Конкурс "АРХ-ИДEЯ" в Свердловском отделении Союза архитекторов России проводится уже третий год. В нынешнем, 2014 году, его тоже проводили, и по исключительно актуальной теме: "Символ города на кровле павильона подъёмных механизмов плотины Городского пруда". В переводе с политкорректного: что же заменит там Краснознамённую группу.
В этом конкурсе участвуют, главным образом, молодые архитекторы – студенты и выпускники Уральской государственной архитектурно-художественной академии, но компанию им составляют и уже практикующие специалисты, представители разнообразных бюро и даже преподаватели. О нынешней "АРХ-ИДЕЕ" писали довольно много, и даже сообщали, кто победил, однако, что конкретно предложили городу ребята, своими глазами пока видел мало кто (хотя ничего сложного в этом нет – все работы выставлены в Доме Архитектора).
"Зачем нужен был этот конкурс?" – спросили мы в администрации. Ведь необязательно на Плотинке появится именно проект-победитель: идеи также предлагают, например, заслуженные люди города. Ответили нам примерно так: нужно узнать, что способна предложить городу его собственная "молодая кровь".
Ну что, посмотрим и мы.
У архитекторов было совсем немного времени – всего 5 часов, и ограниченный диапазон возможностей: всё творчество – от руки. Такой вид проектирования носит название "клаузура", и в целом это набросок, цель которого не в точности, а в том, чтобы показать концепцию.
Первое место на "АРХ-ИДЕЕ-2014" занял проект Артура Зиганшина – молодого архитектора (31 год) с внушительным стажем (11 лет). Артур предложил расположить на площадке стеклянный куб, а внутри него разместить, так сказать, макет плотины в разрезе, чтобы продемонстрировать подъёмный механизм, простой и уникальный.
Проект Артура Зиганшина, 1 место.
Второе место получил проект "Концентрация" (по неофициальным данным, это был фаворит входившего в конкурсное жюри Сергея Мямина, замглавы города по капстроительству), автор его – 24-летний архитектор Тимофей Молоков. Это, пожалуй, самая "страстная" работа из всех представленных набросков – символическая, ассоциативная абстракция: как плотина концентрирует поток воды, так и она выражает сконцентрированную энергию города.
Третье место получил проект на стыке традиционной символики и высоких технологий: дуэт Александа Бармина и Елены Ериной предложил работу "Екатеринбург: от материального к виртуальному". В основе скульптуры – объёмная, расположенная на постаменте карта. Она могла бы даже вращаться, но на самом деле этот объект претендует на гораздо большее пространство: голографический проектор, "обрамляющий" карту, прямо в небесах должен рисовать контуры значимых достопримечательностей Екатеринбурга: здание Цирка, мэрии, уралмашевской Белой башни и так далее.
Мы хотели выбрать ещё несколько наиболее интересных вариантов, однако чем-то ограничиться не получилось: каждая идея, предложенная на конкурсе, достойна как минимум упоминания – или воплощения, хотя, возможно, не на Плотинке и не в формате памятника.
Вот, например, проект – неофициальный любимец "архитектурной" части жюри. Хорошим его сочли потому, что он не противоречит духу города и продолжает конструктивистскую линию проспекта Ленина. Собственно, это компиляция опять же из элементов разнообразных узнаваемых в Екатеринбурге объектов – в том числе, Краснознамённой группы – её легко заметить. Сделали этот проект две девочки – Гузель Валиева и Екатерина Андреевских.
Следующий проект напоминает спутниковую тарелку или радиолокационную установку: тоже "неклассический" памятник, вращающаяся поверхность с инсталляцией. Особенно заметные элементы – юные (или из будущего) городские небоскрёбы, а также каменный центр – "изумруд".
А вот этот проект больше всех понравился автору данного материала – хотя бы за то, что на такое действительно очень любопытно посмотреть. Через мост на Плотнике автор предложил сделать... ещё один мост, смотровой, через который можно перебраться с одной стороны пешеходной части Плотинки на другую, посмотрев на акваторию с высоты. Кроме того, мост увенчает уличный экран. "Завалили" эффектный и практичный проект с большим сожалением, но, увы, эта архитектурная концепция не сочетается ни с "конструктивистской" частью Ленина, ни с более классической – с колледжем Ползунова и мэрией.
Следующий объект для Плотинки должен выражать экономический рост города: это, по сути, графики в виде линии-стрелки и столбчатые графики. Как нам рассказали, автор не предложил материалы, из которых могла бы быть изготовлена эта инсталляция, и поэтому у всех закипела фантазия: например, сделать столбики графика из материала вроде стекла и наполнить их разноцветным газом, чтобы они превратились в живописный фонарь, украшающий Плотинку. Однако вопрос, что делать с оптимистичными диаграммами в случае падения городской экономики, пока остался без ответа.
Буква "Е" – Екатеринбург. Яркая и заметная, вполне "в тренде" как символ. Секрет яркой буквы в том, что она каменная – из змеевика, мрамора и других материалов, и может оказаться слишком тяжёлой. Кроме того, кто из молодёжи удержится от соблазна полазать по такой десятиметровой лестнице?
Ещё одно предложение – поставить на смотровой площадке фонтан. А рядом с фонтаном – проекторы, чтобы на водяных струях появлялись почти живые картинки – даже фильмы показывать можно, в теории. Асимметричная арка и контур фонтанов – символ соединения Европы и Азии, "рифмующийся" со всем известной стелой.
Ещё один "евразийский" проект в двух вариантах: тут планируется почти весь мост сделать частью инсталляции, например, украсив его чем-то вроде сдвинутых тектонических плит в месте соединения континентов, и с площадкой в центре. Проект в двух вариантах оформления.
Уральская Искра: Роза Ветров (складная, может из "цветка" превращаться в "бутон") и фонарь-проектор.
И напоследок – ещё один достаточно эффектный проект: разместить над Плотинкой стеклянную смотровую площадку в виде подковы-дуги, с лестницей и лифтом, чтобы гости города и романтики могли сюда подниматься и любоваться панорамой пруда.