E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт проблема Впихнуть невпихуемых: кто виноват в том, что жителям Академа приходится воевать за место в автобусе. Подробный разбор

Впихнуть невпихуемых: кто виноват в том, что жителям Академа приходится воевать за место в автобусе. Подробный разбор

Все транспортные проблемы большого района в одном материале

Страшные давки — давняя и печальная традиция Академического

Транспортная связь Академического с центром города — это давняя боль десятков тысяч горожан. Ситуация с давками в автобусах стала предметом массовых жалоб и насмешек. А еще — обещаний чиновников всё исправить (которые годами не исполняются).

В час пик нормально доехать до Академического может только пассажир, которому чудом посчастливилось занять место на сиденье. Остальные люди в салоне давят друг друга в борьбе за лишний сантиметр пространства. С каждой остановкой влезть в переполненный транспорт всё тяжелее, а иногда просто невозможно. Если, конечно, вы не чемпион по армрестлингу и не можете вытащить несколько человек из автобуса, чтобы занять их место.

В этом материале мы попытались разобраться, почему в Академическом всё так плохо с общественным транспортом.

Способ утрамбовывания пассажиров в автобус до Академического района

«Когда вы район проектировали, как себе представляли наличие рабочих мест?»

На официальном сайте Академического гордо сообщается, что сегодня это новый, яркий и молодой жилой район мегаполиса, население которого составляет более 120 тысяч человек, и в основном это молодые семьи. То есть — активные и работающие. Эту огромную трудовую армию ежедневно нужно вывозить из района, поскольку внутри самого Академического количество рабочих мест ограничено.

Вице-мэр Алексей Бубнов в интервью нашему порталу несколько раз указывал именно на эту проблему:

— Нужно сначала строить инфраструктуру, а потом жилой район. А у нас всё наоборот. К примеру, сегодня я застройщиков Академического часто спрашиваю: «Когда вы район проектировали, вы как себе представляли наличие внутри него рабочих мест?»

«Ситуация складывается так, что скоро мы практически получим население Каменска-Уральского, которое нужно ежедневно вывозить в центр Екатеринбурга»

И существующие дороги не справятся. В Академический, видимо, нужно строить метро, — подчеркивал Алексей Бубнов.

То есть, если не предпринимать никаких мер, проблема с переполненным транспортом будет постоянно усугубляться. Район разрастается, и к 2035 году, по прогнозам, там будет жить уже 300 тысяч человек.

Хромые перевозки

Чиновники из транспортного комитета ранее говорили, что для нормального обслуживания Академического не хватает примерно 20% автобусов. При этом язык не повернется назвать его районом, обделенным маршрутами. Одних только автобусных там аж 14 (№ 05, 012, 014, 016, 019, 28, 42, 46, 50, 052, 54, 58, 59, 070). А с 2023 года на проспект Сахарова начал заезжать еще и троллейбусный маршрут № 28 с автономным ходом.

В Академическом много маршрутов. Но пассажирам от этого не легче

Однако качество работы транспорта серьезно хромает. Так, во время нашего недавнего эксперимента корреспондент E1.RU больше часа ждала муниципальный автобус № 59 на площади Коммунаров и добралась до Академического только через 2 часа.

Откуда такие огромные интервалы? В Гортрансе их давно объясняют критической нехваткой персонала. Получается парадокс: маршруты для обслуживания района существуют, а работать на них — некому. Если на линию не выходит хотя бы одна машина, то в расписании автоматически образуются получасовые бреши (ну и жуткие давки, как следствие).

К примеру, в 2023 году в автобусные парки Гортранса пришли работать всего 22 водителя при потребности в 400. По данным замдиректора филиала «Автобусные перевозки» Александра Ашихмина, сегодня на их предприятии трудится 396 шоферов, а нужно 780–800.

Александр Ашихмин рассказал, что в Гортрансе не хватает половины водителей автобусов

— Всё, что мы можем [по привлечению кадров], мы делаем. Но к сожалению, поступление очень незначительное. Есть зарплата в 74 тысячи (средняя) — это с переработкой, — объяснил Александр Ашихмин. — Водители отрабатывают за эти деньги больше 200 часов на линии, это очень много. А работа тяжелая, нужно вставать с 3 утра, домой они приходят в 1–2 часа ночи (речь о двух сменах. — Прим. ред.). За это надо платить, но, к большому сожалению, наш бюджет ограничен.

Тяжелая работа и низкие зарплаты в Гортрансе привели к кадровому кризису. Сегодня перевозчику не хватает больше 3 тысяч сотрудников

Ничуть не лучше идут дела у коммерческих перевозчиков. В первую очередь, у фирмы «Уралтрейд», которая обслуживает наиболее популярные в районе № 012, 019 и 46 (достоинство этих маршрутов в том, что они идут прямиком центр).

— Зарплата — сотка, но водителей очень не хватает, — подтвердил источник на предприятии.

Мэрия регулярно штрафует «Уралтрейд» за плохую работу на линиях. К примеру в сентябре 2023 года муниципальная транспортная инспекция 15 раз наказывала предприятие: 8 раз за невыполнение необходимого количества рейсов, предусмотренных муниципальным контрактом, 5 раз за слишком раннее завершение работы на линии, и 2 раза — за грязные автобусы.

Только в сентябре «Уралтрейд» был оштрафован на 150 тысяч рублей за плохую работу на маршрутах № 012, 019

Вот пара примеров: 7 сентября 2023 года, по данным транспортной инспекции, автобусы маршрута № 019 проехали только 56% нужного количества рейсов, 8 сентября и вовсе 40%. Общая сумма штрафов «Уралтрейду» в сентябре составила 150 тысяч рублей.

«50 пассажиров, которые едва помещаются в ПАЗ, могли бы свободно разместиться в большом автобусе»

Инженер, руководитель группы планирования общественного транспорта SIMETRA Юрий Сурнин по нашей просьбе проанализировал ситуацию в Академическом. По его мнению, транспортное облуживание академчан можно улучшить. В первую очередь для этого нужно добавить на линии автобусы большого класса. Приводим его комментарий целиком:

«Конечно, в первую очередь стоит обратить внимание на интервалы движения. На всех маршрутах через Академический район они начинаются от 10 минут, что абсолютно не соответствует населенности района. При этом в направлении центра автобусы № 012 и 019 являются наиболее часто ходящими и прямолинейными по своей трассе, что также и стимулирует пассажиров пользоваться в первую очередь ими. Прочие автобусы на пути в центр следуют протяженными путями через Юго-Западный микрорайон.

При этом необходимо оговориться, что популярность маршрута и переполненность подвижного состава — не совсем равнозначные вещи: один и тот же по популярности, т.е. по количеству перевозимых пассажиров, маршрут может обслуживаться разными по вместимости автобусами. Например, те 50 пассажиров, которые едва помещаются в автобус среднего класса марки ПАЗ, что мы и наблюдаем на нашумевших видео из Академического, могли бы совершенно свободно разместиться в большом автобусе. На маршруты № 012 и 019 выпускаются преимущественно машины среднего класса, что в числе прочего провоцирует давки.

На маршруте № 012 есть автобусы большого класса, но их очень мало

Другие маршруты в направлении центра тоже страдают от переполнения: они не менее востребованы, но дожидаться их придется вплоть до получаса. Таким образом, конкретные два маршрута (№ 012, 019) являются лишь явным маркером более глобальной проблемы: равномерно перераспределить пассажиропотоки теми маршрутами, автобусами и интервалами, что сейчас есть в Академическом, не представляется возможным.

Проблемы Академического района во многом универсальны для всего Екатеринбурга, описывать их можно очень долго: отсутствие магистральных маршрутов, недостаток приоритета движения общественного транспорта, непривлекательная тарифная сетка, проблемы подвижного состава и так далее.

Например, вскрывшаяся в последние годы острая нехватка водителей привела к тому, что заявляемое контрактами на перевозку количество рейсов не выполняется.

«Для маршрутов Академического района перевозчики не в состоянии закрыть каждый десятый рейс»

А на отдельных маршрутах не выполняется более половины отправлений. Стимулировать выполнение всех рейсов администрация не в состоянии по многим причинам, но в качестве результата можно видеть, как за последние годы резко сократились размерности движения на всем городском общественном транспорте.

Одним из методов борьбы с нехваткой персонала является укрупнение подвижного состава: тогда один экипаж (одна машина) способна перевезти за один рейс больше пассажиров, что позволяет сохранить провозную способность за счет меньшего числа рейсов. Но большинство частных перевозчиков не готовы приобретать автобусы большого класса, и городская администрация продолжает заявлять в контрактах малые автобусы.

Сейчас вместительные машины выпускаются лишь на 5 проходящих по Академическому маршрутов из 14! Это автобусы № 50, 54, 58 и 59, троллейбус 28, и все они обслуживаются муниципальным перевозчиком ЕМУП «Гортранс».

Давки в Академическом могут искоренить только автобусы большого класса

Академическому району и Екатеринбургу в целом остро не хватает магистральных маршрутов (которые часто ходят и соединяют удаленные районы с центром). Обобщенно такие маршруты должны обслуживаться машинами большой или особо большой вместимости, работать с 06:00 до 23:00 и иметь интервалы движения не более 10 минут в часы пик. Более сотни новых автобусов Екатеринбург приобрел по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» под создание именно таких маршрутов (к ним относятся 24, 25, 28, 50, 54, 61), но заявленная «магистральность» по большей части осталась на бумаге.

Описанные выше не самые жесткие критерии магистрального маршрута с натяжкой сейчас выполняет троллейбус № 28, но и он работает не самым эффективным образом, совершая продолжительные невостребованные у пассажиров, пустопорожние пробеги по проспекту Академика Сахарова для подзарядки и отстоя на кольце Академгородка. Это требует большего числа дорогих троллейбусов с увеличенным автономным ходом и увеличивает интервал движения, в то время как возможности более оптимальной и привлекательной для пассажира трассы следования были исключены администрацией и перевозчиком.

А что трамвай?

Именно он, по словам чиновников, во многом решит транспортные проблемы Академического. Запуска вагонов многие горожане ждут как манны небесной. Ветка находится на завершающей стадии строительства, и в скором времени ее должны запустить.

Но и насчет нее есть вопросы. Во-первых, ничего не слышно о закупке партии новых вагонов для нужд района. Мэр Алексей Орлов обещал, что их приобретут, и даже ездил осматривать новую модель трамвая на Уралтрансмаш. Во-вторых, неизвестны сроки запуска линии, а также количество пассажиров, которые готовы будут пересесть на трамвай.

О трамвае в Академическом говорят больше 15 лет. Пока по ветке возили только чиновников

Пока Юрий Сурнин сомневается, что запуск трамвая заметно улучшит ситуацию с транспортом в Академе.

— Хронически нерациональный выбор трасс следования [автобусных] маршрутов дает основания опасаться, что и открытие трамвайной линии не облегчит ситуацию в Академическом. Напомню, что один из вариантов и вовсе предполагает запуск короткого маршрута до кольца на Волгоградской с дальнейшей пересадкой на другие маршруты, что совсем не удовлетворит потребности пассажира, — сказал он.

Мы просили администрацию города предоставить данные о планируемом пассажиропотоке на будущей линии в Академическом. В транспортном комитете ответили, что пока не готовы обсуждать эту тему.

Опрос для жителей Академического, которые ездят на общественном транспорте. Вы будете пользоваться трамваем, когда его запустят?

Буду
Не буду
Я на машине или не из Академа, хочу посмотреть ответы

Почитайте, какая компания, скорее всего, получит трамвайный бизнес в Екатеринбурге. Также ранее мы писали, что маршрут № 46, который ездит из Академического, изменит схему движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления