
Поделиться
10 февраля в Ташкенте был вынесен приговор по делу фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой. Ее обвиняли в "оскорблении узбекского народа". Недовольство властей вызвал фотоальбом Ахмедовой, посвященный Узбекистану, и снятый ею документальный фильм. Чиновники решили, что в альбоме слишком мало позитива, а фильм вообще оскорбляет народные традиции.
Дело, получившее международный резонанс, все же довели до суда, однако в итоге Умида Ахмедова была освобождена от наказания. Ее признали виновной и сразу же амнистировали. Возможно, представители власти, оправдывающие преследование Ахмедовой заботой об имидже страны за рубежом (неприглядные стороны жизни в Узбекистане, мол, показывать нельзя), поняли, что жесткий приговор в данном случае этому имиджу сильно повредит.
Интерес к работам Умиды Ахмедовой милиция стала проявлять осенью 2009 года. В ноябре ее в первый раз вызвали на допрос (тогда еще в качестве свидетеля). В течение примерно двух часов следователь расспрашивал Ахмедову о ее фотоальбоме "Женщины и мужчины: от рассвета до заката", а также о двух документальных фильмах, в создании которых она принимала участие ("Мужчины и женщины в обрядах и ритуалах" и "Бремя девственности").
Фотографу предъявили обвинения по двум статьям: "Клевета" и "Оскорбление" (то, что эти статьи, вообще-то, защищают права конкретных лиц, а не всего народа, прокуратуру не смутило). Ей было предложено признать вину (за это следователь пообещал обвиняемой амнистию). Ахмедова от такого варианта отказалась, заявив, что намерена отстаивать свою невиновность.
А судьи кто?
В разговоре со следователем она попыталась объяснить, что занимается этнографией. Однако выяснилось, что ее собеседник не знает значения этого слова. Фотограф пояснила, что "интересуется жизнью народа с этнографической точки зрения, снимает народные обряды, традиции, свадьбы". После этого она спросила у следователя, в чем, по его мнению, здесь кроется "клевета". Вопрос, по ее словам, остался без ответа.
Тем временем в прессу попало "заключение экспертов", на основании которого Умиде Ахмедовой были предъявлены обвинения. Эксперты, в качестве которых выступили, в частности, представители Комитета по делам религий и Центра пропаганды и духовности, дружно раскритиковали фотографа за то, что она уделила мало внимания позитивным образам. "Объектив Умиды Ахмедовой, - возмущается один из авторов заключения, - не отражает красивые места, современные здания, благополучные кишлаки".
Недовольство экспертов вызвали, например, фотографии подметающих женщин и вообще женщин, занятых тяжелым трудом. Эксперты решили, что автор снимков "специально подчеркивает жизненные трудности".
На суде, кстати, выяснилось, что ни один из тех, кто составлял отчет, не имеет искусствоведческого образования и даже не считает себя специалистом в какой-либо области искусства. Впрочем, один из них, как сообщила "Фергана.Ру", рассказал , что "преподавал в колледже рисование и сам увлекается фотографиейљ- имеет фотоаппараты Зенит и Киев ".

Поделиться

Поделиться
Фотографы разных стран, объединяйтесь!
За дело об "оскорблении узбекского народа" силовики принялись весьма активно (Умиду Ахмедову даже успели объявить в розыск, хотя от следствия она не скрывалась). Однако затем стали появляться признаки того, что скандал хотят замять. Так, в конце января официальный правозащитник Узбекистана Акмаль Саидов, выступавший на слушаниях ООН в Женеве, заявил, что "дело Умиды Ахмедовой в настоящее время приостановлено". Расследование все же было продолжено, но уже на суде стало ясно, что от обвинений власти фактически готовы отказаться.
За Умиду Ахмедову к тому времени вступились фотографы, художники и искусствоведы из России, США и других стран (письмо в ее поддержку они направили в МИД Узбекистана и международные правозащитные организации). Скандал привлек внимание Human Rights Watch. "Уголовное дело против Ахмедовой показывает, до какой степени готово дойти правительство в своих попытках подавить независимую точку зрения. Не дело властей диктовать художникам, как им следует изображать узбекское общество", - заявила директор HRW по странам Европы и Центральной Азии Холли Картнер.
Власти республики, очевидно, решили, что в данном случае протесты из-за рубежа (в том числе и протесты "Запада", о реакции которого беспокоились эксперты) игнорировать не следует. Узбекистан в последнее время как раз налаживает отношения со странами Запада: ЕС недавно отменил санкции, введенные в отношении руководства республики за разгон андижанских беспорядков в 2005 году, а недавно узбекские власти подписали план по укреплению сотрудничества с США. Вероятно, в этих условиях официальный Ташкент решил, что понапрасну злить западных партнеров, остро реагирующих на преследования инакомыслящих, не стоит. Тем более, что какой-либо угрозы деятельность Умиды Ахмедовой для руководства Узбекистана, в общем-то, не представляла.
Сам судебный процесс продолжался всего один день. Прокурор, как отмечает "Фергана.Ру", практически не оспаривал доводы защиты и в итоге потребовал для обвиняемой даже не условного срока, а освобождения по амнистии (при условии, что ее все же признают виновной). В итоге так и произошло. Правда, защита Умиды Ахмедовой, по информации правозащитного издания Voice of Freedom, намерена все же обжаловать приговор суда и добиться ее полного оправдания.

Поделиться

Поделиться
Голоса уральских фотографов
Среди тех, кто собирал подписи под письмом в поддержку Умиды Ахмедовой в Екатеринбурге, был и Артем Беркович, заведующий отделом выставок Фотографического музея "Дом Метенкова". В Екатеринбурге выставка работ Ахмедовой прошла в феврале 2009 года и была посвящена саммиту ШОС. Когда стало известно о том, что фотограф под следствием, "Дом Метенкова" организовал несколько выставок - в Белоруссии, Нижнем Новгороде и Йоханнесбурге.
По словам Артема Берковича, иного судебного решения он и не ожидал: "Если бы Ахмедовой дали реальный срок, тогда это означало бы, что власть не принимает в расчет волну протестов по всему миру, если бы ее оправдали, это расценивалось бы в Узбекистане как "слабость" власти. Принятое решение, на самом деле, характерно для стран с полутоталитарным режимом. Для меня в этом деле важно еще и то, что я впервые в жизни ощутил, что фотографы - это сила. Что люди с фотокамерами в руках могут объединиться и выступить в защиту коллеги, даже не смотря на то, что живет она в другой стране".
Фото с сайта www.ferghana.ru