E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +5

1 м/c,

с-з.

743мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Культура Кино на выходных мнение «Хотелось кричать: где тот пузатый Бегемот?!» Чего не хватило скандальному фильму «Мастер и Маргарита»

«Хотелось кричать: где тот пузатый Бегемот?!» Чего не хватило скандальному фильму «Мастер и Маргарита»

Корреспондент E1.RU честно поделилась своим мнением после просмотра

Рассказываем, чем понравился (и не понравился) нашумевший фильм «Мастер и Маргарита»

Заметили, что в последнее время стало модно экранизировать лучшие книги русской классики? Например, скоро мы увидим фильмы «Онегин» (6+) и «Декабрь» (18+), рассказывающий о последних днях Есенина, а еще сериал «Преступление и наказание» (18+) и многие другие картины. Но до сих пор не утихает обсуждение «Мастера и Маргариты» (18+) — фантастического блокбастера по мотивам главного романа Михаила Булгакова. На создание этого фильма ушло более 1,2 миллиарда рублей.

Если вы вдруг не в курсе, о чем пойдет речь в тексте, — посмотрите трейлер

Пролог

На связи культурный обозреватель E1.RU Дарья Костомина. Иногда я делаю для вас киноподборки и пишу рецензии на фильмы или сериалы. Буду честна: я очень давно не была в кино. Смотреть сегодня, к сожалению, совсем нечего. Последний раз ходила глянуть комедию «Елки-10» (12+) — и то лишь чтобы написать отзыв. Тогда было ощущение, что из-за отсутствия зрителей кинотеатры скоро обанкротятся. Но вот она, большая новинка, дождались! Ажиотаж вокруг «Мастера и Маргариты» был такой, что под конец сеанса в зале дышать было нечем.

Сегодня в интернете можно найти огромное количество рецензий на скандальную премьеру Михаила Локшина. Мне тоже есть о чем рассказать после просмотра. Объясняю, почему по новой киноверсии романа не стоит готовиться к уроку литературы и почему лучше поторопиться, чтобы ее увидеть (осторожно: в тексте есть спойлеры).

Экранная пара Евгения Цыганова и Юлии Снигирь

Глава 1. «Мастеру и Маргарите» чего-то не хватает?

Расцветающая Москва, 1930-е годы (куда ни посмотришь, кругом стройки, причем некоторые — из альтернативной истории). Известный писатель оказывается в центре литературного скандала. Его спектакль по пьесе «Пилат» запрещают, а коллеги избегают встреч. Тогда он знакомится с Маргаритой, которая становится его музой. Благодаря ее поддержке Мастер берется за новый роман, в котором персонажи — это люди из его окружения, а главный герой — загадочный Воланд. Постепенно писатель перестает замечать, как вымысел и реальность сплетаются в одно целое.

Вот вам очень краткое и примитивное содержание «Мастера и Маргариты». Вроде бы классно: сходил в кино и написал школьное сочинение на пятерку! Но не тут-то было. Сразу нужно сказать, что в фильме нет дословного пересказа, как, например, в сериале 2005 года, который смело можно использовать в качестве аудиокниги. Если вы хотите удивить учительницу — лучше посмотрите новую экранизацию. Главы в ней встали в новом порядке. Вообще, нужно учесть: тому, кто не читал произведение (или не смотрел сериал), будет непросто воспринимать всё происходящее. Но об этом чуть позже.

Изначально фильм хотели назвать «Воланд», но одумались

Многие из моего окружения успели посмотреть фильм. «Вау, я в восторге, понравилось и то и это!» — сначала говорили они. А потом звучало то самое «но». У всех это «но» было совершенно разным. Кому-то не хватило кота Бегемота, кого-то возмутил стиль американского блокбастера, кто-то заметил нестыковки в цитатах, и так далее. Предлагаю сначала похвалить, а потом пройтись по тем самым недочетам.

Я не ставлю перед собой цель сравнить кинокартину с романом. Всё же давайте опираться на то, что это художественный фильм — автор может делать всё, что его творческой душе угодно. Но (да, то самое «но») давайте не будем пренебрегать оригиналом — все-таки на это нам намекает и название фильма. В общем, я постараюсь соблюсти этот баланс.

Глава 2. Актеры

Режиссер Михаил Локшин решил начать экранизацию практически с конца — с ведьмы, которая пришла мстить критику Латунскому. Молоток, летающие обломки пианино, громкий жуткий смех. Настроение — с первых секунд. Я сразу обратила внимание на изумительную работу оператора — просто отпад! Видно, что каждый кадр продуман до мелочей. И это главное: в первую очередь мы приходим в кино, чтобы получить зрительный оргазм.

Постепенно нам раскрываются актеры. Их игра очень порадовала — безупречный кастинг. Главные герои, Мастер и Маргарита, по-настоящему дополняют друг друга. Это просто новый взгляд на Евгения Цыганова и Юлию Снигирь. Глядя на них, чувствуешь нежность и смущение.

Маргарита кажется гордой, но немного надломленной женщиной. Скромный Мастер встречает ее на первомайской демонстрации с желтыми цветами в руках. Они прогуливаются по вечно строящейся Москве, а позже оказываются в уютном, немного потустороннем домике. Для меня роман Булгакова — в первую очередь про любовь, и, по-моему, в фильме она показана удачно. Понравилось, что постельные сцены не доходят до абсурда.

Цыганов и Снигирь — супруги в реальной жизни

Отдельно хочу выделить Воланда, которого сыграл немецкий актер Аугуст Диль, звезда европейского кино. В фильме артист сильно выделяется среди остальных: возникает ощущение чего-то чужого, пугающего и притягивающего одновременно. Диль свободно владеет несколькими языками, но не русским. В кадре он говорил на немецком, а уже после озвучивал на русском свои реплики.

