E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

пасмурно, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

ю-в.

748мм 74%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город интервью Уральский строитель-таджик: "С дипломом учителя на стройку - не западло, западло - с дипломом голодать"

Уральский строитель-таджик: "С дипломом учителя на стройку - не западло, западло - с дипломом голодать"

Накануне Дня строителя мы поговорили о мигрантах, зарплатах, безопасности на стройках и хорошем поведении.

Якубжан Умаров – учитель истории в Таджикистане, строитель в Екатеринбурге.

Якубжан Умаров родился и вырос в Таджикистане, в посёлке Обигарм. Его вполне можно назвать типичным уральским строителем – известно, что большинство тех, кто работает сегодня на стройплощадках Екатеринбурга и кого мы поздравляем с профессиональным праздником в это воскресенье, – мигранты. Такие же выходцы из южных республик бывшего в СССР.

Впрочем, кое-что отличает Якубжана от многих коллег: он учитель истории, на родине был замдиректора школы. Накануне праздника поговорили о стройках и гастарбайтерах – как они живут, сколько зарабатывают и почему иногда строят так, что плакать хочется.

– Я переехал в 95-м, – рассказывает Якубжан. – У нас тогда были распри, гражданская война. Мой брат хорошо помнил Свердловск, когда-то служил здесь, может, поэтому я и поехал именно сюда – вместе с несколькими земляками. Строек тогда было мало. Работали на частников, а потом как-то устроились в СМУ-3, там требовались рабочие. Первый мой объект – хранилище Центробанка.

– Серьёзный объект…

– Да, и застройщик серьёзный. Они тогда в кризис и выжили во многом благодаря крупным госзаказам. Тогда ведь и стройки были другими – зимой не работали, круглосуточно не работали. Многое вручную делали. Помню, приезжали немцы туда устанавливать свое оборудование и дарили нашим ребятам перчатки, новые, прорезиненные – у нас таких ещё не было тогда. Меня почти сразу назначили старшим. Я должен был за дисциплиной следить, находить рабочих, когда нужны новые. Занимался бытом, помогал размещать ребят, следить, чтобы с питанием было нормально.

Каково было оказаться на стройке с педагогическим образованием?

– Любая работа, которая обеспечивает семью, – это достойная работа. Работать на стройке с дипломом учителя – не западло. Западло, когда с дипломом голодаешь. Образование – это такой фундамент, в любых сферах жизни помогает.

За рабочими нужен постоянный контроль.

А много таких среди строителей – с дипломами?

– Да разные люди есть. Кто постарше, давно приехал, ещё в СССР учился – у тех получше с образованием. Сейчас молодых много, с ними очень тяжело – традиций не помнят, языка не знают, образование у некоторых 8 классов.

Почему так сложилось у молодых?

– Многие без отцов росли, отцы-то все на заработках, приезжали только в отпуск, а этого мало. У нас же есть традиции, восточное воспитание. Например, праздник какой-нибудь, сбор, приглашают мужчин разного возраста. Если заходит мужчина старше тебя – надо уступить ему место получше, молодых оттесняют к дверям. Старшие рассказывают – младшие слушают, разговаривают только, если спросят. Неважно, нравится или нет рассказ старика, или ноги затекли – обязан дослушать. А они рассказывают, как человек должен поступать в разных ситуациях, и это постепенно заходит в мозг. И вот сейчас приезжают молодые, которые всё это не усвоили, не дозрели, приходится нам тут воспитывать.

Как – воспитывать? Взрослых парней?

– Никогда не поздно. Мы иногда даже родителям на родину звоним – поговорите с ним, почему он так себя ведет. Мечеть большое влияние имеет. Там нельзя в телефон уткнуться и не слушать. Я давно понял, что самое важное – поведение. Всему можно научиться, но если плохо себя ведёшь – никто не будет тебя учить, не будет общаться. И, понимаете, один плохо себя ведёт, на работе или на улице, и сразу люди думают плохо на всех наших. Заработает 30 тысяч, купит себе "копейку" за 20 и гоняет по дворам. А люди думают: своих нам что ли хулиганов мало, чтобы терпеть ещё приезжих? Хорошо, сейчас законодательство ужесточилось: два штрафа – выдворение из страны.

Кстати, вот эти новые правила – выдворение за нарушения, экзамены – как вы их оцениваете?

– Они неплохо почистили ряды мигрантов. Хорошо, что можно сразу пробить человека по базе в компьютере – кто такой, откуда приехал, когда, какие нарушения, какой патент. Всё сразу видно. Но было бы удобно, если бы эти данные были бы и на той, выпускающей стороне, в Таджикистане. Чтобы прямо там могли проверить, и человек вообще не мог бы в Россию вылететь, если ему въезд запрещён.

Часто люди не успевают оформить все документы в положенный срок и оказываются вне правового поля. А они уже денег назанимали и работают до последнего, незаконно. Таких много.

Стройка стала технологичней, – утверждает строитель со стажем. 

Много денег надо собрать, чтобы приехать к нам работать?

– На билет – 12-13 тысяч, плюс патенты, экзамены, медицинские справки. Вот на всё вместе тысяч 60-70 уходит. Плюс ещё мигрант платит за патент ежемесячно 2 860 рублей. За жильё платит. Набиваются по два-три человека в комнату, чтобы сэкономить.

Да ладно бы, если по два-три…

– По пять-шесть, да, бывает, если хозяева позволяют. А зарабатывает в среднем рабочий на стройке – 25-35 тысяч. Не так уж много остаётся.

Почему иногда качество новостроек у нас такое, что хочется руки строителям оборвать? Многие сразу спрашивают: кто строил? Таджики? До свидания!

– Это смотря на какую бригаду попадёшь, на какую компанию. Согласен, нужно всю работу контролировать, постоянно. Хороший застройщик умеет это делать. Некоторые экономят. Я сейчас с частными объектами работаю в основном – дома, коттеджи – и сам объезжаю стройки чаще, чем заказчик.

Молодые мигранты приезжают с восьмью классами образования, без опыта и с "плохим поведением".

Мигранты в большинстве своём хотя бы имеют представление о профессии строителя или так едут, наобум?

– В Таджикистане сейчас много курсов организовано по строительным специальностям, чтобы люди ехали уже обученные – те же штукатуры, каменщики. Курсов языка тоже много. Но много людей едет вообще без всякого опыта. Мы со своей стороны очень хотим этот вопрос решить, упорядочить. Чтобы не ехали люди просто так, а только по заявкам. У нас там есть специальное агентство, которое работает по трудоустройству таджиков в других странах. Мы бы со своей стороны присылали им заявки по специальностям, где, сколько нужно, каких людей – разнорабочих, каменщиков, поваров и так далее. И они бы уже по этим заявкам там подбирали кандидатов, проверяя их статус. Тут бы их встречали, помогали расселять, оформить документы. Вот такое предложение у нас было. Но из-за кризиса сейчас заявок стало меньше и как-то эта работа свернулась.

Несчастные случаи часто на стройках случаются?

– На крупных объектах – бывает. Некоторые наверх залазят без страховки. Не хочется лишний раз надевать верёвки, думают, быстренько, авось так…

А разве не проверяют контролирующие органы?

– Когда несчастные случаи происходят, тогда и начинают проверять обычно. Хотя сейчас, конечно, проверяют чаще. Режим труда и отдыха смотрят, и его стараются соблюдать, два часа поработал – перекур. Без касок на стройплощадки не пускают. Конечно, технология стройки за эти 20 лет изменилась очень сильно. Сейчас вручную уже кирпич так не забрасывают. Техники много – люльки, краны, бетононасосы. Раньше пока бетон затаскиваешь наверх, он иногда успевал затвердевать.

С профессиональным праздником вас, кстати!

– Поздравьте, пожалуйста, от лица таджикской диаспоры всех строителей. Не только таджиков, всех.

Большинство рабочих на екатеринбургских стройках – мигранты. 
Фото: личный архив Якубжана Умарова; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления