Обычный чек из магазина может преподнести, увы, неприятный сюрприз, и не один, а несколько, причём совершенно разных. Правозащитники Екатеринбурга по просьбе Е1.RU описали самые распространённые уловки, на которые может попасться покупатель.
1. Вы подходите к кассе с выбранным товаром, а кассир отбивает сумму большую, чем была на ценнике, и говорит: "Извините, но партия товара прибыла недавно, в компьютере новая цена вводится при поступлении, а в торговом зале сотрудники ещё не успели внести изменения, поэтому придётся заплатить Вам больше, чем указано на ценнике". Что же делать простым покупателям в этом достаточно распространённом случае? (Более подробную инструкцию, как действовать со ссылкой на статьи закона, дадим в ближайшее время).
– Чаще следуют стандартные объяснения про то, что в компьютер товар внести – внесли, а ценник поменять не успели. Лукавят, родимые. Это они так зарабатывают. Что делать? Такие действия – это нарушения прав потребителей и правил торговли, за которые полагается штраф, причём достаточно солидный – до ста минимальных размеров оплаты труда, – напоминают в СРОО "Уральская палата защиты потребителей".
Правозащитники обращают внимание, что ценник с юридической точки зрения – это договор между покупателем и магазином, поэтому если заметили такое нарушение и есть желание восстановить справедливость, надо звать администратора магазина и, ссылаясь на закон (ст. 426 Гражданского кодекса РФ и ст. 10 Закона "О защите прав потребителей"), требовать продать товар по цене, указанной на ценнике.
2. Вы купили гору продуктов и только дома обнаружили, что вместо двух единиц товара Вам пробили 4. Что делать?
– Совет на будущее: проверяйте чек тут же, в магазине. Следите за тем, что пробивает продавец, на экране кассы, обращённом к покупателю, – там высвечивается количество товара и его цена, – отмечают в СРОО "Уральская палата защиты потребителей".
3. Фасованный товар, который берёте постоянно, почти одного веса и размера, вдруг вытянул на сумму значительно большую, чем привычно. Очевидно, на товаре был наклеен штрих-код с ценой более дорогого продукта. Всегда смотрите, что именно написано на ценнике: нередко в магазине их путают намеренно, рекомендуют правозащитники.
4. В чеке обнаруживается незнакомый товар, которого в вашей корзине, конечно, нет. Совет всё тот же – проверять чек не отходя от кассы.
5. Вы берёте товар со скидкой 10% при покупке определённого количества упаковок. При проверке обнаруживаете, что вам скинули лишь 8%.
– Кто-то подумает: буду я из-за пары (десятков, сотен) рублей раздувать скандал, ведь это мелочно! Но дело даже не в этом, а в том, что нас обманывают, обманывают нагло и цинично. По сути, держат за, мягко говоря, недоумков, – говорит правозащитница. – И всё это безнаказанно, потому что мы сами это позволяем – своим нежеланием потратить 2 минуты на возврат денег, еще 2 минуты – на запись в книге жалоб, и еще 2 минуты – на звонок в Роспотребнадзор.
Защитники прав потребителей уже заметили тенденцию: перечисленные сюрпризы маловероятны в чеках бабушек-пенсионерок, потому что они находят время и всё перепроверяют.
– Жертвы – беззаботная молодёжь, мамы с плачущими детьми и занятые, вечно спешащие деловые люди. А еще мужчины, которым улыбаются коварные девушки-кассиры, стесняются проверить чек, стесняются потребовать свои деньги, ведь речь идёт о небольших суммах, – делятся наблюдениями в СРОО "Уральская палата защиты потребителей".
И советуют всё-таки проверять чеки и реагировать на нарушения прав продавцами.
Если у вас есть интересные истории о том, как вы смогли защитить свои права в магазине, есть подтверждающие документы, пишите на почту asya_232@list.ru или звоните в редакцию Е1.RU по телефону +7 (343) 379-49-95 (доб. 332).
Проверяете ли вы чек в магазине?