E1
Погода

Сейчас+26°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+26°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +26

1 м/c,

зап.

739мм 37%
Подробнее
1 Пробки
USD 88,21
EUR 94,83
Реклама
Дороги и транспорт мнение «Общественный транспорт — вместилище депрессии»: колонка о том, как выжить в мегаполисе без автомобиля

«Общественный транспорт — вместилище депрессии»: колонка о том, как выжить в мегаполисе без автомобиля

Журналист Евгений Лобанов сравнил все возможные способы передвижения по городу

В конце колонки опрос. Расскажите, как передвигаетесь по городу вы

Как вы передвигаетесь по городу? Пешком, на велосипеде, на общественном транспорте, такси или личном автомобиле? Журналист Евгений Лобанов — опытный автовладелец, который на шесть месяцев остался без водительских прав.

Это время он вспоминает как страшный сон. Настолько страшный, что в своей колонке он описал все способы передвижения по Екатеринбургу, которые успел опробовать за полгода, и объяснил, почему ни один из них не конкурент личному авто. Публикуем его мнение.

Полгода без прав — это полгода ограничения свободы. Отпал номер, тормозит инспектор и опаньки — езда без номеров, лишение. Да-да, за это тоже лишают. Впервые за 17 лет стажа остался без машины на такой срок. Сейчас срок окончен, я опять за рулем и оглядываюсь на месяцы вынужденного бесколесья как на огромный кусок зря потраченного времени и нервов.

— Не беда, — говорили знакомые. — Все фигня. Ты живешь недалеко от метро, да еще и не на окраине, а на Автовокзале. И такси сейчас дешевле личного автомобиля обходится, вон сколько исследований было. И общественный транспорт у тебя на выбор почти в полном ассортименте, и пешком пройтись можно. А лучше купи велосипед/гироскутер/самокат (зайди в барбершоп, выпей смузи, закажи фалафель…).

Полгода прошли, кое-что из списка перепробовал и вот что могу сказать — на фиг эти советы, а всех урбанистов и сочувствующих — на Уралмаш, в санаторий «Бодрость»! Нет альтернативы автомобилю в условиях среднерусской возвышенности. Нет и не будет в обозримом будущем.

Итак, что я за эти месяцы испробовал.

Пешеходство


«Полезно для здоровья», — говорят фитоняшки. «Экологично», — говорят «зеленые» активисты. «Экономично», — говорят скупердяи. Неуложенной тротуарной плитки вам всем под ноги.

Конечно, в Екатеринбурге куча спортсменов. И я уверен, есть среди них такие, кто может пешком добежать по лужам от центра до Автовокзала минут за пять. Я же могу дойти за полчаса. Но это ни фига не круто, а грязно, мокро и противно.

Зато развивает координацию — то от стены грязной воды из-под колес машины увернись, то изящным пируэтом лужу перепрыгни. Уральское кунг-фу, блин. Полчаса — и ты на работе, полчаса — и обратно дома, ага. И на вечер развлечение есть: отчистить-отстирать все фрагменты городской среды, что налипли на тебя за день.

Ну, допустим, на работу и с работы — это еще кое-как. А если в спортзал зайти? С сумкой? А оттуда с ней же на работу — или сперва домой затащить? А если на работу ходишь со своей аппаратурой, например фотоаппаратом и объективами? Экспедиционный рюкзак для всего этого покупать и каждый раз из дома как в поход выходить?

Еще веселее, если по работе или просто по живости характера даже в будний день приходится побывать в нескольких местах. Тогда к вечеру ноги рыдают как школьницы над финалом «Титаника», а ты сумрачно думаешь, что не успел и в половину мест, которые посетил бы, имея возможность просто сесть и поехать на машине. И времени у тебя осталось только на поспать, а утром новый пешеходный подвиг.

Зимой еще круче: либо снега по щиколотку, либо каток такой, что хоть матч по хоккею устраивай. Зато красиво, особенно после мрачной осени. Только смотреть на красоту некогда, надо под ноги глядеть. Иначе хлоп — снежный городской пейзаж резко меняется на панораму бескрайнего неба, спина соприкасается с ледяной коркой тротуара. Нокдаун!

Круче утром, после снегопада. Красиво и снежно, можно смело падать на спину — залежи снега раньше обеда коммунальщики не расчистят. Конечно, те, кто ходит только по центральным улицам, весело шуршат песочком под ногами, а на окраинах во многих местах пешеходная часть сужается до ширины козьих троп и приходится семенить по этим тропинкам, точно японская гейша. Скорость передвижения при этом начинает стремиться к нулю, а настроение падает гораздо ниже этой отметки.

После таких упражнений приходишь к выводу — на фиг лишние прогулки. Дом — работа — магазин у дома — дом. Все, маршрут окончен.

Общественный транспорт


Вместилище депрессии и место, где зарождается ненависть к человечеству. Недавно на Facebook был флешмоб — журналисты и просто пользователи сознавались, что страдали неврозами и лечились в клиниках. И все участники, которых я видел, — пассажиры общественного транспорта. Уверен, если провести исследование, выяснится, что большинство суицидников и серийных убийц тоже им злоупотребляли.

Войдя в вагон трамвая, втиснувшись в маршрутку или запрыгнув в поезд метро, понимаешь: про демографическую яму в стране нам врут. У нас проблема с перенаселенностью. И не менее трети всего полуторамиллионного города решила ехать именно с тобой, именно этим видом транспорта. Толчея, давка, злоба. Можно надеть наушники и попытаться уйти в астрал, но тебя точно выведут из него толчком протискивающиеся пассажиры или кондукторы. Чувство толпы, давка, очередь. На эскалаторе, на посадку и высадку, на остановке… И всегда отдельные индивиды, которые «равнее других».

Автомобилистов часто ругают: хамло на дорогах, перестраиваются как попало, лезут где ни попадя. Так кровь от крови, что называется. Лично мне непонятно, чем водитель, запарковавшийся в неположенном месте, отличается от чудака, вставшего на выходе из трамвая, автобуса, вагона метро. Ему так удобнее, а как мимо него протиснутся входящие-выходящие — это пофиг.

Еще автомобилистов часто ругают: лезут на трамвайные пути, подрезают автобусы, не пропускают общественный транспорт. А пассажиры метро, которые постоянно норовят протиснуться на эскалатор раньше других? Вдоль стеночки минуем очередь, потом резко уходим влево, впрыгнув перед чьим-то носом, и вот — на пару ступенек выше. Йес, я альфа-пассажир!

А уж на входе в салон — прямо штурм древней крепости. В час пик истомившиеся ожиданием пассажиры толпой вминаются в узкие двери, галопом несясь на сидячие или просто удобные места. Не успел? Неудачник! Торчи теперь на проходе, цепляясь за поручень на честном слове и колышась на каждом повороте. Зато опять тренируем вестибулярный аппарат.

Про то, что на остановке можно ждать вожделенную маршрутку дольше, чем Ассоль алые паруса, можно даже не говорить. Как и про то, насколько при этом можно промокнуть и замерзнуть. Как и про то, что масса нужных тебе мест может оказаться вне зоны доступа общественного транспорта. Так что да, жизнь пассажира общественного транспорта — иллюстрация к слову депрессия.

Потому лишний раз проехаться на общественном транспорте в будний день вряд ли кто захочет. Так что опять дом — работа — магазин у дома — дом. Завтра повторить. Пачку антидепрессантов за третий столик, пожалуйста!

Такси


Ах, сколько было статей о том, что такси сейчас дешевле личного автомобиля. Видимо, авторы этих статей на КамАЗах ездят, которые топливо бочками жрут. Потому что у меня дешевле никак не получалось.

Тут опять же зависит от ситуации. Да, ценник на такси сейчас упал. Но он, подлая змеюка, имеет обыкновение подскакивать. Особенно в час пик, перед праздниками, в дождь или снегопад — то есть именно в то время, когда тебе особенно не хочется быть пешеходом или пассажиром общественного транспорта. Тогда поездка, которая утром стоила 120 рублей, может резко подскочить до 500. И тут уж два варианта — либо плати, либо откатывайся в первые две категории.

Еще на цену влияет число активных таксистов в твоем районе и масса других факторов. То есть спрогнозировать примерный рост цены можно, но при условии, что ты едешь по хорошо знакомому тебе маршруту.

Отдельный квест — найди такси за отведенное для ожидания время. Коварный извозчик может так потеряться в зоне вызова, что отыскать его не поможет даже навигатор. А минуты тикают, увеличивая как твои затраты, так и потраченное впустую время. Кстати, дожидаться вызванного такси в удаленных районах или просто во время часа пик можно долго, очень долго.

И потом, такси — это не свобода перемещения. Ты же не можешь по пути заехать по делам или к другу, зайти в магазин или кафе — строго поездка от точки А к точке Б. То есть возвращаемся к стандартной формуле: дом — работа — магазин у дома — дом. Тогда такси экономически выгодно. Я как-то прикинул, во сколько мне обойдется заехать во все места, где я хочу побывать за день, по ценнику 130 рублей за поездку. Вышло 910 рублей. На машине выходит меньше.

Два колеса без категории А


Давайте тут не останавливаться, даже пробовать не стал. Потому что всерьез воспринимать вел, гироскутер, самокат или еще какую-то альтернативную электрическую игрушку в Екатеринбурге в осенне-зимний период может только клинический мазохист, злоупотребляющий суицидом.

Прикинул цены на эти штуки — более-менее приличные образцы сопоставимы с пожилой, но еще не сдавшейся машиной. Ездить по грязи, лужам и сугробам — так себе удовольствие. Проблемы примерно те же, что у пешехода, только надо еще куда-то девать свой двухколесный агрегат. Скорость движения выше, но риски куда больше. На дороге тебя почти не видно, и шанс стать красным пятном на чьем-то капоте очень велик. На пешеходной части так же велик шанс влететь в пешехода. Зачем такое счастье нам обоим?

Автомобиль


Это свобода перемещения в пространстве и времени. Едешь куда хочешь, когда хочешь. Не зависишь от маршрутов и капризов агрегаторов такси. Можешь в любое время заехать в спортзал или к друзьям — просто потому что захотелось прямо сейчас. Не надо планировать поездку — прямо с работы можно рвануть за несколько сотен километров от города, потому что прямо сейчас надо по делу или просто потому что душа попросила.

В автомобиле у тебя твое личное пространство, из магнитолы играет твоя музыка, радиостанция или аудиокнижка. Пробки? Ну и что? Во-первых, многие из них можно объехать вполне законными маршрутами. Во-вторых, даже если ты в ней застрял, ты застрял в своем микроклимате в удобном положении, в тепле и с крышей над головой. И тебе не надо жить в этой системе дом — работа — магазин у дома — дом. Любой магазин для тебя в шаговой доступности. Любое мероприятие достижимо — даже если оно в соседнем городе. Мир будней тупо становится шире.

В городе делают все, чтобы число автомобилистов стало меньше. Но я три года отработал в здании на перекрестке Малышева — 8 Марта, сейчас тоже работаю по адресу, центральнее которого только памятник Ленину, и всегда нахожу вполне легальные места для парковки — пусть и навернув несколько кругов по району. И, выезжая из центра даже по самым плотным пробкам, трачу на дорогу не намного больше времени, чем на метро. И намного меньше нервов.

Единственной альтернативой личному автомобилю для меня может быть разве что каршеринг, который я пока не пробовал. А добровольно становиться пешеходом или пассажиром — нет уж. Это ограничение свободы.

Какой способ передвижения по Екатеринбургу самый удобный?

Пешком
Общественный транспорт
Велосипеды, скутеры, мотоциклы и т. д.
Личный автомобиль
Такси
Каршеринг

Можете также прочитать колонку Евгения Лобанова о странностях гендерных праздников или о том, почему в интернете казнят Васильева и оправдывают стрелка из Забайкалья.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Крошечное жилье покупают не от хорошей жизни. Доберется ли до Екатеринбурга запрет на студии?
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
«Просто бизнес по объявлениям, ничего личного». Главред E1.RU — о самых громких событиях недели
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Преступность — это уже не пацаны с улицы». Екатеринбуржец заставил банк вернуть украденные деньги
Андрей Смирнов
юрист, предприниматель, волонтер православной службы милосердия
Рекомендуем
Знакомства
Объявления