — это не данность и не стихия, с которой невозможно совладать. Это комплекс проектировочных ошибок, помноженных на человеческий фактор. На человеческий фактор повлиять не получится, а нормально спроектировать — вполне реально.

Ряд европейских стран адаптировал «авиационный» подход к расследованию и профилактике дорожных аварий, чтобы стремиться к нулевой смертности в ДТП. И у них получается. Например, в Хельсинки за 2019 год не умер ни один пешеход. В этом городе с населением в 655 тысяч человек дорожные аварии унесли жизни 3 человек: 2 мотоциклистов и 1 автомобилиста. В 1,5-миллионном Екатеринбурге население больше в 2,5 раза, но погибших за тот же 2019 год больше в не в 2,5 раза, а в 24 раза: 72 человека (33 из которых — пешеходы). Но в Хельсинки не всегда было так безопасно. В 1965 году там было зарегистрировано 84 смерти от ДТП (даже больше, чем сейчас в Екатеринбурге). С конца 80-х по начало 90-х годов в столице Финляндии фиксировали по 20–30 дорожных смертей в год. (То есть примерно как сейчас в Екатеринбурге, если пересчитать на количество жителей.) После этого смертность резко пошла на спад. В значительной мере на это повлияло снижение скоростного режима в городе и изменение подходов к проектированию дорожной инфраструктуры. Далее разберем аварию на Саввы Белых с точки зрения этих современных подходов.

Место совершения ДТП

Стоит сказать, что конкретно в этом месте аварий с пешеходами ранее не было. Это может быть связано с тем, что улица часто бывает загружена трафиком со стороны Белинского и от Луганской. Машины двигаются медленно, водители успевают среагировать на пешеходов, переходящих дорогу.

А пешеходы здесь ходят регулярно: рядом достаточно мощная точка притяжения — продуктовый магазин, к которому натоптана явная тропинка через газон со стороны Алма-Атинского переулка.

Траектория движения пешеходов. Тропинки возле места ДТП говорят о том, что здесь регулярно ходят люди

Траектория движения пешеходов. Тропинки возле места ДТП говорят о том, что здесь регулярно ходят люди

Поделиться

Чуть подальше находится еще одна мощная точка притяжения пешеходов — школа № 14. И к ней тоже ведет тропинка через газон.

Поделиться

В итоге имеем:

  • Т-образный перекресток, где не предусмотрены пешеходные переходы, несмотря на несколько мощных точек притяжения людей;
  • ближайший переход находится в 100 метрах на Луганской;
  • человеческий фактор (пешеход): люди всегда будут сокращать путь, даже если это опасно;
  • человеческий фактор (водитель): людям свойственны самоуверенность, из-за которой они едут быстрее («условия позволяют», «у меня всё под контролем»), и склонность ошибаться;
  • установка заборов (пешеходных ограждений) здесь бессмысленна из-за частых заездов во дворы. Когда в заборе есть разрывы, он не выполняет свою функцию;
  • на участке улицы есть предупреждающие знаки «Дети» (так как рядом школа № 14), но знаков ограничения скорости не установлено. Можно легально ехать со скоростью 79 км/ч: «городские» 60 км/ч плюс 19 км/ч (нештрафуемый предел);
  • никаких мер для успокоения движения здесь не применяется.

Высокая скорость рядом со школой: дети в опасности

Водитель сообщил, что двигался со скоростью 40 км/ч и предпринял экстренное торможение. Однако по видеозаписи понятно, что скорость столкновения была не ниже 60–70 км/ч. В этот раз там погибла пожилая женщина, в следующий раз на ее месте может быть ребенок. Если у города есть цель сделать дорогу возле школы безопасной, то нужно на этом участке улицы ввести зону 30 км/ч и обозначить ее соответствующим образом — знаками и разметкой.

Зона <nobr class="_">30 км/ч</nobr> в Большом Харитоньевском переулке (Москва). На участке <nobr class="_">125 метров</nobr> размещено <nobr class="_">5 (!) пешеходных</nobr> переходов

Зона 30 км/ч в Большом Харитоньевском переулке (Москва). На участке 125 метров размещено 5 (!) пешеходных переходов

Поделиться

Нужен пешеходный переход

Люди всегда стараются сокращать путь и люди совершают ошибки. Это факторы, которые невозможно исключить. Поэтому, если мы хотим снизить смертность в ДТП и уменьшить уровень дорожного травматизма, нужно всегда учитывать эти факторы для проектирования безопасных улиц.

Чтобы предотвратить новые трагедии, в этом месте необходимо обустроить пешеходный переход. Это нужно, чтобы водители ожидали появления пешеходов и ехали настороженно, аккуратно. 1 июля 2020 года обновился «дорожный» ГОСТ Р 52766–2007. Теперь его пункт 4.5.2.1 звучит так: «На улицах пешеходные переходы устраивают по СП 42.13330.2016. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 метров».

Так может выглядеть новый пешеходный переход на улице Саввы Белых

Так может выглядеть новый пешеходный переход на улице Саввы Белых

Поделиться

Смертельное ДТП с пешеходом, наличие рядом мощных точек притяжения людей (детского учреждения и продуктового магазина) — это как раз та самая необходимость, о которой говорится в ГОСТе. Чтобы больше там никто не погиб и не пострадал, нужно делать переход. Причем он должен быть приподнятым: это заставит водителей снижать скорость до безопасной. Такие переходы выполняются по ГОСТ Р 52605–2006 «Искусственные неровности» и могут быть как капитальными, так и быстровозводимыми (сборно-разборными) конструкциями.

Что могут сделать горожане

Если вас волнуетбезопасность пешеходов на улице Саввы Белых — живете рядом или ваши дети ходят в 14-ю школу,отправьте обращение в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга.

В своем обращении расскажите об этом смертельном ДТП, о детях, идущих в школу, о новых ГОСТах, которые позволяют делать удобно и безопасно.

Попросите рассмотреть на городской комиссии по БДД 3 следующих вопроса:

  • введение зоны 30 км/ч на участке улицы Саввы Белых между Луганской и Белинского;
  • обустройство приподнятого пешеходного перехода через улицу Саввы Белых между домами пер. Алма-Атинский, 1 и Луганская, 6. Такой переход можно выполнить в виде сборно-разборной конструкции (не дожидаясь капитального ремонта или реконструкции всей улицы);
  • включение указанных работ в план на 2021 или 2022 годы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК16
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ5
  • ПЕЧАЛЬ5

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...