— Я человек, у которого есть определенный кредит доверия с точки зрения юмора. Как мне недавно сказали на радио, когда я последний раз приходил: «Вы человек, которого всенародно любят». Я вроде как человек, в котором каждый находит что-то близкое себе, глядя на меня на сцене... — говорит Роман Постовалов, артист и участник шоу «Уральские пельмени».
Комик, актер, ведущий мероприятий и музыкант переехал в Екатеринбург еще в студенчестве. Он служил в институте МВД и планировал стать следователем. Однако вскоре Роман сложил с себя погоны и ушел в творчество. Сегодня он продолжает покорять сердца телезрителей.
Роман Постовалов пришел в гости в редакцию E1.RU и рассказал о своей недолгой службе, «запретном» юморе, а также прокомментировал слухи о своем уходе из «Уральских пельменей».
— Вы окончили юридический институт МВД России, даже дослужились до старшего лейтенанта. Неужели видели себя в профессии следователя?
— Отчасти. Я же из Кургана, поэтому как-то было желание поступить в Екатеринбург куда-нибудь, но и почему бы не в институт МВД? Да и ведомственный вуз — это всегда работа по окончании учебы тебе обеспечена. Скажем так, если всем студентам платили стипендию 300 рублей в тот момент, то мы уже получали маленькую зарплату. В итоге где-то 1800 рублей выходило ежемесячно.
— Семья повлияла на выбор профессии?
— Мы как-то сели и подумали: «Ну а куда?» Так получилось, что у меня дядя по маминой линии работал в милиции и дядя по папиной линии тоже. Поэтому так решили.
— Вскоре вы все-таки ушли в юмор. Как это произошло?
— Еще со школьных времен получилось так, что меня в творчество затянуло. Потом уже, когда служил курсантом, участвовал в институтской самодеятельности. Я пел на днях милиции. И команду КВН мы создали на первом курсе, и как-то эта кавээновская волна юмористическая меня затянула.
Потом после вуза я должен был вернуться на работу в Курган (собственно, в следствие), но руководство вуза предложило мне остаться в Екатеринбурге, в институте, возглавить творческую деятельность, на что я согласился. Это то, чем хотелось в тот момент заниматься. Потом нас не отпустили на съемки на ТНТ, и я понял, что сцена и погоны несовместимы. Тогда я решил уволиться из МВД.
— Но опыт пригодился? Как база для юмористических сюжетов, например?
— Ну, за время обучения случалось смешное, но брать это за сюжеты трудно, так как есть специфика, из-за которой человеку так смешно не будет. Ну а прямо таких историй, связанных с полицией, — нет, потому что я работал в институте МВД. Как таковым полицейским я себя не считаю. Я, как говорится в полиции, «на земле» и не бывал.
— Кстати, знаменитый дуэт — «Эйс Ментура» с Евгением Крюковым. Вы же по профессии следователи. Не обижали ли ваши шутки коллег?
— Мы знаем, про что нельзя шутить, поэтому особо недовольных никогда не было. Обид на шутки никогда не встречал. И, надеюсь, никто их не затаил.
— Что случилось с вашим дуэтом, общаетесь?
— Мы общаемся и периодически даже встречаемся что-то посочинять, поделать. Но как-то коммерчески заниматься творчеством невозможно, так как Женя сотрудник полиции.
— Никогда не обсуждали, почему Евгений все-таки остался в органах, а не ушел в юмор вместе с вами?
— Я когда уходил, говорю: «Женька, давай увольняться». Это его решение, я его не осуждаю. Махнул рукой, рискнул и ушел в творчество. Я когда увольнялся, мой руководитель, заместитель начальника вуза, сказал: «Роман, подумай, МВД — какое-никакое надежное пристанище». Я сказал: «А я не хочу к нему приставать, я хочу уйти в плавание».
— Многие ориентируются на стабильную зарплату, пенсию, которая обеспечит старость. Людей можно понять. Артистам в этом плане легче или сложнее, у вас будет эта самая пенсия?
— У меня ИП, я делаю отчисления. Я на самом деле не видел ни одного хорошо обеспеченного пенсионера у нас в стране. И я как-то для себя понял, что мы на это не рассчитываем. Мы работаем, пока можем, и работаем так, чтобы на пенсии самих себя обеспечивать каким-то образом, либо мы работаем, вкладываем в детей, чтобы тебя обеспечивали дети, например. Так и происходит, давайте честно.
«Те дети, у кого есть возможность, помогают родителям-пенсионерам. Жаль, что есть пенсионеры, которые живут только на пенсию»
— А когда кому-то нужна помощь, эта помощь приходит со всей страны через сборы. Вы и другие участники «Уральских пельменей» занимаетесь благотворительностью?
— Да, но какой именно, никто не любит хвастаться. Это делается не ради хвастовства. Не принято на Урале этим кичиться… Поэтому я не люблю всякие акции типа: «Собираем по рублю с гамбургера, отправляем голодным детям». Собирайте да отправляйте, зачем об этом трубить? Если использовать благотворительность ради пиара, тогда это не благотворительность — это пиар.
— На Урале не принято кичиться добрыми делами. А что еще, по-вашему, в крови у настоящих уральцев?
— У нас здесь люди честнее. Может быть, мы и хмурые, потому что у нас такая погода: позавчера +21, а вчера -6. Хочешь не хочешь — захмуришься. Сибиряки — они такие добряки, а мы, уральцы, сдержанные в эмоциях. Может, поэтому у нас люди всегда открыты к юмору, потому что это один из способов выплеснуть эмоции.
— Про «Уральские пельмени». Больше восьми лет вы проработали на телеканале ТНТ, чем коллектив вас переманил?
— В последние годы работы на ТНТ я уже входил в авторскую группу «Уральских пельменей». То есть условно приезжал писать. Потом, когда «Убойная лига» перестала существовать, я в регулярном режиме стал автором «Уральских пельменей». Потом ребята поняли, что я имею хороший опыт на телевидении, и пригласили меня сниматься на сцене.
— В 2016 году «Уральские пельмени» устроили вам боевое крещение на сцене: вы были недовольным подставным актером в зале. Как это было, всех напугали?
— Я выходил из зала, начинал кричать: «Не смешно! Это что такое!» Я залезал на сцену, говорил: «Кто автор?» А одним из авторов был как раз я. Это скорее для зала было боевое крещение, что я так появился.
— Как вас приняли в коллективе и как восприняла публика?
— Очевидно, коллектив хорошо, раз пригласили. Публика поначалу настороженно, но, по моим ощущениям, я достаточно быстро полюбился. И приятно, когда меня хорошими аплодисментами встречают. Ты выходишь и понимаешь, что для людей ты стал неотъемлемой частью «Уральских пельменей».
— Чем вы больше занимаетесь в «Пельменях» — пишете тексты или выступаете на сцене?
— Мы работаем своей маленькой авторской группой под руководством Сергея Ершова. Это не единственная его авторская группа, но одна из. У нас такая замкнутая экосистема. Мы рождаем свои номера, с моими образами. Например, есть номера, в которых я в главной роли, и это очень прикольная, удобная вещь. Когда мы были просто авторами, ты видишь это в определенном виде, а ребята воплощают это по-другому и иногда не так, как ты думал. Ты им после номера говоришь: «Парни, нужно было не так сделать, вы не так сказали». Сейчас группа имеет отличную возможность воплощать придуманное.
— Недавно начали ходить слухи, что вы собираетесь уходить из «Уральских пельменей»...
— Пока никуда я не собираюсь, мне нравится эта работа. В Екатеринбурге зрители меня видят, в съемках я участвую. Просто, к моему сожалению и сожалению зрителей, на гастролях меня не будет на сцене.
— И все-таки почему вас нельзя увидеть на сцене в других городах? Например, не так давно коллектив устраивал тур в Казахстане, Ташкенте, Дубае.
— Это внутренняя кухня. «Уральские пельмени» — большая организация, где есть свои правила и способы решения вопросов. Этот вопрос решили так. Меня нет в гастрольном составе, но я с удовольствием снимаюсь и выступаю на концертах в Екатеринбурге.
— Вам обидно, что вы не гастролируете?
— Мне есть чем заняться. Я гастролирую с другим проектом и снимаюсь много. Пока я ездил с «Уральскими пельменями», ребята — Денис Тарасов и Елена Гордеева — написали прекрасную пьесу, по которой сейчас существует этот спектакль «Ни дать, ни зять!», который необычайно плотен по юмору для театральной антрепризы.
«Когда все актеры, продюсеры читали материал, они говорили: "Мы такого хорошего материала не читали не знаем даже сколько лет"»
Я сам не хожу на комедийные антрепризы, потому что мне скучно. Но здесь мы сумели объединить театр и юмор, и 15 апреля покажем его в Екатеринбурге (интервью выходит в день премьеры. — Прим. ред.).
— Этот спектакль подойдет для всех возрастов?
— Абсолютно. Я всегда говорю: берите с собой детей, тещ, родителей и приходите. Каждый, может, узнает себя или найдет решение в конфликтной ситуации.
Мой герой в этом спектакле — некий собирательный образ зятя. Он романтик, который придумывает определенный план: как подальше уехать от тещи, чтобы она к нему не лезла. Будет даже чуть-чуть драмы, есть места, где люди плачут. Мы недавно были в туре по России: Саратов, Самара, Нижний Новгород, Кострома, Владимир, Иваново.
«Приятно, что люди стоя аплодируют в конце спектакля. Здесь эмоционально заряжаешься. Кто-то говорит, что очень неожиданно»
— Заметила, что в шоу вы нередко играете чем-то недовольного мужа. А в реальности как? Вы уже долго с женой вместе?
— Это вам надо интервью у моей жены брать. Мы вместе 18 лет. Наверное, я, как и все люди, думаю о себе лучше, чем есть на самом деле. Брак — это не только хорошее, но и система компромиссов и взаимного недовольства. Надеюсь, что я хороший муж.
— Жена любит ваши шутки?
— Она у меня человек, обладающий хорошим чувством юмора. Более того, она иногда мне их подкидывает. Любит и оценивает.
— Раз уж говорим о юморе. О чём сегодня можно и нельзя шутить?
— Я стараюсь шутить о том, что ближе всего людям. А что, как не быт, ближе всего? Такой бытовой юмор — он ведь актуален всегда. Все проблемы бытовые во все времена одинаковые. Предметы могут называться по-разному, а связанные с ними проблемы всегда одни и те же. Такой юмор смешон вне времени, как Гайдай. Это юмор про отношения и жизнь.
— А что насчет цензуры?
— Да как у всех. Например, если люди хотят политики, включите телевизор — вот вам политика. Люди ведь приходят посмеяться, отдохнуть. Бывает, иногда шутки исчезают не из-за цензуры, а потому что стали неактуальны.
— В интервью Ксения Корнева рассказала нам, что дедовщины у вас в «Пельменях» нет. Вы что об этом думаете? Есть кто-то, кто у вас любит покричать?
— Дима Брекоткин любит покричать. Просто потому что эмоциональный человек. Вот такой: «Ты что, не понимаешь!» Не то что отругать, но эмоционировать в определенный момент Дима может.
— Вы все такие разные. Как уживаетесь?
— Стараемся реже пересекаться. Бывает, когда у меня на спектакле люди подходят: «А где Слава Мясников?» Я говорю: «Я ж откуда знаю?» Мы не живем в одном доме всеми семьями, мы просто на данный момент творческое объединение людей, у которых своя жизнь. Раз в месяц на десять дней они собираются, создают продукт и воплощают его.
«Мы не то что дружная семейка: в одном автобусе едем, а дети ходят в одну школу. Мы коллеги»
Возможно, во времена КВН ребята были более близки, но все взрослеют, все меняются и в спокойном режиме работают.
— До вашего прихода в команду «Пельмени» были для вас кумирами?
— Для кого на Урале, кто занимался или занимается юмором, «Пельмени» не мэтры и не кумиры? Конечно же, да. Хотя сейчас я уже достиг уровня, когда мы с ними на равных, а то уже и я могу им что-то подсказать, как лучше сделать. Другое дело — готовы ли ребята это воспринимать.
— А вне коллектива на кого вы равняетесь?
— Я очень сильно жалею и расстраиваюсь, что не успел попасть на концерт к Михаилу Жванецкому. Это мэтр в определенном направлении юмора.
— По вашему мнению, Евгений Гришковец продолжает его формат?
— Не совсем. Ранний Гришковец мне нравился больше, чем сейчас. Это было менее нудно.
— А «Уральские пельмени» остаются востребованными и тогда, и сейчас. В чём секрет молодости?
— Ну не такие уж мы и молодые, но просто уже стали многим родными, взрослеем вместе. А свежесть вносят авторские группы, которые создают материал. Там ребята помоложе, ну и сами «Пельмени», конечно, неугомонные.
— Как это всё успевать — загадка: у вас теперь и «Пельмени», и спектакль. А с музыкальной карьерой что? Последний клип на YouTube вы выставляли год назад.
— Мы же с ребятами решили сделать этот проект во время пандемии, когда ничего не происходило, все как будто замерли. А мы люди творческие, что-то нужно делать. Мы сами написали текст, ребята, местные музыканты, написали трек, другой написал Андрей Алексин. Все что-то хотели делать, чуть ли не на свои деньги. Например, сервис такси пошел нам навстречу. Мы придумали, что Ромчик будет таксистом, позвонили в сервис и сказали: «Дайте нам такси, чтобы оно выглядело как такси». Они: «Да пожалуйста!»
«Это тоже Урал. В Москве ты никогда не договоришься, никогда не подойдешь к гаишникам и их не попросишь, чтобы они проехали с мигалками для клипа»
Урал — семейность. В Москве — «перечисляйте деньги, сделаем». Даже в «Пельменях» на концерте бывает, когда нужны актеры. Все приходят с удовольствием за бесплатно, помогают выступить, или если какую-то штуку тебе нужно особенную найти — не жалко.
— Вам всего этого хватает, чтобы чувствовать себя на своем месте и с уверенностью говорить: «Я счастливый человек»?
— Да, счастье есть. И одна из главных задач — чтобы его никто не забрал и оно никуда не делось.
Ранее Роман Постовалов рассказывал E1.RU, зачем он начал петь в стиле Артура Пирожкова. Мы также писали, как «Уральские пельмени» отправились на гастроли в Эмираты и Казахстан. Почитайте, кто еще из знаменитостей давал концерты в Дубае.
Попробуйте угадать, кто из звезд родился в Свердловской области. Далеко не все знаменитости, которых мы считаем своими, действительно наши земляки.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!