

В среду на улице Саввы Белых рядом с 14-й школой произошло смертельное ДТП, в котором погибла пожилая женщина. Момент аварии попал на видео. Александр Свалухин, замглавы «Городских проектов» в Екатеринбурге, написал авторскую колонку, в которой поднял тему смертности в ДТП и рассказал о способах предотвращения тяжелых аварий с пешеходами в этом конкретном месте.
«Городские проекты» — организация, основанная в 2012 году журналистом Ильёй Варламовым и общественным деятелем Максимом Кацем. Организация привлекает внимание к городским темам для формирования общественного запроса на удобные города и высокое качество жизни. На данный момент отделения работают в 161 городе России. «Городские проекты» пишут статьи, выпускают книги, организуют выставки, семинары, лекции, проводят городские исследования.
Отношение общества
«Эти бегуны в неположенном месте уже так заколебали!», «Затаскают мужика из-за торопыги этой!», «Пока штрафы для пешеходов не поднимут, как за коммуналку, так и будут нарушать!» — так звучат несколько популярных комментариев к новости о погибшей во вчерашнем ДТП пожилой женщине. Ни капли сочувствия, хотя это могла быть чья-то мама и бабушка. Все эти реплики можно списать на форумных троллей и не воспринимать всерьез. Тем не менее пока в российском обществе наблюдается примерно такое же отношение к гибели пешеходов в дорожных авариях. Все давно смирились с тем, что погибнуть в ДТП — это норма, своеобразная плата за комфорт жизни в большом городе. Часто идет обвинение жертвы: «Перебегал в неположенном месте и тебя сбили? Сам дурак. Еще и проблем водителю подкинул». А вопросы нехватки удобных пешеходных переходов и опасного скоростного режима даже не обсуждаются.

Смертность в ДТП и современные подходы
Если посмотреть на общую статистику, в 2020 году в России в дорожных авариях погибли 16 152 человека. Столько людей вмещает 100 самолетов Airbus A320. Каждую неделю в ДТП гибнет около 300 человек — это 2 полных Airbus A320. Но всем пофиг. Потому что случаи гибели людей в ДТП разнесены географически по всей России и давно стали обыденностью, частью новостной повестки. Однако, когда разбивается самолет, создаются специальные комиссии, происходит тщательное расследование всех обстоятельств, приведших к трагедии, выясняются причины, обновляются стандарты и правила — всё делается для того, чтобы снизить вероятность повторения таких авиационных происшествий. И такой серьезный подход дает результаты. Например, в 2020 году в авиакатастрофах в России погибли 299 человек. А в ДТП — 16 152. Повод задуматься. И самое главное понимать, что смертность в дорожных авариях — это не данность и не стихия, с которой невозможно совладать. Это комплекс проектировочных ошибок, помноженных на человеческий фактор. На человеческий фактор повлиять не получится, а нормально спроектировать — вполне реально.
Ряд европейских стран адаптировал «авиационный» подход к расследованию и профилактике дорожных аварий, чтобы стремиться к нулевой смертности в ДТП. И у них получается. Например, в Хельсинки за 2019 год не умер ни один пешеход. В этом городе с населением в 655 тысяч человек дорожные аварии унесли жизни 3 человек: 2 мотоциклистов и 1 автомобилиста. В 1,5-миллионном Екатеринбурге население больше в 2,5 раза, но погибших за тот же 2019 год больше в не в 2,5 раза, а в 24 раза: 72 человека (33 из которых — пешеходы). Но в Хельсинки не всегда было так безопасно. В 1965 году там было зарегистрировано 84 смерти от ДТП (даже больше, чем сейчас в Екатеринбурге). С конца 80-х по начало 90-х годов в столице Финляндии фиксировали по 20–30 дорожных смертей в год. (То есть примерно как сейчас в Екатеринбурге, если пересчитать на количество жителей.) После этого смертность резко пошла на спад. В значительной мере на это повлияло снижение скоростного режима в городе и изменение подходов к проектированию дорожной инфраструктуры. Далее разберем аварию на Саввы Белых с точки зрения этих современных подходов.
Место совершения ДТП
Стоит сказать, что конкретно в этом месте аварий с пешеходами ранее не было. Это может быть связано с тем, что улица часто бывает загружена трафиком со стороны Белинского и от Луганской. Машины двигаются медленно, водители успевают среагировать на пешеходов, переходящих дорогу.
А пешеходы здесь ходят регулярно: рядом достаточно мощная точка притяжения — продуктовый магазин, к которому натоптана явная тропинка через газон со стороны Алма-Атинского переулка.

Чуть подальше находится еще одна мощная точка притяжения пешеходов — школа № 14. И к ней тоже ведет тропинка через газон.

В итоге имеем:
Т-образный перекресток, где не предусмотрены пешеходные переходы, несмотря на несколько мощных точек притяжения людей;
ближайший переход находится в 100 метрах на Луганской;
человеческий фактор (пешеход): люди всегда будут сокращать путь, даже если это опасно;
человеческий фактор (водитель): людям свойственны самоуверенность, из-за которой они едут быстрее («условия позволяют», «у меня всё под контролем»), и склонность ошибаться;
установка заборов (пешеходных ограждений) здесь бессмысленна из-за частых заездов во дворы. Когда в заборе есть разрывы, он не выполняет свою функцию;
на участке улицы есть предупреждающие знаки «Дети» (так как рядом школа № 14), но знаков ограничения скорости не установлено. Можно легально ехать со скоростью 79 км/ч: «городские» 60 км/ч плюс 19 км/ч (нештрафуемый предел);
никаких мер для успокоения движения здесь не применяется.
Высокая скорость рядом со школой: дети в опасности
Водитель сообщил, что двигался со скоростью 40 км/ч и предпринял экстренное торможение. Однако по видеозаписи понятно, что скорость столкновения была не ниже 60–70 км/ч. В этот раз там погибла пожилая женщина, в следующий раз на ее месте может быть ребенок. Если у города есть цель сделать дорогу возле школы безопасной, то нужно на этом участке улицы ввести зону 30 км/ч и обозначить ее соответствующим образом — знаками и разметкой.

Нужен пешеходный переход
Люди всегда стараются сокращать путь и люди совершают ошибки. Это факторы, которые невозможно исключить. Поэтому, если мы хотим снизить смертность в ДТП и уменьшить уровень дорожного травматизма, нужно всегда учитывать эти факторы для проектирования безопасных улиц.
Чтобы предотвратить новые трагедии, в этом месте необходимо обустроить пешеходный переход. Это нужно, чтобы водители ожидали появления пешеходов и ехали настороженно, аккуратно. 1 июля 2020 года обновился «дорожный» ГОСТ Р 52766–2007. Теперь его пункт 4.5.2.1 звучит так: «На улицах пешеходные переходы устраивают по СП 42.13330.2016. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 метров».

Смертельное ДТП с пешеходом, наличие рядом мощных точек притяжения людей (детского учреждения и продуктового магазина) — это как раз та самая необходимость, о которой говорится в ГОСТе. Чтобы больше там никто не погиб и не пострадал, нужно делать переход. Причем он должен быть приподнятым: это заставит водителей снижать скорость до безопасной. Такие переходы выполняются по ГОСТ Р 52605–2006 «Искусственные неровности» и могут быть как капитальными, так и быстровозводимыми (сборно-разборными) конструкциями.
Что могут сделать горожане
Если вас волнует безопасность пешеходов на улице Саввы Белых — живете рядом или ваши дети ходят в 14-ю школу, — отправьте обращение в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга.
В своем обращении расскажите об этом смертельном ДТП, о детях, идущих в школу, о новых ГОСТах, которые позволяют делать удобно и безопасно.
Попросите рассмотреть на городской комиссии по БДД 3 следующих вопроса:
введение зоны 30 км/ч на участке улицы Саввы Белых между Луганской и Белинского;
обустройство приподнятого пешеходного перехода через улицу Саввы Белых между домами пер. Алма-Атинский, 1 и Луганская, 6. Такой переход можно выполнить в виде сборно-разборной конструкции (не дожидаясь капитального ремонта или реконструкции всей улицы);
включение указанных работ в план на 2021 или 2022 годы.
Согласны с автором?