«Получили перевод от белорусской бабушки ко дню рождения — и всё». Юрист — про новый закон об иноагентах
Юлия Федотова объяснила, почему даже вы теперь можете попасть в реестр
Решение о включении в список иноагентов можно оспорить через суд. Но сложно
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Госдума приняла новый «закон об иноагентах». Вместо непонятных разрозненных норм, раскиданных по разным законам, принят один — еще более непонятный. Госдума назвала его законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Как будет работать такой закон и кто теперь может стать иноагентом? В своей колонке для наших московских коллег объясняет юрист Юлия Федотова.
Кто такой иноагент (теперь)?
Это лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены данным ФЗ».
Для признания иноагентом теперь нужно сочетание двух факторов: наличия иностранного влияния или поддержки и осуществления конкретной деятельности, установленной этим законом.
1) Иностранное влияние — это «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».
Иностранный источник по новому закону — это государства, органы власти, иностранцы, лица без гражданства, уже признанные иноагенты и связанные с ними лица.
Но только если при этом вы еще осуществляете какую-то «деятельность», под которую подпадать может всё, что угодно (об этом чуть ниже).
Поддержка по новому закону — это «предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».
Съездил в Грузию — тебе вина там подарила тетя Тамара, у которой комнату снял. Добро пожаловать в иноагенты, потому что против грузинского вина еще никто не устоял!
2) «Деятельность» по закону бывает «политической» — это любая деятельность, «осуществляемая в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия». Также «деятельность» — это «сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, распространение информации или участие в ее создании».
То есть формально — участие в выборах вполне себе подпадает под «политическую деятельность».
Молчу уж про всякие выступления на митингах, лекции, городские и прочие активности, публикации в соцсетях, и, упаси боже — обращения к органам власти. Категорически нельзя, в совокупности с грузинским вином — ни в коем случае.
Кто может быть признан иноагентом?
- любое юридическое лицо. Как российское, так и зарубежное;
- общественные организации, действующие без образования юридического лица, — наши и зарубежные. Это преимущественно всякие НКО, благотворительные фонды и т. д.;
- «иное объединение лиц». То есть формально даже кружок соседей по интересам, всякие ТСЖ, инициативные группы против вырубки парков и студенческие группы.
- любой человек. То есть гражданин России, другого государства или вовсе лицо без гражданства (т. н. «апатриды»).
Кто занимается иноагентами?
Минюст. Он же составляет соответствующие реестры — физических и юридических лиц.
Какие ограничения накладывает статус иноагента?
Множество разных и неудобных. Иноагентам нужно маркировать все свои посты в соцсетях и иную производимую продукцию (книги, например), юрлицам — проводить ежегодный аудит, публиковать отчеты о своей деятельности. Физические лица не могут преподавать, избираться, быть организаторами митингов.
Невыполнение большого перечня требований влечет административную, а за ней — и уголовную ответственность.
Можно ли оспорить решение о признании иноагентом?
Да, в порядке административного искового производства — через суд признать незаконным решение о включении в реестр.
Важное:
Раньше иноагентом могло быть признано только лицо, получающее иностранное финансирование. Норма дурацкая, но хотя бы позволяла четко разделить иноагентов и не-иноагентов. Теперь же такое требование отсутствует.
Ранее депутат Госдумы Андрей Альшевских — соавтор нового закона об иноагентах — объяснил его суть журналисту MSK1.RU. Почитайте также мнения экспертов об этом законе.
Признать иноагентом не человека, а целый «Ельцин Центр» призывали Никита Михалков и Владимир Соловьев. Директор центра Александр Дроздов посмеялся над этой критикой.