Развлечения От руин до президента: как уральское «Лето на заводе» запустило изменения по всей России

От руин до президента: как уральское «Лето на заводе» запустило изменения по всей России

Рассказываем, каким в этом году будет проект, который оценил Владимир Путин

В Сысерти в начале июля стартует второй сезон проекта «Лето на заводе»

Последние 30 лет корпуса железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти пустовали, постепенно превращаясь в руины. Но в прошлом году проект «Лето на заводе» дал цехам вторую жизнь. За первый сезон площадку посетили больше 20 тысяч человек, а в ноябре 2020 года на нее обратил внимание Владимир Путин. Президенту России инициатива понравилась, и опыт Сысерти стал отправной точкой для тестирования этой практики в других регионах.

В начале июля в Сысерти стартует второй сезон проекта «Лето на заводе». И, по словам его создателей, он окажется куда интереснее первого. Мы поговорили с авторами проекта и выяснили, какие новшества ждут гостей горнозаводской цивилизации Урала.

Первые корпуса завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти построили в 1732 году после того, как в конце XVII века здесь нашли железную руду. До середины XIX века предприятие считалось одним из самых передовых в мире, но без переоборудования завод сильно устарел. Уральские промышленники здесь старались пользоваться дешевой рабочей силой и не хотели осваивать новые методы и технологии. В советское время тут делали двигатели для известных стиральных машин «Малютка», а с развалом СССР завод окончательно пришел в упадок.

Что нового будет в 2021 году?


— В прошлом году мы делали скорее фестиваль «Лето на заводе», — рассказал креативный директор проекта Илья Орлов-Бунин. — Мы же хотим здесь создать в конечном счете креативный кластер, грубо говоря, перезапустить завод. Хочется, чтобы это место было не просто концертной площадкой или объектом туристического внимания, но в первую очередь местом творчества и созидания. Поэтому в этом году мы хотим достроить летний коворкинг, создать тестовые индивидуальные мини-офисы, построим глэмпинг и протестируем гипотезу проживания на заводе. У творческих и проектных команд, небольших компаний появится возможность жить и работать прямо на площадке.

Глэмпинг рассчитан пока на два десятка человек, рядом также будет палаточный городок еще на 20 персон, объяснил наш собеседник. Таким образом, на площадку могут заезжать крупные команды для проведения стратегических сессий или для создания какого-нибудь продукта.

В этом году на заводе можно будет жить семь дней в неделю

— Мы будем проверять гипотезу, кто может проживать на территории площадки, постараемся выяснить, зачем они едут, почему хотят жить на заводе, — уточнил Илья Орлов-Бунин. — Возможно, это будут проектные команды архитекторов, дизайнеров или айтишников, которым нужно погрузиться в необычную и вдохновляющую атмосферу для своей работы. Днем можно заниматься своими делами, а вечером окунуться в творческую атмосферу, посетить мастер-классы или отдохнуть на природе.

Параллельно на территории завода будут достраивать коворкинг. В прошлом году его начали создавать, но из-за ограниченного количества времени и ресурсов не достроили и получилась просто веранда, на которой проходили лекции, мастер-классы и спектакли. Сейчас же организаторы планируют закрыть ее по периметру и обустроить для работы.

— Также со знакомыми архитекторами мы проектируем индивидуальные рабочие пространства, — сказал Илья Орлов-Бунин. — Они будут представлять собой небольшие домики с одним-двумя рабочими местами. С одной или с двух сторон стены будут полностью панорамные. Можно сидеть, вдохновляться видом на реки или доменным цехом XIX века. Снаружи человека защитит непрозрачное стекло. Это тоже будет в качестве эксперимента.

Появятся новые точки на фуд-корте

Также расширится фуд-корт, будет больше постоянных точек. В прошлом году из постоянных были пиццерия и кофейня, в этом точек станет в два раза больше. Сейчас организаторы договариваются, чтобы здесь открылась точка с паназиатской кухней. Они будут работать семь дней в неделю, а по выходным, в зависимости от событий, будет добавляться фуд-корт выходного дня.

От фестиваля до работы


— Завод в Сысерти может быть просто туристической точкой, люди сюда могут приезжать пофотографироваться и поесть, в этом тоже есть большой запрос, — поделился директор «Агентства развития Сысерти» Ян Кожан. — Однако мы чувствуем, что в обществе есть недостаток мест для самореализации, точек, где можно быть услышанным. Условно говоря, те люди, которые в сквере ломали забор, они у нас его красили. И цель у нас сделать завод не просто креативным местом, а создавать здесь какие-то продукты. И у нас есть несколько гипотез на этот счет.

Развитием территории на заводе занимается «Агентство развития Сысерти», которым руководит Ян Кожан

Одна из идей организаторов в этом году — запустить своеобразный «упаковочный» цех. Авторы проекта хотят собрать ремесленников или художников и помочь им дооформить продукт с точки зрения дизайна, маркетинга и пиара.

— Другая гипотеза — это удаленное место работы, например для айтишников, — рассказал Ян Кожан. — Во многом гипотезу подсказала пандемия. Мы согласны с тем, что вряд ли завод может стать офисом на все время, но в IT-сфере есть большой запрос на выездные стратегические сессии или поездки командой для создания конкретного продукта, для чего нужна смена обстановки.

Деньги на руины


Все эти гипотезы и прототипы продуктов приближают проект к цели — реконструировать цеха завода, сделать теплый контур. В прошлом году говорили, что на это надо 1,6 миллиарда рублей. И при оценке результатов предыдущего сезона эта сумма кажется все более реальной.

Организаторы хотят сделать пространство на заводе одновременно рабочим и развлекательным

— На примере прошлого лета мы увидели, что здесь есть экономика, — поделился Ян Кожан. — И если изначально мы думали, что восстановление цехов будет только на деньги государства или благотворителей, то сейчас мы увидели здесь основу для бизнеса. То есть часть денег можем привлечь со стороны предпринимателей.

По словам Ильи Орлова-Бунина, резиденты, которые размещались в прошлом году на заводе, смогли заработать неплохие деньги. А люди, приезжавшие сюда, готовы были тратиться. Это внушает оптимизм.

— Экономика в этом сезоне станет сильнее, потому что в прошлом году мы где-то осторожничали и у нас не было цели зарабатывать, — объяснил Илья Орлов-Бунин. — И я подчеркну, у нас не бизнес-проект в чистом виде, но мы понимаем, если тут не будет экономики, в это дело не поверит ни государство, ни крупный бизнес, а значит, завод так и останется руинами.

Завод и государство


После презентации проекта «Лето на заводе» Владимиру Путину в ноябре 2020 года президент поручил правительству вместе с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и местными властями до 1 сентября 2021 года разработать механизмы перезапуска заброшенных промзон в креативные кластеры.

Один из вариантов сцены, которая планируется на заводе

А в апреле стало известно, что в Свердловской области при поддержке АСИ запустят еще три креативные площадки в рамках проекта Rurban Creative Lab. Новые арт-пространства могут появиться в Нижнем Тагиле, Черноисточинске, Новоуральске, Ирбите, Арамиле, Невьянске и других муниципалитетах.

Ян Кожан объясняет успех проекта в Сысерти сочетанием нескольких условий. Во-первых, идея родилась и развивается не в столице, где совершенно другой подход у бизнеса. Во-вторых, сказался эффект низкой базы, когда стремительно были сделаны первые шаги, без миллиардов на старте. В-третьих, была сильная поддержка местной власти, в частности, со стороны мэра Сысерти Дмитрия Нисковских.

Идею преобразования руин в креативный кластер он презентовал также и на Петербургском международном экономическом форуме на прошлой неделе. По его словам, у бизнеса пока неоднозначное отношение к таким проектам.

Однако в ходе личной беседы с директором Фонда президентских грантов выяснилось, что после успеха в Сысерти поднялась целая волна. Сейчас мы уже не единственные в России, кто восстанавливает старинные заводы через переосмысление территории.

На территории завода множество построек, которые не являются памятниками

— Однако в России есть стереотип, если работаешь с государством, значит, уже по гроб жизни кому-то должен, — подчеркнул Ян Кожан. — Я придерживаюсь точки зрения, что мы являемся партнерами. Нигде не указано, что после получения гранта от того же Фонда президентских грантов мы должны автоматом провести десять демонстраций. При этом такие проекты государству полезны даже не в плане конечного продукта, развития экономики, а с точки зрения диалога, где власть может увидеть, как лучше взаимодействовать с людьми.

Проект «Лето на заводе» в прошлом году стартовал на деньги, которые выиграли у Фонда президентских грантов, рассказал Илья Орлов-Бунин.

— В этом году мы продолжаем работу на второй грант от этого же Фонда, — добавил он. — При этом площадку поддержала еще Росмолодежь. Они оказали содействие в организации Ural Creativе Camp, который стартует 10 июня и будет работать вплоть до начала запуска основного лагеря. Мы также до сих пор ищем партнеров, которые смогут помочь с пиломатериалами, электрикой или спецтехникой.

Что дальше?


Сегодня железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских открыть как промышленную площадку невозможно. Эта площадка просто не соответствует современным требованиям, поскольку была построена для нужд и оборудования XIX века. Кроме того, стены корпусов сильно обветшали, внутри до полноценной реконструкции нечего делать.

— Взять и потратить те же 1,5–2 миллиарда рублей на перезапуск производства тех же двигателей — такой проект никогда не окупится, элементарно здесь производственных площадей очень мало, — подчеркнул Илья Орлов-Бунин. — Поэтому самое перспективное развитие этого места — его переосмысление. Сносить наследие горнозаводской уральской цивилизации нельзя, но можно его перезапустить. Только конечным продуктом будут не железки, а шестеренки в виде творческих людей, которые смогут придумывать новые товары и услуги. Путеводная мысль всего нашего проекта: креатив — новое железо.

За прошлый год «Лето на заводе» посетили более 20 тысяч человек

Таким артефактом, как железоделательный завод XIX века, нужно гордиться, уверены организаторы. Они уверены, что будущее — за традициями. И уральский индустриальный код может диктовать новые смыслы.

— И если раньше брендом был уральский металл, то сейчас новым железом может стать креатив. Дискотеки на площадке нам делать не очень интересно, мы больше за то, чтобы исторические смыслы помогали сделать что-то новое. Например, чтобы айтишник, сидя в цеху, погруженный в историю места, вдохновлялся, воодушевлялся и чтобы работалось ему лучше, — заключил Ян Кожан.

Ранее мы рассказывали, что уральский предприниматель Ян Кожан рассказал Путину о том, что этим летом вместе с АСИ и администрацией Сысерти при помощи Фонда президентских грантов его команда смогла оживить территорию завода Турчаниновых-Соломирских. Президент назвал проект очень полезной инициативой.

Также мы рассказывали, как Сысертский железоделательный завод превратить в часть туристического центра. Мы гуляли по развалинам и показывали, в каком состоянии завод сейчас. А потом публиковали проект его восстановления, который придумали молодые архитекторы во время «Ре-школы».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
Форумы
ТОП 5
Мнение
На Урале водителя убило запчастью от фуры. Автоэксперт объяснил, почему в таких авариях не найти виновных
Дмитрий Ларионов
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Лучше бы этой недели не было». Корреспондент E1.RU — о главных новостях прошедших семи дней
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления