E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт мнение «Общественный транспорт — вместилище депрессии»: колонка о том, как выжить в мегаполисе без автомобиля

«Общественный транспорт — вместилище депрессии»: колонка о том, как выжить в мегаполисе без автомобиля

Журналист Евгений Лобанов сравнил все возможные способы передвижения по городу

В конце колонки опрос. Расскажите, как передвигаетесь по городу вы

Как вы передвигаетесь по городу? Пешком, на велосипеде, на общественном транспорте, такси или личном автомобиле? Журналист Евгений Лобанов — опытный автовладелец, который на шесть месяцев остался без водительских прав.

Это время он вспоминает как страшный сон. Настолько страшный, что в своей колонке он описал все способы передвижения по Екатеринбургу, которые успел опробовать за полгода, и объяснил, почему ни один из них не конкурент личному авто. Публикуем его мнение.

Полгода без прав — это полгода ограничения свободы. Отпал номер, тормозит инспектор и опаньки — езда без номеров, лишение. Да-да, за это тоже лишают. Впервые за 17 лет стажа остался без машины на такой срок. Сейчас срок окончен, я опять за рулем и оглядываюсь на месяцы вынужденного бесколесья как на огромный кусок зря потраченного времени и нервов.

— Не беда, — говорили знакомые. — Все фигня. Ты живешь недалеко от метро, да еще и не на окраине, а на Автовокзале. И такси сейчас дешевле личного автомобиля обходится, вон сколько исследований было. И общественный транспорт у тебя на выбор почти в полном ассортименте, и пешком пройтись можно. А лучше купи велосипед/гироскутер/самокат (зайди в барбершоп, выпей смузи, закажи фалафель…).

Полгода прошли, кое-что из списка перепробовал и вот что могу сказать — на фиг эти советы, а всех урбанистов и сочувствующих — на Уралмаш, в санаторий «Бодрость»! Нет альтернативы автомобилю в условиях среднерусской возвышенности. Нет и не будет в обозримом будущем.

Итак, что я за эти месяцы испробовал.

Пешеходство


«Полезно для здоровья», — говорят фитоняшки. «Экологично», — говорят «зеленые» активисты. «Экономично», — говорят скупердяи. Неуложенной тротуарной плитки вам всем под ноги.

Конечно, в Екатеринбурге куча спортсменов. И я уверен, есть среди них такие, кто может пешком добежать по лужам от центра до Автовокзала минут за пять. Я же могу дойти за полчаса. Но это ни фига не круто, а грязно, мокро и противно.

Зато развивает координацию — то от стены грязной воды из-под колес машины увернись, то изящным пируэтом лужу перепрыгни. Уральское кунг-фу, блин. Полчаса — и ты на работе, полчаса — и обратно дома, ага. И на вечер развлечение есть: отчистить-отстирать все фрагменты городской среды, что налипли на тебя за день.

Ну, допустим, на работу и с работы — это еще кое-как. А если в спортзал зайти? С сумкой? А оттуда с ней же на работу — или сперва домой затащить? А если на работу ходишь со своей аппаратурой, например фотоаппаратом и объективами? Экспедиционный рюкзак для всего этого покупать и каждый раз из дома как в поход выходить?

Еще веселее, если по работе или просто по живости характера даже в будний день приходится побывать в нескольких местах. Тогда к вечеру ноги рыдают как школьницы над финалом «Титаника», а ты сумрачно думаешь, что не успел и в половину мест, которые посетил бы, имея возможность просто сесть и поехать на машине. И времени у тебя осталось только на поспать, а утром новый пешеходный подвиг.

Зимой еще круче: либо снега по щиколотку, либо каток такой, что хоть матч по хоккею устраивай. Зато красиво, особенно после мрачной осени. Только смотреть на красоту некогда, надо под ноги глядеть. Иначе хлоп — снежный городской пейзаж резко меняется на панораму бескрайнего неба, спина соприкасается с ледяной коркой тротуара. Нокдаун!

Круче утром, после снегопада. Красиво и снежно, можно смело падать на спину — залежи снега раньше обеда коммунальщики не расчистят. Конечно, те, кто ходит только по центральным улицам, весело шуршат песочком под ногами, а на окраинах во многих местах пешеходная часть сужается до ширины козьих троп и приходится семенить по этим тропинкам, точно японская гейша. Скорость передвижения при этом начинает стремиться к нулю, а настроение падает гораздо ниже этой отметки.

После таких упражнений приходишь к выводу — на фиг лишние прогулки. Дом — работа — магазин у дома — дом. Все, маршрут окончен.

Общественный транспорт


Вместилище депрессии и место, где зарождается ненависть к человечеству. Недавно на Facebook был флешмоб — журналисты и просто пользователи сознавались, что страдали неврозами и лечились в клиниках. И все участники, которых я видел, — пассажиры общественного транспорта. Уверен, если провести исследование, выяснится, что большинство суицидников и серийных убийц тоже им злоупотребляли.

Войдя в вагон трамвая, втиснувшись в маршрутку или запрыгнув в поезд метро, понимаешь: про демографическую яму в стране нам врут. У нас проблема с перенаселенностью. И не менее трети всего полуторамиллионного города решила ехать именно с тобой, именно этим видом транспорта. Толчея, давка, злоба. Можно надеть наушники и попытаться уйти в астрал, но тебя точно выведут из него толчком протискивающиеся пассажиры или кондукторы. Чувство толпы, давка, очередь. На эскалаторе, на посадку и высадку, на остановке… И всегда отдельные индивиды, которые «равнее других».

Автомобилистов часто ругают: хамло на дорогах, перестраиваются как попало, лезут где ни попадя. Так кровь от крови, что называется. Лично мне непонятно, чем водитель, запарковавшийся в неположенном месте, отличается от чудака, вставшего на выходе из трамвая, автобуса, вагона метро. Ему так удобнее, а как мимо него протиснутся входящие-выходящие — это пофиг.

Еще автомобилистов часто ругают: лезут на трамвайные пути, подрезают автобусы, не пропускают общественный транспорт. А пассажиры метро, которые постоянно норовят протиснуться на эскалатор раньше других? Вдоль стеночки минуем очередь, потом резко уходим влево, впрыгнув перед чьим-то носом, и вот — на пару ступенек выше. Йес, я альфа-пассажир!

А уж на входе в салон — прямо штурм древней крепости. В час пик истомившиеся ожиданием пассажиры толпой вминаются в узкие двери, галопом несясь на сидячие или просто удобные места. Не успел? Неудачник! Торчи теперь на проходе, цепляясь за поручень на честном слове и колышась на каждом повороте. Зато опять тренируем вестибулярный аппарат.

Про то, что на остановке можно ждать вожделенную маршрутку дольше, чем Ассоль алые паруса, можно даже не говорить. Как и про то, насколько при этом можно промокнуть и замерзнуть. Как и про то, что масса нужных тебе мест может оказаться вне зоны доступа общественного транспорта. Так что да, жизнь пассажира общественного транспорта — иллюстрация к слову депрессия.

Потому лишний раз проехаться на общественном транспорте в будний день вряд ли кто захочет. Так что опять дом — работа — магазин у дома — дом. Завтра повторить. Пачку антидепрессантов за третий столик, пожалуйста!

Такси


Ах, сколько было статей о том, что такси сейчас дешевле личного автомобиля. Видимо, авторы этих статей на КамАЗах ездят, которые топливо бочками жрут. Потому что у меня дешевле никак не получалось.

Тут опять же зависит от ситуации. Да, ценник на такси сейчас упал. Но он, подлая змеюка, имеет обыкновение подскакивать. Особенно в час пик, перед праздниками, в дождь или снегопад — то есть именно в то время, когда тебе особенно не хочется быть пешеходом или пассажиром общественного транспорта. Тогда поездка, которая утром стоила 120 рублей, может резко подскочить до 500. И тут уж два варианта — либо плати, либо откатывайся в первые две категории.

Еще на цену влияет число активных таксистов в твоем районе и масса других факторов. То есть спрогнозировать примерный рост цены можно, но при условии, что ты едешь по хорошо знакомому тебе маршруту.

Отдельный квест — найди такси за отведенное для ожидания время. Коварный извозчик может так потеряться в зоне вызова, что отыскать его не поможет даже навигатор. А минуты тикают, увеличивая как твои затраты, так и потраченное впустую время. Кстати, дожидаться вызванного такси в удаленных районах или просто во время часа пик можно долго, очень долго.

И потом, такси — это не свобода перемещения. Ты же не можешь по пути заехать по делам или к другу, зайти в магазин или кафе — строго поездка от точки А к точке Б. То есть возвращаемся к стандартной формуле: дом — работа — магазин у дома — дом. Тогда такси экономически выгодно. Я как-то прикинул, во сколько мне обойдется заехать во все места, где я хочу побывать за день, по ценнику 130 рублей за поездку. Вышло 910 рублей. На машине выходит меньше.

Два колеса без категории А


Давайте тут не останавливаться, даже пробовать не стал. Потому что всерьез воспринимать вел, гироскутер, самокат или еще какую-то альтернативную электрическую игрушку в Екатеринбурге в осенне-зимний период может только клинический мазохист, злоупотребляющий суицидом.

Прикинул цены на эти штуки — более-менее приличные образцы сопоставимы с пожилой, но еще не сдавшейся машиной. Ездить по грязи, лужам и сугробам — так себе удовольствие. Проблемы примерно те же, что у пешехода, только надо еще куда-то девать свой двухколесный агрегат. Скорость движения выше, но риски куда больше. На дороге тебя почти не видно, и шанс стать красным пятном на чьем-то капоте очень велик. На пешеходной части так же велик шанс влететь в пешехода. Зачем такое счастье нам обоим?

Автомобиль


Это свобода перемещения в пространстве и времени. Едешь куда хочешь, когда хочешь. Не зависишь от маршрутов и капризов агрегаторов такси. Можешь в любое время заехать в спортзал или к друзьям — просто потому что захотелось прямо сейчас. Не надо планировать поездку — прямо с работы можно рвануть за несколько сотен километров от города, потому что прямо сейчас надо по делу или просто потому что душа попросила.

В автомобиле у тебя твое личное пространство, из магнитолы играет твоя музыка, радиостанция или аудиокнижка. Пробки? Ну и что? Во-первых, многие из них можно объехать вполне законными маршрутами. Во-вторых, даже если ты в ней застрял, ты застрял в своем микроклимате в удобном положении, в тепле и с крышей над головой. И тебе не надо жить в этой системе дом — работа — магазин у дома — дом. Любой магазин для тебя в шаговой доступности. Любое мероприятие достижимо — даже если оно в соседнем городе. Мир будней тупо становится шире.

В городе делают все, чтобы число автомобилистов стало меньше. Но я три года отработал в здании на перекрестке Малышева — 8 Марта, сейчас тоже работаю по адресу, центральнее которого только памятник Ленину, и всегда нахожу вполне легальные места для парковки — пусть и навернув несколько кругов по району. И, выезжая из центра даже по самым плотным пробкам, трачу на дорогу не намного больше времени, чем на метро. И намного меньше нервов.

Единственной альтернативой личному автомобилю для меня может быть разве что каршеринг, который я пока не пробовал. А добровольно становиться пешеходом или пассажиром — нет уж. Это ограничение свободы.

Какой способ передвижения по Екатеринбургу самый удобный?

Пешком
Общественный транспорт
Велосипеды, скутеры, мотоциклы и т. д.
Личный автомобиль
Такси
Каршеринг

Можете также прочитать колонку Евгения Лобанова о странностях гендерных праздников или о том, почему в интернете казнят Васильева и оправдывают стрелка из Забайкалья.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления