Все новости
Все новости

Школьники из Екатеринбурга создают роботов: зачем, почему и как так вышло

А еще они разрабатывают «реактивные двигатели» и побеждают на всероссийских соревнованиях

Детей от занятий не оторвать

Поделиться

Уже декабрь, а это значит, что скоро начнутся новогодние праздники и развлечения. Можно сходить в театр, в ледовый городок или просто погулять по красивому городу. А можно создать робота. В Центре образовательной робототехники REDLED готовят мастер-классы для детей и взрослых по робототехнике, 3D-моделированию и электронике.

REDLED открылся в сентябре. Здесь ребята на практике применяют правила из математики, физики и информатики, о которых им рассказывают в школе. От занятий их не оторвать. Еще бы, ведь они создают настоящих роботов и заставляют их двигаться! Но дело не только в этом. В REDLED работает сильнейшая команда педагогов, а сам центр оснащен оборудованием и собственной лабораторией.

Центр открылся в сентябре

Центр открылся в сентябре

Поделиться

С открытия центра прошло уже несколько месяцев, и команда подвела промежуточные итоги. Что дает ребенку робототехника? Как на занятиях детям прививают софт-скиллс и учат командной работе? С чем сталкиваются команды на соревнованиях по робототехнике? И как создать робота, если никогда этим не занимался? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью с преподавателями REDLED, тренерами соревновательных команд Павлом Томшиным и Андреем Ермаковым.

— Расскажите, как начался ваш учебный год?

Павел Томшин: Мы обошлись без торжественного разрезания красной ленточки, зато было очень весело. Мы провели три дня мастер-классов: гоняли в робофутбол, проводили экскурсии. Пришло много людей. Кто-то про нас совсем не знал, но были и знакомые лица. Нам и гостям понравилось, поэтому к Новому году сделаем еще мастер-классы.

Преподаватель и тренер центра REDLED Павел Томшин

Преподаватель и тренер центра REDLED Павел Томшин

Поделиться

— В каком возрасте к вам приходят на занятия?

П. Т.: Рано говорить о статистике, но пока что у нас больше ребят 7–12 лет. Ученики постарше тоже занимаются, хотя в этом возрасте у детей уже сформировались интересы и график. Нужна сильная мотивация, чтобы поменять увлечения.

В идеале лучше приходить на робототехнику в 4–5 лет. Малышей мы учим конструированию и базовой механике, программированию без экрана. А в более старшем возрасте ребята начинают изучать высокотехнологичные направления.

Мы начали сотрудничать с крупными компаниями, чтобы познакомить с робототехникой детей их сотрудников. Для этого мы ввели формат подарочных сертификатов на занятия по специальным программам по робототехнике.

Лучше приходить в робототехнику в 4–5 лет

Лучше приходить в робототехнику в 4–5 лет

Поделиться

— А что может замотивировать школьника из старших классов начать заниматься робототехникой?

П. Т.: Сто баллов к ЕГЭ за призовое место на олимпиаде или сертификат БВИ, к примеру. Их дают призерам Всероссийской олимпиады школьников и Национальной технологической олимпиады. Чтобы победить, нужно уметь решать робототехнические задачи олимпиадного уровня, а мы помогаем с подготовкой на каждом этапе: от отборочного тура до финала.

Андрей Ермаков: Мы оживляем сухую теорию. Робототехника состоит в основном из трех школьных предметов: математика, физика и информатика. Вот рассказали ребенку в школе про длину окружности. И зачем она ему в обычной жизни? Он тут же забывает эту информацию.

На нашем уроке задача ребенка — применить эти знания. Так голая теория и абстракция станут для него осязаемой практикой. Он увидит, как его знания заставляют двигаться робота. И у ребенка возникает ощущение, что то, что он проходит в школе, — это важно и нужно.

Андрей Ермаков преподает на образовательных курсах и готовит ребят к соревнованиям

Андрей Ермаков преподает на образовательных курсах и готовит ребят к соревнованиям

Поделиться

Еще робототехника — это хороший заход в программирование. Не у всех сразу получается вникнуть в текстовые языки. В простыне кода сложно понять, где закралась ошибка. В нашем случае алгоритм выполняет робот. И если он сделал что-то не так, то сразу видно, где искать проблему. Кроме того, так дети сразу учатся писать читаемый код, с которым проще работать.

— Как проходят занятия?

П. Т.: Занятия делятся на образовательные и соревновательные. На образовательных курсах занимается большинство ребят. Уроки идут один раз в неделю по заранее намеченному учебному плану с установленными темами. На них мы развиваем у учеников инженерно-техническое мышление и популярные сегодня софт-скиллс. Мы учим мыслить, решать нестандартные задачи, работать в команде.

Раз в полгода мы проводим внутренние соревнования. Это методический инструмент, часть учебного процесса. Так мы проверяем знания, выявляем мотивацию ученика и педагога. А еще отбираем ребят, которые хотят и могут участвовать во внешних соревнованиях. Для них мы создаем спецгруппы по соревновательной подготовке.

На таких роботах ребята отрабатывают робототехнические задачи на занятиях

На таких роботах ребята отрабатывают робототехнические задачи на занятиях

Поделиться

— А как можно научить детей работать в команде на уроках? Ведь каждый сидит за ноутбуком и занят своим делом.

А. Е.: Да, на занятиях каждый решает свою конкретную задачу. Но так или иначе ребята должны уметь вести себя в коллективе, учиться уважительному отношению к соученикам.

Например, не трогать чужих роботов или не нажимать кнопки на чужих ноутбуках. Ребенок может не понимать, что если он щелкнет мышкой у соседа, то в программе может что-то измениться и его сокурсник долго не придет к результату. Мы такие вещи замечаем и объясняем, почему это плохо.

И наоборот, мы приветствуем взаимопомощь. Если ребенок решил свою задачу и скучает без дела, мы предлагаем ему помочь ученику, у которого что-то не получается. Это полезно для обоих: один наконец справляется с задачей, а второй во время объяснения еще раз прогоняет материал в голове и лучше его усваивает. Кроме того, есть командные задачи, когда каждый причастен к общему результату.

Ребята решают на занятиях свою задачу, но при этом учатся работать в команде

Ребята решают на занятиях свою задачу, но при этом учатся работать в команде

Поделиться

— Наверное, ребятам особенно важно уметь работать в команде, когда они выходят на соревнования.

А. Е.: Да, взаимодействие в команде не менее важно, чем знания и умения ее участников. Соревнования — это экстремальные условия, когда за ограниченное малое время нужно решить задачу. Как правило, команды состоят из двух-трех человек, которые распределяют между собой роли. Один отвечает за конструктивные элементы, другой — за программную часть.

Часто на соревнованиях команды буксуют из-за того, что один другому не доверяет или участники мешают друг другу. К слаженности в команде надо идти. Это процесс, в котором нужно проявить спокойствие, терпение, усидчивость.

Проект ученика 4-го класса для категории «водные робототехнические системы»

Проект ученика 4-го класса для категории «водные робототехнические системы»

Поделиться

Результат на соревнованиях — это сумма усилий членов команды. Всегда выигрывать невозможно, поэтому ребята должны относиться к результату спокойно. Это работает в любой жизненной ситуации, которая касается не только робототехники.

На соревнованиях бывает так, что другие команды ведут себя неспортивно, пытаясь достичь результата любыми способами: стирают чужой код, выдергивают провода из роботов или откручивают детали. Мы учим детей корректному взаимодействию с соперниками и элементарной порядочности.

Робототехника — это не только программирование и моделирование. Иногда нужно и попаять

Робототехника — это не только программирование и моделирование. Иногда нужно и попаять

Поделиться

— В октябре команда REDLED ездила в Питер на всероссийский фестиваль «РобоФинист». Как всё прошло, чем похвастаетесь?

П. Т.: В этом году на фестивале появился новый формат — соревнование тренеров. Мы решали робототехнические задачи, а еще и курировали наши детские команды. К тому же, я участвовал как член жюри в творческой категории в старшей группе.

Приходилось успевать везде, но в итоге мы выиграли и стали лучшей тренерской командой России по результатам этих соревнований. А две команды наших учеников вошли в топ-8 в разных категориях среди более 50 команд со всей России.

— Что еще происходит в мире робототехнических соревнований сейчас?

П. Т.: Я провожу авторские спецкурсы для международных команд. Например, в этом году я дистанционно готовил команды из Саудовской Аравии и ОАЭ к Мировой робототехнической олимпиаде WRO, которая прошла в Германии. Это был процесс передачи знаний и опыта в конструировании и программировании.

Преподаватели увлечены своим делом

Преподаватели увлечены своим делом

Поделиться

— А почему обратились именно к вам?

П. Т.: Международное сообщество очень развито, все друг друга знают. Я веду свои профильные ресурсы. К примеру, в январе 2020 году, еще до ковида, я успел провести очный курс «Соревновательная робототехника — подготовка к задачам WRO» в Турции, в Анталье. Приехали участники из нескольких стран, в том числе коллеги из Румынии — из образовательного центра NERDVANA.

Через год они пригласили меня провести занятия с учащимися в роболагере в Румынии, в живописном уютном месте среди фруктовых плантаций. В финале WRO 2022 команда ребят из этого центра заняла третье место в основной старшей категории олимпиады. Они прислали много благодарностей.

Преподаватели REDLED делятся знаниями с зарубежными коллегами

Преподаватели REDLED делятся знаниями с зарубежными коллегами

Поделиться

— Расскажите подробнее про ваши новогодние мастер-классы

П. Т.: Мастер-классы пройдут у нас 27 декабря и 5 января. На них мы познакомим ребят разного возраста с робототехникой, дадим попробовать сделать робота своими руками. Такой формат хорошо заходит гостям, ведь они получают взрыв эмоций, когда видят, как оживает то, что они создали сами.

Малышам 4–5 лет подойдет «Робоулитка». Это программирование без экрана: детям надо выложить для улитки путь с помощью специальных карточек. Робот считывает эти карточки и выполняет действия.

Для детей постарше мы подготовили мастер-классы «Снежинка» и «Робоазбука». Они похожи, только снежинка чуть проще — она подойдет детям 6–7 лет, а азбука — 8–10. Участники соберут робота — два мотора, два колеса и крепление для фломастера, который будет оставлять след на бумаге. Нужно запрограммировать робота, чтобы фломастер нарисовал букву или снежинку. Как в старых головоломках с непрерывной линией.

Это «реактивный двигатель», задуманный и созданный взрослыми

Это «реактивный двигатель», задуманный и созданный взрослыми

Поделиться

Еще мы проведем игру «Робосани Деда Мороза». В ней робосани оборудованы механизмом, который выкидывает подарки нужного цвета в нужную зону. Будет и мастер-класс по пайке электроники. Участники спаяют волчок, который меняет подсветку при вращении. Они их заберут с собой.

Самым веселым будет мастер-класс «Реактивный кролик». Он рассчитан на детей от 9 до 14 лет, но и взрослым отлично заходит. Мы уже собрали прототип с реактивным двигателем. Участники сами спроектируют такую машинку: создадут в специальной программе файлы, по которым лазерный станок вырежет детали из заготовок. Потом соберут своего «кролика», и в итоге мы устроим «кроличий забег».

На таких мастер-классах родители смотрят на детей, завидуют и тоже хотят что-то смоделировать или запрограммировать. Поэтому мы пробуем форматы мастер-классов для взрослых. К примеру, прототип робокролика делали взрослые.

Особенно взрослым нравится паять

Особенно взрослым нравится паять

Поделиться

Центр образовательной робототехники REDLED

Екатеринбург, ул. Радищева, 33
+7 343 229-02-02

Redledrobotics.ru
ООО «ЦОР «РЭДЛЕД»

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Новости РЎРњР?2
    Новости РЎРњР?2