Концепция "Большого Екатеринбурга", почти исчезнувшая из повестки на несколько месяцев, неожиданно стала одним из "хедлайнеров" региональной части "Иннопрома". Причём на обоих стендах – и города Екатеринбурга, и Свердловской области.
За период затишья данные о приоритетах экономического развития каждого из городов были в целом собраны, ну а проекты РЖД (высокоскоростная магистраль между Екатеринбургом и Челябинском, по которой можно от одного вокзала попасть на другой за час пятнадцать минут, "Новая Сортировка" между Сысертью и Екатеринбургом) окончательно легитимизировали необходимость межмуниципального планирования.
О том, что будет на дорожной карте "Большого Екатеринбурга", мы расспросили замгубернатора Александра Высокинского, курирующего проект.
– В ближайшее время будет объявлен конкурс на создание схем территориального планирования, – отмечает Высокинский. – Сейчас в нашу работу должны вступить градостроители. Все экономические мысли должны быть привязаны к территории и выведены на карту – потому что реализация крупных инфраструктурных проектов, объединяющих проектов имеет географическую привязку. Экономические мысли мы уже сформулировали – то, чего хотим; заложили их в техзадание для градостроителей и заказываем эту работу. А градостроители смотрят – получается или не получается.
– Как будет выглядеть результат этой работы?
– В итоге мы все вместе должны выйти в 6 общих схем: единый экологический каркас, единый транспортный каркас, единый инженерный каркас, единый каркас объектов социальной сферы; специализация городов, как отдельная схема – и схема реализации проектов, о которых мы сегодня говорим. Это – строительство трамвайной линии в Верхнюю Пышму, терминалы в Большом Седельниково и так далее.
– Когда именно вы закажете схемы территориального планирования?
– Срок – июль-август.
– Какова будет примерная цена?
– Это достаточно серьёзное исследование – платить будем соответственно.
– И всё-таки каков порядок цифр?
– Примерная сумма госконтракта должна составить от 20 до 30 миллионов рублей в течение нескольких лет, в зависимости от техзадания. Сюда войдёт и все, что связано с экономической составляющей, на выходе будет не только градостроительный документ, это должно быть соединение градостроительных и экономических документов в единое целое, когда рассматривается и экономическая логика, и градостроительная привязка.
– Вы сотрудничаете с городскими проектировщиками, с "Мастерской Генплана"?
– Безусловно, с "Мастерской Генплана" это всё совмещается. Мы давали свои предложения коллегам в Генплан Екатеринбурга, а они дают свои предложения в "Большой Екатеринбург".
– Помимо трамвая в Пышму и нового логистического центра в Сысерти, какие еще проекты "обретают плоть и кровь"?
– Это совершенно точно строительство дороги Екатеринбург – Берёзовский. Сейчас надо принимать решения, будет это Проезжая или это будет дорога на Новосвердловскую ТЭЦ. В зависимости от того, какое решение будет принято, пойдёт развитие территории.
– А в чём видится принципиальная разница?
– Когда мы говорим, что нужно расширить Проезжую, мы говорим, что нужно отселить большое количество жилых домов, и в результате мы получим новую дорогу среди жилого микрорайона. Когда мы строим дорогу на Новосвердловскую ТЭЦ, мы получаем вторую "росселевскую дорогу", которая фактически сегодня на 1 рубль бюджетных инвестиций дала пять рублей частных инвестиций, а в разрешениях на строительство – ещё пять. Она у нас рекордсмен.
– А кто будет решать, как она пойдёт? Совместно администрациями Берёзовского и Екатеринбурга?
– У нас есть три силы – города-партнёры, правительство области и население, конечно. Следующие проекты касаются городской специализации. Арамиль – логистическая составляющая. Скоростной поезд Екатеринбург – Челябинск – это однозначная тема развития агломерации не только "Большого Екатеринбурга", но и агломерации Свердловской и Челябинской областей. Однозначно нужно смотреть проект развития аэропорта. Нужно разбираться со Среднеуральском – у нас там есть избыточные мощности тепла, и я уверен, что там со временем появится большое тепличное хозяйство и рекреационная зона.
– А что с аэропортом, кроме строительства третьей "взлётки"?
– 9 миллионов человек в год, я считаю, для нас мало. Надо выходить на 20, на 30 миллионов – чтобы становиться большим региональным хабом.
Карта: Илья ДАВЫДОВ