Было здорово наблюдать трансформацию героя из туриста в Сатану, но хотелось увидеть еще больше огня в его глазах, какой-то злобы, что ли. Это же дьявол, который специально решил наведаться в Советский Союз и навести суету!

Понравилось, как Юрий Колокольников сыграл Коровьева. Это что-то новенькое: постоянно орущий и сумасшедший. Даже немного раздражало — что, кстати, в этом случае совсем неплохо.

Аугуст Диль в роли Воланда
Юрий Колокольников сыграл Коровьева

Глава 3. «Мастер и Маргарита» — про любовь или про политику?

Вернусь к мысли, которую я излагала чуть выше: тем, кто не читал роман, будет сложно воспринимать всё происходящее. У создателей, по моему мнению, получился этакий винегрет. Образ Мастера в фильме расширяется. В нем мы также видим и страдающего Михаила Булгакова. Если коротко, то новый Мастер начинает писать роман про Мастера, который пишет поэму про Понтия Пилата (да-да, дайте себе минутку осознать). Герой не понимает, что из этого реальность, а что — вымысел.

Я тоже иногда ловила себя на том, что начинаю терять линию повествования. Пока пыталась сложить в голове пазл — тут же появлялись новые детали. В конце даже потянуло в сон от напряжения. Можно только представить, какую сложную задачу поставил перед собой режиссер: саму книгу можно прочесть за день, а фильм идет два с половиной часа. Разница наглядная.

Понтий Пилат — центральный персонаж ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». Создатели фильма не стали акцентировать внимание на этой линии, а на первый план вынесли непоколебимую советскую власть. И вроде бы здесь можно было добавить капельку юмора (у Булгакова его было очень много), но со зрителем решили поговорить на серьезных щах: «За то, что вчера было можно, а сегодня нельзя» (цитата из фильма). Связано ли это с биографией режиссера Локшина или с его политическими взглядами, я не знаю и раздувать здесь это не хочу — мы все-таки говорим о фильме.

На протяжении всей кинокартины нам как бы предлагают посмотреть на показательную порку Мастера за то, что тот пошел против системы. Кто-то здесь может найти отсылки к современности, и для одних они оскорбляют нынешнюю действительность, а для других становятся новой пищей для размышлений. Это стало еще одним поводом для медийного скандала, из-за которого фильм запросто могут снять с проката или — еще хуже — запретить.

Склизкого Латунского сыграл Дмитрий Лысенков

Сдается мне, режиссер уж точно не пытался плюнуть в лицо власти. Этот фильм — не погружение в эпоху, а откровенный диалог со зрителями, которые, в свою очередь, при желании могут обратить внимание на существующие проблемы.

Политический подтекст, безусловно, присутствует, но такие эпизоды, как вечеринка у Лиходеева, поджог Москвы и жадная давка из-за фальшивых денег, не выглядят провокационно. Люди, как известно, обожают додумывать многое сами. Несмотря на всё это, картина «Мастер и Маргарита» уже собрала в прокате больше миллиарда рублей — значит, рукописи и правда не горят.

Как мы знаем от Воланда, рукописи не горят

Глава 4. Весь фильм хотелось кричать: «Где тот пузатый Бегемот?!»

Чем еще эта фантазийная драма могла оттолкнуть? Например, огромным количеством «американских» спецэффектов и отсутствием реальной Москвы. Соглашусь, в фильме очень много зрелищных сцен, больше характерных для блокбастера, но разве не этого современному зрителю хочется сегодня? Здесь, как по мне, всё на вкус и цвет. Меня лично это совершенно не смутило.

Но что меня разочаровало больше всего, так это кот. Он мог стать звездой этой картины, но персонажа было так мало! Весь фильм хотелось кричать: «Где тот пузатый Бегемот?!» Я так и не услышала его коронных фразочек, как, например: «Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта».

Признайтесь, вы только что прочитали это с мяу-аристократической интонацией!

Историю пушистой звезды читайте в этом материале

Нового персонажа есть с кем сравнить: в старом сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко пушистого чертенка сыграл маленький актер Вано Миранян. Посмотрите отрывок, если вдруг забыли или совсем не видели.

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус...»

Просто умора. Это же любимый шут Воланда! В фильме кот — это просто кот, классный мейн-кун, которого хотелось погладить до того момента, когда он заговорил зловещим голосом, взялся за пистолет и поджег квартиру. В новой экранизации мне запомнилась только эта его фраза (одна из немногих): «Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» И то она была сказана не целиком.

Да, конечно, в XXI веке человек в костюме выглядел бы довольно нелепо. Понятно, что кота Кешу (реальное имя пушистого актера) заставили заговорить и поставили на задние лапы с помощью компьютерной графики. Почему Бегемота так нагло вырезали — остается только догадываться. Возможно, из-за ограничений бюджета.

Эпилог

Радует, что фильм вызвал бурную реакцию. Наконец-то именно искусство (а не негативные события) взбудоражило и оживило наше общество. «Мастер и Маргарита» — это тот фильм, который вызывает эмоции. Да, если вы после просмотра вышли из зала с некоторым возмущением, это тоже считается.

Возможно, когда-нибудь «Мастера и Маргариту» еще найдет свой режиссер. Я же пока просто скажу: «Мне понравилось, но…»

Будете смотреть фильм «Мастер и Маргарита»?

Да, интересно
Нет
Смотрел (-а), понравилось
Смотрел (-а), не понравилось
Расскажу о своих впечатлениях в комментариях

Что бы такого посмотреть в выходные? Отвечаем на этот извечный вопрос в нашей постоянной рубрике.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления