E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -5

2 м/c,

ю-з.

733мм 74%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Экономика подробности По следам Якоба: инвестиции упали, зарплаты выросли, а долг горожан по ЖКХ перевалил за 3 миллиарда

По следам Якоба: инвестиции упали, зарплаты выросли, а долг горожан по ЖКХ перевалил за 3 миллиарда

E1.RU перечитывает отчёт главы администрации о том, как Екатеринбург прожил 2013 год.

Александр Якоб занимает должность главы администрации Екатеринбурга вот уже три с половиной года.

На минувшей неделе глава администрации города Екатеринбурга Александр Якоб выступил перед депутатами с традиционным ежегодным отчётом о результатах деятельности мэрии в 2013 году, а если проще - о том, чем и как жил Екатеринбург в прошедшие 12 месяцев.

К докладу прилагался 200-страничный пакет документов с цифрами, графиками и отчётами, которые к этому выступлению судорожно готовили и сдавали все отделы администрации. Депутаты после отчёта устроили облегчённую версию споров о родном городе, однако доклад приняли.

Речь Александра Якоба была пронизана скрытыми и явными противопоставлениями Екатеринбурга Свердловской области, а заканчивалась словами о том, что "все службы городской власти обеспечивают стабильную работу городского хозяйства и формируют безопасную, комфортную среду для всех жителей нашего любимого города". Всё должно было как бы склонять слушателей к мысли: область без Екатеринбурга не выживет никогда.

Основной посыл доклада: рост экономики Екатеринбурга оказался куда более скромным, чем в прошлые периоды, но благодаря тому, что "Екатеринбург сегодня - это многофункциональный центр, экономика города довольно устойчива к ухудшению внешних факторов".

E1.RU решил внимательно перечитать речь главы администрации на 45 страницах и подчеркнуть наиболее важные, показательные и критичные цифры и факты из жизни Екатеринбурга за 2013 год.

Одной из основных цифр доклада, которая с большим успехом разошлась в средствах массовой информации, стала средняя зарплата жителей Екатеринбурга - более 37 тысяч рублей. Эту цифру подтверждают и данные Свердловскстата. Однако стоит отметить, что во всех отчётах речь идёт о "номинальной среднемесячной заработной плате", которая, по своей сути, имеет мало общего с реальной жизнью и скорее является индексом, который используется в прогнозах и отчётах. Более важным показателем является "реальная начисленная заработная плата", которая высчитывается совершенно по-другому и выглядит совсем иначе. Так, к примеру, эксперты отмечают, что в целом по России в апреле темпы роста реальных зарплат упали с 3,1% до 0,8%, при этом ещё недавно эта цифра превышала 5%.

Сюда же стоит добавить и другую цифру из доклада. В качестве примера привлекательности Екатеринбурга для учёбы и работы Александр Якоб отметил, что "более половины (53%) пенсионеров по возрасту сегодня продолжают свою трудовую деятельность". Однако, мы бы добавили сюда, что средняя пенсия в России по данным на апрель 2014 года - 11 600 рублей, а прожиточный минимум, установленный на II квартал 2014 года - 7 317 рублей. Ну и, наконец, ещё из доклада в подтверждение общероссийского тренда: в конце 2013 года уровень безработицы в Екатеринбурге стал самым низким за последние 20 лет и составил 0,47%.

В мэрии особо подчёркивают, что рост реальных доходов населения (3,3%) привёл к росту потребления, и далее, что "Екатеринбург формирует товарооборот Свердловской области более чем на 70%". С этим, конечно, не поспоришь в силу объективных причин: региональные центры традиционно являются более привлекательными для бизнеса с точки зрения логистики и других важных показателей.

Розничный товарооборот (выручка от продажи населению потребительских товаров для личного потребления) в Екатеринбурге растёт ежегодно, что, конечно, не может не радовать. Потребление вообще в течение последних 12 месяцев, по мнению многих экспертов, является почти единственным параметром в экономике страны, показывающим рост. Главенствующим фактором в этой ситуации является индексация социальных выплат и зарплат в госсекторе, через которые государство и поддерживает потребительский спрос.

Что касается прочих секторов экономики города, то здесь Александр Якоб озвучил, что "объём инвестиций в 2013 году сократился более чем на 20% и составил 104,9 миллиарда рублей". При этом особо глава администрации выделил, что один из факторов замедления - ситуация с неопределённостью по неразграниченным землям, в которой чиновники мэрии открыто неоднократно обвиняли областные власти. Это, видимо, можно понимать, как очередной подкол, хотя в масштабах замедления всей российской экономики эта ситуация - еле заметная точка на карте.

В 2013 году Екатеринбург сохранил лидирующие позиции в стране по вводу коммерческой недвижимости: было запущено 5 крупных торговых центров, самый большой из которых - долгострой "Свердловск". Там, однако, большинство площадей по-прежнему пустуют.

На тысячу жителей Екатеринбурга приходится по 1200 квадратных метров коммерческих площадей. Это один из самых высоких показателей в стране. Нельзя не сказать, что к этим цифрам в текущем году прибавилась четвёртая очередь "Гринвича" и добавится последняя пятая очередь. Новые торгово-развлекательные центры однозначно становятся источником новых рабочих мест и активными налогоплательщиками, но вопрос их заполняемости сегодня стоит для города достаточно остро. Не менее активно в городе вводятся гостиницы и бизнес-центры: по итогам года в Екатеринбурге располагается 83 деловых центра и 109 отелей, и развитие в этом секторе продолжается. Сеть Hyatt, к примеру, уже в ближайшем будущем может обзавестись в Екатеринбурге новыми площадями в башне "Исеть". Именно это на днях Евгений Куйвашев обсуждал с председателем совета директоров Hyatt Томасом Прицкером.

Одна из важнейших социально-экономических проблем Екатеринбурга - продолжающийся рост задолженности населения за услуги ЖКХ. Цифра по 2013 году приблизилась к 3 миллиардам рублей.

Жители Екатеринбурга задолжали ресурсоснабжающим компаниям по итогам 2013 года почти 3 миллиарда рублей. Важнейшая проблема, которая всплывает в информационной повестке стабильно раз в неделю, но решения по-прежнему нет. Дисциплина плательщиков только ухудшается, а работающих инструментов влияния практически нет. Как-то так повелось, что ресурсоснабжающие компании в меньшей степени воспринимаются населением как бизнес и в большей - как неотъемлемая социальная функция, которая "всё равно никуда не денется".

Чиновники мэрии совершенно справедливо в докладе отмечают, что "к росту задолженности за услуги ЖКХ ведёт отсутствие установленных гражданским законодательством эффективных внесудебных способов взыскания долгов с граждан, возможности переселения должников в жилые помещения меньшей площади". По отношению к 2012 году, долги по ЖКХ за прошедшие 12 месяцев увеличились, по данным мэрии, на 2%. На дисциплину горожан, судя по всему, у предприятий надежды уже нет. Остаётся ждать законодательных инициатив по внесению корректив в существующие законы.

Объём пассажирских перевозок, которые осуществляет муниципальный транспорт, по данным администрации Екатеринбурга, за прошедшие 10 лет просто рухнул. Коммерческие компании, со всеми сложностями существования, даже показывают небольшой рост.

Проблема общественного транспорта в Екатеринбурге - одна из самых ярких, заметных и эмоциональных. Проблема, которая у граждан чаще всего скатывается до национального вопроса и взаимных оскорблений, а у муниципальных служащих, как обычно, впрочем, - до вопросов к областной власти. Транспортники постоянно заявляют о нехватке бюджетов, которая в итоге выливается в старый парк и низкие зарплаты персонала. Повисший в воздухе вопрос: сегодня стоимость проезда составляет 23 рубля, но расчёты и схемы, которые приводят некоторые участники рынка, говорят о том, что и 50 рублей будет вполне адекватной ценой. Без политики и здесь не обошлось: губернатор не устоял и заявил, что не допустит повышения стоимости почти в два раза.

Есть, конечно, и позитивные моменты в истории про транспорт: объём пользования Е-картой вырос на 11%, а это хороший стимул развивать перспективный проект многофункционального городского платёжного инструмента. Есть здесь только одно "но". Многие эксперты неоднократно заявляли, что транспортный рынок будет экономически эффективен, когда из него уйдут муниципальные предприятия. Удачный пример - Пермь. Муниципальный там только электротранспорт - трамваи и троллейбусы. Все остальные 86 автобусных маршрутов - коммерческие. Стоимость проезда - 14 рублей. Однако в Екатеринбурге, судя по всему, пока пересматривать конфигурацию муниципалов и коммерсантов не собираются. "Соотношение объёмов перевозок муниципального и коммерческого транспорта сохранено на оптимальном уровне с точки зрения надёжности и регулярности перевозок", отметил в докладе Александр Якоб.

Несмотря на то, что доклад Александра Якоба поддержало большинство депутатов (20 человек), восемь всё-таки проголосовали против. Претензии у депутатов были и к формулировкам, и к цифрам, и к некорректным сравнениям, и к замалчиванию некоторых данных. Наиболее ярко критиковал результаты работы администрации соратник Евгения Ройзмана Константин Киселёв, который многие цифры называл "неубедительными". А вот другой участник "Гражданской платформы" и тоже соратник Ройзмана и Киселёва Дмитрий Головин, наоборот, поднял карточку "за", объяснив своё решение тем, что он понимает, "что администрация города делает всё, что в её силах, работает на пределе". При этом против проголосовал, например, депутат-единоросс Александр Косинцев, который отметил, что студенты пишут более логичные рефераты, чем доклад Якоба.

Наивно, наверное, рассчитывать на что-то большее, но весьма печально наблюдать, как практически любой вопрос, касающийся жизни города, бизнеса и развития экономики, попадая на публичные мероприятия, бесповоротно и без вариантов политизируется в привычной и надоевшей всем модели "город против области". К слову сказать, несмотря на заявления некоторых депутатов о том, что позиции главы администрации стали не так крепки, как раньше, по данным опроса, который мы провели на официальной странице E1.RU в социальных сетях, 82% наших читателей узнали в мужчине на фотографии Александра Якоба. Ещё около года назад подавляющее большинство горожан не могли отличить Евгения Порунова от Александра Якоба.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления