E1
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+10°

пасмурно, дождь

ощущается как +9

0 м/c,

штиль.

734мм 76%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,41
EUR 98,30
Реклама
Культура Екатеринбургскому оперному театру - 100 лет

Екатеринбургскому оперному театру - 100 лет

О финансовом положении театра, труппе и смелых постановках рассказывает директор Андрей Шишкин.

Как сам Екатеринбург сегодня производит впечатление экономического чуда, так в канун своего столетия Екатеринбургский академический театр оперы и балета явил впечатляющий творческий рывок. После многолетнего кризиса он начал стремительное восхождение к новой славе. Возрождается не только екатеринбургский "оперный феномен", но и балетная труппа, прежде как бы не замечаемая за пределами уральской столицы, - о ней заговорили в стране и в мире, пишет "Российская газета".

Впервые за много лет театр стал постоянным участником "Золотой маски": недавно увез премию за "Любовь к трем апельсинам", теперь претендует на премии с оперой-буфф Россини "Граф Ори" и "Борисом Годуновым". Оба спектакля демонстрируют столичный музыкальный уровень и умные сценические решения, оба амбициозны. Балетную труппу возглавил Вячеслав Самодуров, в прошлом премьер Мариинского театра и лондонского "Ковент-Гарден". И Екатеринбург стал центром интересных международных инициатив, одним из законодателей новых веяний в балете. Плодотворность нового курса уже доказали первая премьера Самодурова на Урале - Amore buffo на музыку "Любовного напитка" Доницетти, а также основанная им dance-платформа - экспериментальная площадка для молодых хореографов. А о последнем его опыте - балетной импровизации H2O, показанной в цехе одного из заводов в рамках "Уральской биеннале", сообщили уже и мировые телеканалы.

Шесть лет назад директор театра Андрей Шишкин приехал в Екатеринбург из Уфы. Ему есть что сравнивать, и мой первый вопрос связан с особенностями театрального дела в разных городах страны.

"Театр был в тяжелом состоянии: развивался конфликт, люди ходили вокруг с плакатами, - рассказывает Андрей Шишкин. - Артисты в театр шли как на работу: отпел - и нет его. Никто не верил, что может что-то произойти хорошее. Отказывались от партий: "не моя тесситура". Первым делом новый директор решил поправить финансовое положение театра. Министерство культуры помогло нарастить штат и бюджет театра, а потом появился правительственный грант. "Стали больше ездить в зарубежные гастроли, и люди не сразу поняли, что это необязательно финансовая подпитка - но и умение мобилизоваться в экстремальной ситуации, преодолевать усталость от долгих переездов и компенсировать эти потери аплодисментами новой публики. Это возможность встречи с другими режиссерами, дирижерами, импресарио, критиками... Ситуация изменилась: актеры рвутся петь, причем в первом составе. Я считаю, это победа: люди хотят проявить свои актерские амбиции. Финансовый вопрос как бы ушел на второй план. Подчеркиваю: "как бы", здесь нельзя успокаиваться - я это прекрасно понимаю", - говорит Андрей Шишкин.

До сих пор проблемным остается квартирный вопрос. «У нас отняли несколько квартир, и мы бьемся за то, чтобы не отдавать остальные. Много квартир снимаем для артистов на открытом рынке. Платим за них, потому что научились зарабатывать. Театр давал 8 миллионов годового дохода, теперь - 55 миллионов», - отмечает директор Оперного театра.

"Первые годы было безумно трудно, - признается Андрей Шишкин. - Много людей пришло и ушло, пока мы смогли создать более работоспособный механизм. Теперь в день премьеры "Бориса Годунова" здесь уже работают прилетевшие из Лондона режиссер и художник "Летучего голландца", который выйдет в сентябре 2013 года. При этом висит приказ о премьере 16 мая "Отелло" и приезжает художник балетной премьеры 1 марта. Мы знаем, что с нами будет через год: параллельно идет работа над тремя-четырьмя спектаклями".

В балетной труппе раньше было около сорока человек - а теперь 89. "Пригласили Вячеслава Самодурова, и он принес массу идей - в частности, workshop, экспериментальных мастерских. Молодые балетмейстеры из Москвы, Петербурга и Германии воплотили с нашей труппой свои идеи - гала-концерт оказался очень интересным. Успешно реализована и утопическая, казалось, идея показать балет на заводе. Любопытная премьера намечена на март - "Тройчатка" в стиле трех веков: первый акт, XIX век, в хореографии Бурнонвиля, второй - XX - ставит голландец Ханс ван Манен, третий - XXI - Самодуров. Ведем переговоры с Уэйном МакГрегором. Вячеслав нас вывел на таких мастеров, о которых мы и не мечтали", - делится Андрей Шишкин.

Сохранит ли екатеринбургский театр репутацию "лаборатории современной оперы", покажет время. Однако можно точно сказать, что за последнее время театр заметно изменился. "Впервые на этой сцене поставлена "Любовь к трем апельсинам", впервые в России - "Граф Ори": это уже другой театр. До сих пор мы брали оперы, где партии соответствовали возможностям труппы - и тем ограничивали себя, отсекая многие оперные названия. Теперь у нас поют и гости - как в любом театре мира. Вскоре выпустим "Отелло", который здесь не ставился с сороковых годов. С новым "Борисом Годуновым" вернулись в театр Михаэль Гюттлер и Александр Титель. К Году Вагнера ставим "Летучего голландца", которого никогда не было в репертуаре. То есть в значительной степени стали другими, стали замахиваться на названия не популярные, а заведомо трудные", - рассказывает Андрей Шишкин.

Фото с концерта-поздравления, в котором приняли участие труппы всех театров Екатеринбурга. Со своими "подарками" выступили представители 11-ти городских учреждений культуры. Фоторепортаж Татьяны Андреевой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления