E1
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+21°

ясная погода, без осадков

ощущается как +19

3 м/c,

зап.

733мм 23%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Город Жертвы страшного пожара на Баумана, 41 до сих пор не получили новое жилье

Жертвы страшного пожара на Баумана, 41 до сих пор не получили новое жилье

Застройщики снесли аварийный дом и предложили жильцам необычную схему расселения

Екатеринбургская дума не так давно одобрила список аварийных домов города, которые подлежат расселению до 2025 года. Обеспечение жильцов новыми квартирами мэрия планирует отдать на откуп застройщикам. Однако вряд ли все эти дома (а точнее, их расположение) одинаково привлекательны. Запросы у жителей центра и окраин отличаются мало, а вот овчинка стоит выделки, как правило, только в центральных районах, так что со стопроцентной уверенностью утверждать, что всех расселят, нельзя. И поэтому показательной для города может стать история одного расселения, которая разворачивается прямо сейчас.

Пожар, с которого все началось

ЧП с домом на Баумана, 41, о котором пойдет речь, помнят многие в Екатеринбурге. 26 августа 2012 года там случился пожар – чудом обошлось без жертв. Жители второго этажа, чтобы спастись от огня, были вынуждены выпрыгивать из окон на улицу, все получили травмы. Люди не сомневались, что их дом подожгли: вспыхнула лестница, единственный выход из здания – ее словно полили бензином. Еще пострадавшие рассказывают, что дверь снаружи оказалась подперта. Большинство жильцов не сумели вынести даже самое необходимое, и для них организовывали сбор вещей. Общественные организации даже просили ФСБ и областной антикоррупционный комитет признать происшествие террористическим актом. Виновных все еще не нашли. Но сейчас не об этом.

В бараке, где большинство квартир были коммунальными, жили люди самые разные. Порядка двадцати самостоятельных "хозяйств" - семей и одиночек. Пара владельцев приобрели недорогие комнаты относительно недавно, надеясь на расселение и получение отдельной жилплощади, как это часто бывает. Еще часть купили там метры только потому, что денег хватало лишь на комнату в бараке. Были и "коренные" владельцы, были и муниципальные служащие, которым коммуналки на Эльмаше предоставили городские власти по договору соцнайма (порядка 5 комнат в доме). После пожара кто-то уехал к родне, а кто-то "выбил" у муниципалитета временное жилье в маневренном фонде – в здании бывшей вечерней школы по адресу Шефская, 15а.

Что получают погорельцы?

А дальше начинается история, попортившая нервы многим здешним жильцам. Стены дома после пожара остались стоять, но аварийным и подлежащим сносу жилье признали только 2 февраля 2013 года. И на этом дело встало. Ни демонтировать барак, ни расселять его город в ближайшее время не собирался. По словам юриста Уральской палаты недвижимости Людмилы Плотниковой, "погорельцам" и обитателям домов, в которых невозможно жить, Жилищный кодекс РФ и соответствующее постановление главы Екатеринбурга гарантируют не более 16 квадратов в городском маневренном фонде. Правда, это не значит, что люди всегда получают его – "запасных" площадей у города мало, предоставляются они со скрипом. А как рассказывают жители дома, в качестве компенсации за старое жилье и земельный участок им в муниципалитете предлагали крайне небольшие суммы – порядка 600 тысяч рублей за двухкомнатное помещение, за комнаты – и того меньше. Люди, разумеется, отказались.

Однако 1 июня дом все-таки начали сносить. Экскаватор работал понемногу, в несколько заходов. Через разрушенные стены прохожие могли увидеть старую мебель и обгоревшую домашнюю утварь. 18 июня за обломками дома приехали самосвалы. В администрации Орджоникидзевкого района даже сказали: "Сносят не городские власти, нас не предупреждали".

История таинственного сноса

Жители дома – заметим сразу, не стоит представлять их себе как сплоченную группу пострадавших людей с единым мнением – сразу после пожара начали думать, как получить новую крышу над головой. Выход, который мог предложить им непосредственно муниципалитет, явно не устраивал. Обошли нескольких застройщиков, но ни одну из крупных компаний не заинтересовала земля, где разрешено строить дома не выше 5 этажей. Однако одна из фирм, ЦН "Уральская крепость", все-таки заинтересовалась участком. Эта компания обычно строит трехэтажки на землях ИЖС, но в данном случае речь не о них. Жильцы просили у застройщиков обменять участок земли на новые квартиры или просто выкупить землю по рыночной цене, но, по словам директора компании Дмитрия Максимова, свободных средств для таких крупных покупок просто не было. Сошлись на следующем: Максимов приобрел на свое имя долю в одной из полусгоревших комнат – всего чуть больше 10 квадратных метров. А большинство собственников создали ТСЖ, чтобы управлять своим имуществом. То есть полусгоревшим зданием и, что самое главное, земельным участком под ним, который по закону принадлежит жильцам по праву общей долевой собственности. Зарегистрировали ТСЖ 29 марта. Председателем его стал как раз Максимов – имея квадраты в собственности, он получил на это право.

"Когда я сам купил там квадратные метры, большинство жителей наконец-то поверили, что мне до этого дома есть дело и мы готовы помогать, - говорит он. - Только тогда получилось уговорить людей прийти к единому решению".

Не покупая землю, а действуя от имени ТСЖ, у строителей появилась возможность воссоздать на месте сгоревшего барака дом побольше. Из преимуществ бесплатной земли сам застройщик готов признать только отсутствие необходимости участвовать в аукционе, потому что стоимость участка людям все равно придется возместить – новыми квартирами. Тем не менее, обычно строители в таких ситуациях вынуждены расставаться со значительными суммами сразу – чтобы расселить то жилье, на месте которого они планируют стройку. Так что отсрочка до окончания работ и предоставление квартир по себестоимости, а не на рынке, тоже вполне сойдет за серьезную выгоду.

Пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков подтвердил, что земля на Баумана, 41 принадлежит ТСЖ, жильцам дома, которые приняли решение восстанавливать его, и это их право.

Стоит отметить, что на имя ТСЖ 7 мая из администрации Екатеринбурга пришло письмо с требованием снести аварийный дом "в разумный срок". Что значит разумный срок, в ТСЖ гадают до сих пор, тем более что там же отмечалось, что если собственники "в установленный срок" не снесут дом, земля перейдет к муниципалитету. Так дом и снесли - как можно скорее, не дожидаясь загадочных "разумного" и "установленного" сроков.

Взгляд с другой стороны

Однако это только одна часть истории. Потому что в доме нашлись люди, которые не стали вступать в ТСЖ - и в принципе имели на это полное право. В здании старой школы проживают три таких человека. Новому застройщику они категорически не доверяют и ждут, чтобы их расселили муниципальные власти либо другие застройщики. По словам одной из жительниц, Марины Бунтовских, жившей с дочерью на 1 этаже сгоревшего дома, именно она путем долгого хождения по разнообразным инстанциям добилась того, чтобы дом сначала был признан ветхим, а потом аварийным и подлежащим сносу. А вот сам снос барака оказался полной неожиданностью – уведомлений ни от застройщика, ни от администрации она не получала. Никакого нового жилья у нее нет – она живет в комнате в старой школе и не понимает, каким образом дом снесли, а ей взамен не предоставили ничего. Так что женщина обратилась в полицию и собирается идти в суд.

Однако в полиции заявление получили, но дело возбуждать не стали. Выручило застройщика административное письмо с требованием "снести в разумный срок" - посмотрев на него, участковый решил, что демонтировали дом без нарушений – по крайней мере, без уголовных.

В администрации Екатеринбурга пояснили: к внутренним разборкам погорельцев они никакого отношения не имеют. Жильцы большинством голосов решили восстанавливать дом – следовательно, на текущий момент администрация ничего им не должна. А что могли – сделали: предоставили маневренный фонд. В списках расселения на 2013 год погорельцев с Баумана, 41 нет, а свои интересы оставшимся вне ТСЖ екатеринбуржцам, скорее всего, придется решать именно с ТСЖ: часть земли под новым домом, несмотря ни на что, принадлежит им, следовательно, жилье или компенсацию должны платить те, кто здесь строит. Такова логика мэрии.

Максимов излагает свое видение: Марину и ее товарищей они знают - именно она первая обратилась с просьбой построить новый дом, но когда поняла, что жилье в центре за 3 миллиона рублей, причем сразу, тут не получить, она переменила решение. Застройщик отмечает, что компенсацию рыночной стоимости ее участка земли после строительства она, безусловно, получит, если обратится в суд. Но только эта доля, например, может быть уменьшена на ее долю расходов за снос дома – ТСЖ тоже намерено обратиться в суд с таким иском. Самым выгодным для нее было бы тоже вступить в ТСЖ, считает он.

Сочтемся метрами

Застройщик рассказывает: проект пятиэтажки уже есть, а люди выбрали себе на плане новые квартиры. Все, кто имел комнаты, должны получить отдельную жилплощадь – ее метраж рассчитывали, исходя не из площади комнаты, а из той, за которую платилась коммуналка, она процентов на 20-30 больше.

Всего в ТСЖ набралось 12 участников. Так как многие из них владели несколькими комнатами, то в новом доме им планируется отдать 14 квартир. Большинству не придется доплачивать ни копейки, но пара квартир внесет небольшие суммы за дополнительный метраж - хочется жилье побольше. Еще одному участнику заплатить обещают сами строители: под его метраж в доме не нашлось адекватного предложения, дадут меньше, но доплатят за недостающие метры по рыночной стоимости. Пока договоренности устные, потом обещают договор улучшения жилищных условий. В пятиэтажном доме 45 квартир. Сколько жилья останется строителям, можно подсчитать самостоятельно. При этом там подчеркивают: цели сверхприбыли не ставится, жилье будет эконом-класса, с большим количеством студий небольшого метража и ценой квадратного метра порядка 50 тысяч рублей. Правда, нужно еще выкупить землю, которая относится к "муниципальным" комнатам, а еще получить разрешение на строительство. До стадии котлована планируют дойти к осени.

Эксперты оценили

Однако в силу новизны схемы сдержанное недоверие осталось и у жильцов к строителям, и у строителей к жильцам. А вдруг они не закончат? – опасаются жильцы. А вдруг они в последний момент откажутся от предоставления земли и найдут кого-нибудь другого? – сомневаются представители застройщика.

Однозначно решить, насколько эта схема строительства рискованна для людей, пока трудно. Но есть и некоторые точки стабильности. Например, право собственности на землю. Если застройщик в какой-то момент откажется от проекта, то жители, практически ничего не теряя, так как денег не вкладывали, могут обратиться с тем же участком в другую организацию. Главное – не передавать никому право собственности на землю до фактического получения жилья.

Основатель корпорации "Маяк" Владимир Коньков, которого редакция Е1.RU попросила прокомментировать этот момент, отметил, что уже встречал такие схемы: "ТСЖ, в которые входит как физическое лицо кто-то из представителей застройщика, чтобы на общей земле выстроить дом, очень перспективны, а риски не такие уж большие по сравнению с теми же рисками обманутых дольщиков, которые могут купить 90% квартир в доме, а застройщик исчезнет, даже не начав работу. Я бы сделал акцент на том, чтобы перед строительством люди обязательно обратили внимание на необходимые экспертизы: например, какой этажности дома здесь можно строить, не будет ли "затенять" соседей новое строение, как обстоят дела с коммунальной инфраструктурой и возможностью подключения. А еще, начиная такой проект, стоит заранее предусмотреть парковочные места".

Юрист УПН Людмила Плотникова отметила, что все зависит от назначения земельного участка: если земли предназначены для строительства многоэтажных жилых домов, то риски поменьше. Однако юрист предостерег: схема действительно новая и пока практически никак не регулируется законодательно. Кроме того, Плотникова предупредила, что периодически застройщики предлагают людям подписать договор займа, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. "Там, где люди передают деньги взаймы, по итогу им эти же деньги и вернут без передачи желанных квадратных метров. Даже если они будут создавать ТСЖ, то под областной закон о защите обманутых дольщиков они в любом случае не подойдут. На сегодняшний день возможны ЖСК, но и там формально граждане обречены на "круговую поруку" - если у кооператива возникает долг, они все отвечают за его убытки".

Фото: Алина Мельникова, Артем Устюжанин, Марина Бунтовских, Дмитрий Максимов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления