18 января вторник
СЕЙЧАС -9°С
Фото пользователя

Вадим Бадретдинов

юрист, книжный обозреватель
Фото пользователя

Вадим Бадретдинов

юрист, книжный обозреватель

Тоталитаризм и паранойя. Роман о том, как сновидения превращаются в кошмар для всей страны

Вадим Бадретдинов — про книгу-антиутопию букеровского лауреата Исмаиля Кадарэ

Поделиться

«Дворец сновидений». Исмаиль Кадарэ. Издательство Polyandria NoAge. Перевод В. Тюхин

«Дворец сновидений». Исмаиль Кадарэ. Издательство Polyandria NoAge. Перевод В. Тюхин

Поделиться

Издательство Polyandria NoAge выпустило роман букеровского лауреата, поэта и прозаика Исмаиля Кадарэ «Дворец сновидений». Написанное еще в 1981 году и запрещенное албанскими властями это произведение впервые издается на русском языке. Стоит ли его прочесть, рассказывает наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов.

Исмаиль Кадарэ был рожден в 1938 году в албанском городе Гирокастре. Тридцатью годами ранее в этом же городе родился другой албанец — будущий диктатор Энвер Ходжа, чей сорокалетний период правления запомнится потомкам репрессиями и безумием.

Симпатизируя то СССР периода Сталина, то Китаю периода Мао, Ходжа создал режим, при котором инакомыслие было преступлением, наказывающимся смертью или как минимум тюремным заключением. Политические чистки в отношении интеллигенции, верующих, капиталистов и в принципе любых несогласных с политикой главы государства были обыденностью. За годы правления диктатора, по разным оценкам, были убиты от пяти до семи тысяч человек, а всего за решеткой в стране с населением чуть больше 2,5 миллиона человек побывали около 35 тысяч.

Но Ходжа боялся не только своих граждан. Одержимый идеей вражеского нападения он заставлял людей строить бункеры (сегодня в Албании их сохранилось порядка 700 тысяч), а все граждане были обязаны регулярно посещать курсы военной подготовки. Похоже, что именно идея иррационального страха властителя и послужила основой романа «Дворец сновидений».

На протяжении всей своей карьеры литератор последовательно рассказывает об Албании, воспевая в произведениях ее историю (от истоков албанского эпоса до современности), за что уже в шестидесятые годы получает признание. Но, как и любой писатель, чьи амбиции не ограничены идеологией партии, Кадарэ сначала получил правительственное одобрение, но затем за свои либеральные взгляды был отправлен на исправительные работы в деревню. В ссылке он и написал «Дворец сновидений» — роман о паранойе в масштабах страны.

Главный герой — Марк-Алем, младший во влиятельной и уважаемой в Соединенных Османских Штатах семье Кюприлиу. Якобы благодаря стараниям родственников он устраивается на работу в Табир-Сарай (Дворец сновидений) — государственное учреждение, чья работа касается сбора и анализа снов подданных с целью подавления любого потенциально опасного для султаната поведения. Начав свою карьеру в отделе Селекции, где среди потока снов служащий должен выявить наиболее важные с точки зрения государственной безопасности, Марк-Алем довольно скоро попадает в отдел Интерпретации, а затем его и вовсе назначают фактически главным толкователем сновидений. В чем причина столь стремительной карьеры, он может лишь догадываться, но читателю ответ кажется очевидным.

В основе идеи Табир-Сарая лежит анализ не поддающегося логике мира снов как способа борьбы с врагами. Он воплощает кафкианскую парадоксальность поведения правителя, который не гнушается даже пытками подданных, лишь бы понять, что стало причиной того или иного сновидения.

Не принимая активного участия в сюжете, Марк-Алем как бы наблюдает за происходящим со стороны, выступая для читателя в роли проводника. В отличие от других романов в жанре антиутопии (хотя «Дворец сновидений» к нему можно отнести с большой оговоркой) главный герой не противопоставлен режиму. Он — его часть.

Нет здесь и типичной для антиутопии трансформации из чувственного персонажа в шестеренку государственной машины. Тем не менее Марк-Алем отражает царящий внутри административного механизма иррациональный страх (который поглощает и его тоже). Для читателя он — навигатор по этому миру тотального контроля даже над тем, что находится вне пределов человеческого сознания.

Почитайте также другие обзоры Вадима Бадретдинова — например, о продолжении нашумевшего фантастического романа двухтысячных или о книге про то, почему великие писатели пьют. А еще обратите внимание на подборку умных книг на выходные: нон-фикшн от Древнего Египта до музыкального бизнеса.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter