E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, небольшие дожди

ощущается как +2

1 м/c,

вос.

744мм 94%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Бизнес репортаж Репортаж E1.RU: изучаем уральский мегапроект "Титановая долина" изнутри и с высоты птичьего полёта

Репортаж E1.RU: изучаем уральский мегапроект "Титановая долина" изнутри и с высоты птичьего полёта

Мы выясняли, когда особая экономическая зона начнёт приносить первую прибыль и для чего на площадке перевозят землю с места на место.

С момента запуска "Титановая долина" получила 1,7 миллиарда рублей из бюджета Свердловской области

Трёхэтажное современное здание из стекла и металла, к которому ездят фотографироваться салдинские молодожёны, пустое поле размером в 200 гектаров, на котором перевозят землю с места на место, страхи по поводу появления вредного производства и слива грязных вод в Верхнесалдинский пруд и десятки миллионов бюджетных средств, потраченных на указатель "Особая экономическая зона". В представлении многих уральцев масштабный проект "Титановая долина", призванный в ближайшей перспективе поднять экономику Свердловской области на новый уровень, спустя два года после старта по-прежнему выглядит именно так.

В перспективе "Титановая долина", во многом ориентированная на производство изделий из титана, должна создать около 7 тысяч рабочих мест и обжиться вокруг себя приличных размеров современной инфраструктурой. Комплекс компаний, который должен появиться на площадке в Верхней Салде в теории должен стать мощнейшим драйвером для развития экономики не только нижнетагильского узла, но и всего региона в целом.

Корреспондент E1.RU отправился в Верхнюю Салду, чтобы своими глазами увидеть, что происходит на площадке, зачем там перевозят землю с места на место, кому нужен трёхэтажный инфокуб посреди поля, почему срубили деревья вдоль дороги, а также из первых уст узнать, когда можно будет увидеть первые объекты на площадке и как проект переживает непростые времена замедления в российской экономике.

"Если глобальный бизнес будет ориентироваться на текущие колебания, то в перспективе мы вряд ли будем летать на современных самолётах"

На текущий момент в развитие проекта инвестированы средства исключительно из бюджета Свердловской области. С момента старта было выделено 1,7 миллиарда рублей. По словам представителей управляющей компании "Титановая долина", эти средства позволили разработать проектную документацию первой очереди строительства, выполнить все основные работы по строительству внешней инфраструктуры (газопровод, водопровод) и подойти к завершению вертикальной планировки территории.

Вертикальная планировка, кстати, это тот самый процесс, который вызвал бурное обсуждение у жителей Верхней Салды: многие горожане уверены, что землю на площадке перевозят с места на место, изображая какую-то деятельность. На самом деле, существующий рельеф попросту не отвечает строительным нормам, и именно поэтому поверхность приспосабливают, создавая единый горизонт. Все основные строительные работы стартуют на площадке в 2014 году.

Многие салдинские молодожёны ездят к инфокубу фотографироваться, а охранники пытаются им объяснить, что это не развлекательная зона, а экономическая. В самом инфокубе управляющая компания проводит презентации для потенциальных инвесторов и выездные совещания

В связи с тем, что обсуждение проекта особой экономической зоны в Свердловской области ведётся уже не первый год (сервис Яндекс.Новости показывает более 7 тысяч новостей по тэгу "Титановая долина") у многих уральцев сложилось впечатление, что задумка начала реализовываться уже давным-давно, но по факту ничего не происходит. Здесь нужно сказать, что официально "Титановая долина" существует только 2 года. Утверждение, что первый год жизни компания испытывала серьёзные сложности, нам подтвердил один из собеседников в правительстве Свердловской области: "На областных деньгах далеко не уедешь. А сейчас, после того как Путин поддержал их, там всё зашевелилось и ожило". Фразу "Путин поддержал" наш собеседник не расшифровал, однако речь наверняка идёт о транше в 1 миллиард рублей на развитие проекта, который согласовали в федеральном правительстве и, который, судя по всему, компания получит уже в текущем году.

Пустая площадка, что вполне естественно, не говорит о том, что потенциальных компаний-резидентов не существует. По словам генерального директора управляющей компании "Титановая долина" Артемия Кызласова, сейчас есть 5 существующих резидентов и "порядка 7 компаний, которые готовят документы для получения статуса резидента – разрабатывают бизнес-планы, просчитывают финансовые модели, рассматривают различные варианты финансирования".

Артемий Кызласов отмечает, что в мировой практике на площадках экономических зон сначала полностью формируют инфраструктуру и только потом начинают привлекать резидентов. "В России же этапы строительства инфраструктуры и привлечение резидентов идут параллельно, позволяя ускорить окупаемость особой экономической зоны"

– Мы строим инфраструктуру особой экономической зоны, соотносим графики строительства и ввода в эксплуатацию ключевых объектов с объёмами инвестирования и соответственно выстраиваем переговорный процесс таким образом, чтобы к моменту выхода резидента на площадку он имел готовую инфраструктуру. Компании, которые получили статус резидента на начальной стадии развития особой экономической зоны, брали на себя повышенные риски. На утверждение экспертного совета по особым экономическим зонам выносились перспективные проекты, а не те, что были жизненно необходимы в текущий момент времени. Эта ситуация в чём-то похожа на покупку жилья в новом доме. Пока есть только красивая картинка и строительные работы не начаты, квартиру, скорее, купит тот, кто хочет инвестировать средства. Но вряд ли купит тот, у кого через 9 месяцев рождается ребёнок и ему надо въезжать. Поэтому каждому из проектов резидентов своё время, – рассказал в интервью E1.RU генеральный директор УК "Титановая долина" Артемий Кызласов.

В нынешней неспокойной экономической и политической ситуации, когда санкции в информповестке замедляют и тормозят реальный бизнес, актуальным остаётся вопрос о новых возможностях привлечения иностранных компаний на площадку в Верхней Салде.

– Если я скажу, что не чувствую каких-то негативных моментов в связи с изменением общеэкономической и политической ситуации, то это будет неправдой. Значительная доля компаний, с которыми мы ведём переговоры о сотрудничестве, это крупные компании, которые так или иначе связаны с рынком титана. Этот рынок долгосрочен, цикл производства длителен, планирование здесь редко ведётся на 5–10 лет вперёд, чаще – на гораздо более дальнюю перспективу. И если глобальный бизнес будет ориентироваться на текущие колебания, то в перспективе мы вряд ли будем летать на современных самолётах просто потому, что детали для их производства не смогут запланировать и произвести. Поэтому можно говорить о том, что наши переговоры с партнёрами несколько замедлились, где-то ушли из публичной плоскости в закрытую для обсуждений, но они не остановились, – отмечает Кызласов.

Как строится площадка "Титановой долины": видео с высоты птичьего полёта

Вместе с тем Кызласов отметил, что в наиболее сложной ситуации оказался средний бизнес: "Турбулентность отчасти напугала зарубежные компании, которые рассматривали возможность открытия бизнеса в России. Люди вроде бы всё понимают, но опасаются". Однако Артемий Кызласов (экс-финансовый директор ООО "Каспийская нефтяная компания" и ЗАО "Русское лесопромышленное хозяйство") говорит, что развивая конкретную ОЭЗ повлиять на макропроцессы невозможно, но можно использовать их с выгодой для себя. "Мы учитываем ключевые тренды. Если взять, например, ситуацию с Украиной, то одним из возможных для нас эффектов может стать приход инвесторов с Дальнего Востока, Японии и Кореи", – говорит Кызласов.

Статус резидента особой экономической зоны даёт право компаниям на ряд серьёзных налоговых и таможенных преференций:

  • Ставка налога на прибыль – 2% в течение первых десяти лет с момента получения прибыли

  • Ставка налога на имущество – 0% в течение десяти лет после того, как имущество поставлено на баланс

  • Ставка транспортного налога – 0% в течение одиннадцати лет

  • Ставка земельного налога – 0%

  • Ввозимые в зону иностранные товары не облагаются таможенными пошлинами и НДС

  • По товарам, ввозимым в зону из стран Таможенного союза, возмещается НДС

Директор по проектированию и контролю строительства "Титановой долины" Виктор Хамицевич рассказывает нам, что на площадке завершаются работы по вертикальной планировке территории. В ближайшее время начнется прокладка коммуникаций (в частности, газопровода) по территории ОЭЗ до участков резидентов

"Два федеральных проекта не будут реализовываться в одном и том же городе"

Город Верхняя Салда с населением 44 тысячи человек всецело ориентирован и зависим от титанового гиганта ВСМПО-АВИСМА, и именно поэтому внесён в список моногородов. Такие муниципалитеты могут рассчитывать на ряд преференций и финансовую помощь из федерального бюджета. Однако, по словам главы Верхнесалдинского городского округа Константина Ильичёва, "Титановую долину" тоже можно считать федеральным проектом, а рассчитывать на то, что город сможет получить финансирование на оба проекта, не приходится. Именно поэтому в администрации Верхней Салды возлагают большие надежды на "Титановую долину". "Если в реализации проекта возникнут задержки, то планы и задумки по развитию города необходимо будет корректировать в зависимости от возможностей нашего бюджета и собственных сил", – отмечает Ильичёв.

– Конечно, в ходе строительства проявились и текущие проблемы, в частности ограниченность энергетических мощностей. В городе, с учётом перспектив, недостаточно объёмов питьевой воды, поэтому требуется обновление технологий водоподготовки и водоочистки. Значит с учётом потребностей и города, и "Титановой долины" появилась возможность разработать необходимые проекты, всё учесть, посчитать и определиться с финансированием. И аргументировать в областном правительстве, почему эти проекты необходимо реализовывать. Вся нагрузка по проекту отражается на городской инфраструктуре, которую необходимо развивать и модернизировать. Например, пошли большегрузные машины – "раздавили дороги". Область нам выделила дополнительно 5 миллионов рублей на восстановление, но, конечно, этого недостаточно, – рассказал в интервью E1.RU глава Верхнесалдинского городского округа Константин Ильичёв.

Ильичёв также отметил, что отношение жителей Верхней Салды к проекту можно охарактеризовать как "оправданную настороженность". Например, сейчас в городе активно обсуждается вырубка лесополосы, предназначенной для защиты от снежных заносов, вдоль автодороги из Верхней Салды в Нижний Тагил в районе площадки "Титановой долины". По проекту там запланировано строительство линии электропередачи, и, по словам главы, "деревья по согласованию с собственником дороги были вырублены. В ближайшее время здесь будет строиться и разгонная полоса, а в скором будущем этот участок автодороги подлежит значительной модернизации". В прошлом году не менее жарко в городе проходило обсуждение проектирования слива очистных вод с территории ОЭЗ в Верхнесалдинский пруд.

Глава Верхнесалдинского городского округа Константин Ильичёв говорит, что "за счёт успешного градообразующего предприятия на территории собирается довольно много налогов, но в бюджете остаётся около 18% от собранной суммы. Основной источник наполнения казны для муниципалитетов – это НДФЛ и земельный налог. Но так как в "Титановой долине" резиденты от земельного налога освобождены – дополнительного дохода не будет. Ожидается только рост по НДФЛ"

"Срок окупаемости особых экономических зон в среднем составляет семь лет"

Мировая практика показывает, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза товаров и услуг из страны увеличивается в среднем по году на 7%, при наличии таких зон – на 20%. Наибольшее число ОЭЗ сегодня существует на территории Северной Америки и Азии. Как отмечают эксперты, в Европейском союзе целесообразность создания специальных экономических зон ставится под сомнение, в пользу развития индустриальных парков, где нет дотаций по налоговой базе, но уже готова инженерная инфраструктура и согласованы многие юридические процедуры.

Что же до специальных экономических зон, то, по мнению аналитиков Raiffeisen Bank International из Австрии, которые по просьбе E1.RU сравнили два этих экономических явления в ЕС, субсидирование инфраструктуры в индустриальных парках выгодно отличает их от СЭЗ.

– Специальные экономические зоны в реальности в Еврозоне не сильно распространены, если не говорить о примере Люксембурга или Ирландии, где сами страны конкурируют за уровень условий, предоставляемых СЭЗ компаниям. Речь, скорее, идёт о конкуренции на уровне разных стран в рамках Евросоюза, чем между условиями законодательства СЭЗ и ЕС в целом. Развитие технопарков в ЕС имеет более широкое распространение. Однако, в отличие от СЭЗ, продвижение технопарка, как правило, подразумевает создание специальных бизнес-ориентированных зон с субсидированием инфраструктуры (и других видов субсидий) для конкретных отраслей промышленности, чтобы привлечь и поддержать бизнес "молодых" и новых компаний в специфических отраслях промышленности, в основном на локальном уровне, – рассказали E1.RU аналитики Raiffeisen Bank International.

– Основной показатель эффективного развития той или иной ОЭЗ – соотношение государственных и частных инвестиций. Кроме того, важно и качество капитала: приветствуются мировые бренды, пусть даже с небольшим количеством инвестиций. Согласно мировой практике, на start-up особой экономической зоны (проектирование, строительство инфраструктуры, наполнение её инвесторами) уходит минимум 7 лет. По каждой из компаний сроки строительства производств и инфраструктуры индивидуальны и прописаны в бизнес-плане. Бизнес-планы компаний рассматриваются на экспертном совете Минэкономразвития, и каждый из потенциальных резидентов через них проходит. Там заявка либо получает одобрение, и компания становится резидентом, либо идёт на доработку, – рассказали E1.RU в пресс-службе управляющей компании "Особые экономические зоны", которая курирует все ОЭЗ в России.

По словам представителей ОАО "ОЭЗ", на текущий момент наиболее успешными экономическими зонами в России стали "промышленно-производственные зоны первой волны: ОЭЗ "Алабуга" (республика Татарстан) и ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область), созданные в 2006 году". Самой успешно реализованной считается зона "Алабуга". Как нам рассказали в "ОЭЗ", на площадке в городе Елабуга действует уже 11 предприятий. Было заявлено 96 миллиардов инвестиций, из которых 64 миллиарда уже вложены резидентами. Особо выделяют здесь, что затраты государства на инфраструктуру составили 23 миллиарда, то есть соотношение инвестиций из госбюджета и частных инвестиций – 1:2,8. На площадке уже создано 4,5 тысячи рабочих мест, а в бюджеты разных уровней выплачено 6,2 миллиарда налогов. Среди резидентов: французская Air Liquide, датская Rockwool, американские Ford, немецкая RMA Pipeline Equipment.

Как выглядит самая успешная особая экономическая зона в России: ОЭЗ "Алабуга" в республике Татарстан

Эксперты отмечают, что сегодня особые экономические зоны в России должны стать наиболее конкурентоспособным инструментом международных экономических отношений, а потому имеют большие перспективы. Но вместе с перспективами есть у ОЭЗ и ряд проблем, например, с администрированием и управлением процессами на местах в регионах и муниципалитетах. Система создания особых экономических зон "сверху", по мнению многих специалистов, не самая лучшая и уже в ближайшие годы должна трансформироваться в модель, когда государственное финансирование сокращается и происходит переход к увеличению инвестиционных потоков.

Несмотря на нескончаемые потоки объективной и популистской критики в адрес "Титановой долины", по словам представителей компании, проект будет катиться, как каток, и подкладывать на его пути палочки просто бесполезно. 17 июня руководители ОЭЗ "Титановая долина" и корпорации "ВСМПО-Ависма" подписали соглашение, которое определяет порядок взаимодействия сторон по проекту строительства производственного комплекса для механической обработки титановых деталей на территории особой экономической зоны "Титановая долина". В управляющей компании деталей по точным срокам и остальным резидентам не раскрывают, однако, есть основания полагать, что ВСМПО зайдёт на площадку ещё до конца 2014 года. В перспективе ближайших нескольких лет на площадке, кроме ВСМПО-Новые технологии, также должны появиться компании "Стройдизель-Композит", "Праксайр Титановая долина", "Синерсис" и "Уральский оптический завод".

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Репортаж E1.RU: изучаем уральский мегапроект "Титановая долина" изнутри и с высоты птичьего полёта

Поворот на "Титановую долину" с автомобильной дороги Нижний Тагил - Верхняя Салда
Трёхэтажное стеклометаллическое здание называется "инфокуб". Здесь проводят выездные совещания и презентации для потенциальных инвесторов
На территории всей площадки сейчас прокладываются временные дороги из бетонных плит
На территории всей площадки сейчас прокладываются временные дороги из бетонных плит
На территории всей площадки сейчас прокладываются временные дороги из бетонных плит
Площадку "Титановой долины" по нашей просьбе с воздуха снимали ребята из студии аэросъёмки Sky level
Директор по проектированию и контролю строительства "Титановой долины" Виктор Хамицевич рассказывает, что работы по вертикальной планировке территории уже подходят к завершению
Титановая долина
Трёхэтажное стеклометаллическое здание называется "инфокуб". Здесь проводят выездные совещания и презентации для потенциальных инвесторов
Титановая долина
Титановая долина
Глава Верхнесалдинского городского округа Константин Ильичёв
Глава Верхнесалдинского городского округа Константин Ильичёв показывает на карте, как пройдёт газопровод, и где может быть построен новый жилой район
Проект строящейся школы №1 в Верхней Салде на стене в кабинете у главы Константина Ильичёва
Директор по проектированию и контролю строительства "Титановой долины" Виктор Хамицевич рассказал каким образом будет строиться железнодорожный тупик и логистический узел на территории площадки
Генеральный директор УК "Титановая долина" Артемий Кызласов
Генеральный директор УК "Титановая долина" Артемий Кызласов
1 из 17
Поворот на "Титановую долину" с автомобильной дороги Нижний Тагил - Верхняя Салда
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Видео: студия аэросъёмки Sky Level для E1.RU; alabuga.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления