Знакомьтесь, Сергей Карякин и Антон Власюк - герои нашего времени, настоящие гонщики ралли в классе "WRC Academy", а в обычной жизни студенты Уральского федерального университета. Ребятам удается совмещать студенческую жизнь и представлять Россию и родной университет на престижнейшем чемпионате мира по ралли. Вот что значит жить по-настоящему "быстро". О том, как нашим героям удается все успевать и как их "занесло" в большие гонки, рассказал JustMedia.Ru.
Чемпионат мира по ралли (World Rally Championship), в котором выступают наши герои, по уровню организации и важности сравним, наверное, только со знаменитой "Формулой-1". Представлять свою страну на таких соревнованиях - большая честь и ответственность. В отличие от классических гонок, участники в WRC не соревнуются непосредственно друг с другом. Автомобили выпускаются на трассу с интервалом в две-четыре минуты. Главный определяющий фактор победы - время. Водитель, потративший наименьшее количество времени при прохождении спецучастков, является победителем.
Самый главный член команды - это пилот Сергей Карякин. Именно он выжимает из своего "боевого железного коня" мощь и скорость. А направляет его штурман Антон Власюк. "Железный конь" в данном случае - переднеприводный Ford Fiesta R2, на котором выступает уральский экипаж.
На сегодня завершилось уже два этапа гонки, следующий этап, куда отправятся ребята, состоится в Финляндии.
"Рожденные для ралли"
А начиналось все с малого, как и любая мечта.
Наши гонщики со знаменитым норвежским гонщиком, звездой и чемпионом WRC Питером Солбергом. "Мы гоняли на "квадратах" и стали чемпионами России. Мне захотелось чего-то большего, и я вспомнил свою детскую мечту. И понял, что рожден для ралли", - рассказывает пилот Сергей Карякин.
"Квадратами" ребята называют квадроциклы, которыми они овладели в совершенстве. Он и Антон в 2010 году стали не только чемпионами Урала, но и все России. Как признался Сергей, для нашей страны это "потолок", ведь расти в плане отечественных гонок на квадроциклах уже было некуда. И Сергей вместе со своим другом Антоном решили "завоевать мир" уже в другом виде спорта - ралли.
Помогает ребятам их духовный наставник и тренер, известный гонщик, чемпион Эстонии Александр Доросинский.
И у ребят уже есть первые результаты. Одно из значимых достижений, которое называет Сергей Карякин, - это 7-е место на этапе в Швеции в категории PWRC, где уральский пилот был признан быстрейшим и выиграл кубок "Субару". Стоит отметить. Что на данный момент Сергей проехал всего пять гонок, две из которых - гравийные (т.е. покрытие, по которому передвегаются машины на спецучастках - гравий.)
"Ралли - это гонка "психологии"
В гонках такого уровня главную роль играет человеческий фактор. "Главное - человеческий фактор. В нашем классе все машины идеально идентичны и, естественно, не разрешается никаких доработок", - говорит Сергей.
Если каждая деталь машины строго регламентирована, то полагаться приходится только на свои качества и профессионализм. "Мы проходим длительную подготовку перед каждым этапом. Сюда входит правильное питание, физическая подготовка, так как все эти факторы очень важны для гонки", - продолжает гонщик.
Но главное, со слов Сергея Карякина, для победы надо "войти в кураж". "Потому что ралли - это гонка "психологии". Если не войти в кураж, результата не достичь", - признается Сергей.
Экипаж преодолевает за этап (одна гонка, длиной в два-три дня) более 2500 км, из которых 400 км "боевых". "Боевыми" называются спецучастки - отрезки трассы, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое хорошее время. В ралли таких участков более 20, на прохождение которых дается ровно три дня. Между участками проложен маршрут - дорожные секции, в общий зачет времени они не идут. Зачастую передвигаться к спецучасткам экипажам приходится по дорогам общего пользования. Расстояние может быть разное - от 10 км до 100 км и более.
Покрышки стираются за 50 км пути, на гонку уходит до 18 комплектов колес, и только нервы и воля к победе пилотов остаются железными и неисчерпаемыми.
"Штурман - это глаза и уши пилота"
Перед каждым этапом гонщики знакомятся с трассой. Но не просто проезжают ее, а проделывают по настоящему титанический труд: со слов пилота штурман детализирует своими записями особенности дороги. Такие записи называются стенограммой, непосредственно которую он и будет читать пилоту во время гонки. В результате прохождения трассы именно этот нюанс играет ключевую роль.
"По правильно написанной стенограмме пилот может ехать с закрытыми глазами", - рассказывает Сергей Карякин. - "Ведь все зависит от того, как написана стенограмма, каждый пилот ее записывает под себя". Даже здесь гонщики-студенты УрФУ не расстаются с тетрадями и конспектами. Так, чтобы записать один участок, требуется целая тетрадь формата А4 в 80 листов. "Поэтому штурман Антон с собой возит "тонны" бумаги", - шутит Сергей.
Второй "фронт" - учеба в УрФУ
Несмотря на спортивные достижения и престиж соревнования, преподаватели не так уж снисходительны к своим именитым студентам. Поблажек не делают, хотя, как признаются ребята, болеют за них всем сердцем.
- Тяжело. Уезжаем на две или полторы недели, учебу приходится оставлять.
Удивительно, но плотный график соревнований и постоянных тренировок не мешают Сергею и Антону хорошо учиться и быть прилежными студентами. Сергей Карякин постигает науку на теплоэнергетическом факультете УрФУ, а его товарищ Антон Власюк учится на строительном факультете.
На городских дорогах дисциплинированные водители
А вот на обычных дорогах в городе, вне трассы, Сергей и Антон на самом деле образцовые водители. В отличие от городских "лихачей", ребята правил дорожного движения не нарушают, на дороге вежливы и аккуратны. Хотя наши герои при желании дадут фору любому нерадивому водителю. "После гонок успокаиваешься, весь адреналин выходит на соревнованиях", - рассказывает штурман Антон Власюк. - Когда после "боевой" машины садишься в обычную, то чувствуешь себя как-то неуютно и незащищенно".
Это потому, что в "боевой" машине несколько степеней защиты, как в танке. Гоночный автомобиль оборудован прочным каркасом, который защищает экипаж от последствий аварий. А на самих спортсменах надеты защитные шлема и комбенизоны.
У Сергея Карякина, например, последний штраф был в 2009 году за небольшое превышение скорости - 100 рублей. Но в целом, признается пилот, с ГИБДД отношения хорошие.
Про "наши" и "не наши" дороги
Подготовка к ралли начинается задолго до соревнований. За это время надо успеть ознакомиться с трассой и спецучастками и, конечно же, отточить и усовершенствовать свои навыки. Но, как говорится, в России две беды. И "вторая беда" - дороги, что очень некстати для наших гонщиков.
"Чемпионат мира очень сильно отличается от наших чемпионатов. Там совершенно другой масштаб и организация. Всё на высшем уровне. А дороги своей логикой и сложностью отличаются от российских. Местность, не сравнимая с нашей, ведь у нас нет подготовленных трасс, поэтому тренировки приходится проводить за границей", - отмечает Сергей.
Работа или хобби?
На этот вопрос спортсмены ответили сразу. Для них участие в WRC - это работа. Но пока что на начальном этапе больше приходится вкладывать, чем зарабатывать на жизнь.љ "На данном этапе, конечно, без зарплаты", - честно признается Антон Власюк. В планах ребят - выступать за команды мировых автопроизводителей, что несомненно принесет им определенный заработок.
Стоит отметить, что наши герои - всего лишь часть большой команды. В неё, помимо штурмана Антона и пилота Сергея, входят несколько человек: четыре механика, координатор, тренер и видеорепортер.
А вот говоря о поклонницах, ребята скромничают: "Пока мы еще не настолько прославились". За все время интервью, пока Сергей и Антон рассказывали про гонки, мимо ребят прошло несколько десятков девушек-студенток, которые, судя по взглядам, неравнодушны к молодым гонщикам.
Отметим, что экипаж студентов УрФУ уже успел прославиться после очередного этапа, который прошел в Италии, на острове Сардиния. Поводом для ажиотажа стал их прыжок на трамплине Mickys Jump. Автомобиль российской команды совершил впечатлительный "прыжок" на трассе, в результате чего сильно пострадал. Настоящий экстрим.
P.S. На вопрос, какую цель ставят в своей карьере гонщики, ребята без смущения заявили: "Завоевать мир, ну или хотя бы стать чемпионами мира!".