E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

ю-в.

727мм 90%
Подробнее
1 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Культура Светлана Сурганова в Екатеринбурге: "Отмена концертов Макаревича и Арбениной - это показательная порка. Чтобы другим артистам неповадно было"

Светлана Сурганова в Екатеринбурге: "Отмена концертов Макаревича и Арбениной - это показательная порка. Чтобы другим артистам неповадно было"

Лидер группы "Сурганова и оркестр" рассказала E1.RU о том, как помогала детям из Донбасса и как её новый альбом стал самым скачиваемым в iTunes.

Светлана Сурганова создала свой коллектив в 2002 году после ухода из группы "Ночные снайперы", в которой она 9 лет играла с Дианой Арбениной.

Светлана Сурганова (лидер одноимённой группы, которую она создала, покинув коллектив группы "Ночные снайперы" в 2002 году) вместе с коллегами привезла в столицу Урала свою новую программу и свой новый альбом "Игра в классики", с которым в понедельник вечером выступит на сцене Дворца молодёжи. "Сурганова и оркестр" в рамках тура по России прибыли к нам автобусом из Челябинска, чудом не встретив снегопад и многокилометровые пробки на трассе.

Светлана Сурганова начала писать песни в 14 лет. Воспитывалась приёмной матерью. В течение девяти лет вместе с Дианой Арбениной (с 1993 по 2002 годы) занималась музыкальным творчеством в группе "Ночные снайперы". Сурганова – одна из немногих исполнительниц на российской сцене, которая открыто заявляет о своей гомосексуальной ориентации, однако при этом не скрывает, что у неё есть романтическая дружба с парнем.

За день до выступления Светлана Сурганова рассказала E1.RU, почему Макаревичу и Арбениной устроили показательную порку, когда российские артисты смогут зарабатывать не только на концертах, но и на продаже дисков, как её новый альбом стал самым продаваемым в музыкальной библиотеке iTunes и откуда в свежей программе непривычный для группы электронный бит.

– В Екатеринбурге и ряде других городов были отменены предстоящие концерты Андрея Макаревича и Дианы Арбениной. Свою поддержку коллегам по цеху высказали только единицы уральских музыкантов, хотя теоретически, как мне кажется, такое может произойти с каждым. Что вы думаете обо всё этом?

– В нашей стране артисты зарабатывают деньги именно живыми концертами, а не, как за рубежом, с продажи дисков. И это значит, что этих артистов лишили их заработка. Это одна сторона, материально-бытовая. С другой – очень жаль, но есть ощущение, что просто нашли козлов отпущения и устроили показательную порку, чтобы другим артистам неповадно было. И, как мне кажется, абсолютно безосновательно. Что касается Дианки, там народ, конечно, поднялся, и была петиция в интернете в поддержку её концертов, которую организовали поклонники. Я её тоже подписала, высказав свою точку зрения. Касаемо Андрея Вадимовича, уже после всех этих событий у нас была с ним и с фондом "Доктор Лиза" совместная акция в поддержку детей из Донбасса, которых нужно было срочно отправлять на лечение.

Это не последние артисты в нашей стране. Они сформировали музыкальные вкусы у нескольких поколений, и страна может гордиться ими... С точки зрения людей, которые принимают решение вот так игнорировать этих музыкантов – это некрасиво. Это не делает им чести. Если бороться и оказывать какое-то давление, то не такими способами и не на этом поле. Мы так мучительно отходили от цензуры в нашей стране и вдруг опять возвращаемся. Довольно тревожный регресс.

– Можете описать свои ощущения одним словом? Грустно? Печально?

– Это страшно. При этом я понимаю, что я так же могу со всем вышесказанным попасть под раздачу. Но если меня спрашивают, я отвечаю. Я высказываю свою гражданскую позицию.

Андрей Макаревич и Диана Арбенина не последние музыканты в нашей стране, и так игнорировать их деятельность просто некрасиво, считает Сурганова.

– Вы упомянули про гонорарные формулы, которые у российских и западных артистов сильно отличаются. Как вам кажется, есть шанс, что музыканты в России когда-нибудь будут зарабатывать не на концертах, а именно с продажи альбомов?

– Я стараюсь мыслить позитивно и оптимистично. Шанс есть. Но в нашей стране это пока в рамках чуда. При этом есть множество возможностей отблагодарить музыканта, купив трек в Сети. Мы всё равно потихонечку придём к культуре оплаты за интеллектуальную собственность. Я очень надеюсь.

– Некоторые исполнители, видимо, осознавая реальность, сами распространяют свои записи в интернете. Но если попробовать идеализировать ситуацию и представить, что все слушатели платят за все композиции, билеты на концерты станут дешевле?

– Шоу-бизнес не может опуститься ниже какой-то финансовой планки. Это аренда помещений, оборудования, свет, звук, гонорары артистам. Размер гонорара тоже зависит от востребованности и популярности музыканта. Поэтому от того, что песни будут продаваться, концерты вряд ли будут дешеветь. Это разные истории. Каждый концерт – это живая энергетика, это уникальная возможность почувствовать энергию любимого артиста.

– А что вы думаете о своих поклонниках, которые бесплатно качают вашу музыку в Сети? С одной стороны, они однозначно это делают и ломают ту идеальную модель, в которой обладатель авторства зарабатывает с продажи дисков, с другой – это всё-таки люди, которые любят вас...

– Значит, у этих людей пока нет возможности, либо нет культуры. Придёт время, и они, наверное, такую возможность получат и воспитаются в правильном ракурсе. Всему своё время. Это ведь перестройка сознания. Но, кстати, наш альбом активно покупают в iTunes, и он пока в российском сегменте самый скачиваемый на протяжении последних двух-трёх недель. И вот за это мы благодарим наших поклонников. Эти люди уже на другом этапе сознания. Это зрелые личности.

Светлана Сурганова говорит, что Екатеринбург вполне можно именовать третьей культурной столицей России. При этом считает, что Пермь тоже претендует на это звание.

– Вы приехали в Екатеринбург из Челябинска, до этого были в Перми. К разговору о городах... Есть такая фраза о Екатеринбурге – "третья культурная столица России". Как вам кажется, у нас, жителей города, есть основания так полагать? Или мы это сами себе придумали? А может быть, так вообще в каждом городе говорят? Ведь соседняя с нами Пермь, с её театральной и балетной школой, запросто может тоже так себя называть.

– Всё-таки так говорят не в каждом городе. Миф не рождается на пустом месте. Но, что касается Перми, я могу согласиться. Они тоже претендуют на это звание. С их театром оперы и балета, это на самом деле ещё одна культурная столица. Но мне кажется, чем больше таких столиц, тем лучше. Просто пусть все города будут такими и гордятся тем, что они культурные и тем, что у них множество событий. И театры, и кинематограф, и альтернативное искусство, и симфоническая музыка. Ведь это всё то, что нас очеловечивает. Духовное развитие – это смысл нашего существования, а искусство призвано духовно развивать человека, поднимать его над обыденностью, справляться с агрессией и непониманием.

– А вы посещаете театр?

– По возможности, да. Это для меня всегда очень волнительное и важное событие. Один из моих последних культурных шоков – посещение спектакля "Алиса" с Алисой Фрейндлих в главной роли. Сложно на него попасть, очень ограниченное количество билетов и посадочных мест, но я смогла побывать на нём аж два раза.

Сурганова рассказывает, что поход в театр для неё очень волнительное событие, а последнее, что её очень поразило – театральная постановка "Алиса", главную роль в которой исполняет Алиса Фрейндлих.

– Теперь к вашему новому альбому и к новой программе, которую вы представляете в Екатеринбурге в понедельник. Я правильно понял, что там все песни новые?

– Новыми песнями я называю те, которые в подавляющем большинстве не были опубликованы и профессионально записаны ранее. Они существовали только в каких-то домашних любительских записях. Одни из них настолько почтенны, что некоторые люди столько не живут. Мария Савкина, которая на самом деле является виновницей всего этого торжества, создала великолепные струнные аранжировки, которые и стали концепцией этого альбома. Они выгодно отличаются и по форме, и по содержанию от общего музыкального вектора, который сейчас существует. И это первый в истории существования нашего коллектива именно альбом, а не сборник песен.

– Перед интервью я послушал записи из студии у вас на сайте и встретил там весьма нехарактерные для вашего творчества технические сэмплы и компьютерный бит...

– Да, это достаточно нестандартная ситуация для наших живых выступлений и записи альбома. Обычно мы используем живые барабаны и перкуссию, а здесь у нас только электронная ритмическая составляющая с небольшим вкраплением живой перкуссии в виде шейкера. Всё остальное программинг. И на живых концертах мы работаем под плейбэк. Это не секрет, и многие коллективы так сейчас делают. Как раз в плейбэке звучит ритмическая поддержка, которая держит каркас и цементирует наше звучание. Такие нестандартные и сложные пульсации для скрипичных партий вообще нетипичны. Это что-то уже джаз-роковое и танцевальное с элементами классики.

В Екатеринбург группа "Сурганова и оркестр" приехала вместе с Марией Савкиной, которая написала все аранжировки для нового альбома. В одном из интервью Сурганова рассказывала, что познакомилась с Марией в Санкт-Петербургском метро.

– Мария, вопрос вам как автору музыки. Этот бит здесь оказался, чтобы как-то осовременить звучание?

– Ритмическая составляющая осовременивает любую музыку. Можно даже взять классику, подложить на современный ритм, и это будет слушаться и восприниматься большим количеством людей. Мы привыкли отстукивать себе ритм жизни, потому что наша жизнь очень динамична. Ещё древние племена танцевали под бит. Музыка изначально была ритмическая. Пульсация – это основа. Это как биение сердца. Но в своих вкусовых предпочтениях можно держаться исключительно на этом, а можно идти дальше. Ведь после первородной ритмической музыки появилась другая… Теперь мы отчасти обратно возвращаемся. Но я надеюсь, что мы совсем до конца, до "туц-туц-туц", не спустимся.

– В таком случае, эту программу вы бы скорее назвали камерной или стадионной?

– Не могу сказать, что это стадионная программа. Хотя при определённом оснащении, с элементами шоу и живым барабаном – вполне себе стадионная история. Мы об этом думаем, и на наших живых концертах в Москве и Санкт-Петербурге уже будут барабанные установки.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU 
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления