E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, небольшие дожди

ощущается как +2

1 м/c,

вос.

744мм 94%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Места_Екб Неизвестный Свердловск обзор Как мосты Екатеринбурга прогибались перед властью и меняли названия: восемь историй

Как мосты Екатеринбурга прогибались перед властью и меняли названия: восемь историй

Путепроводы, которые и усложняли, и облегчали жизнь города

Большинство мостов через Исеть были построены в XX веке 

Мосты Екатеринбурга как вены. Их не замечают, пока они исправны, но как только что-то идет не так, из строя выходит весь организм. Если хорошо приглядеться, то в окрестностях 500–700 метров от себя вы обнаружите какой-нибудь мост: через реку или через дорогу. Чего не хватает Екатеринбургу — так это смелых архитектурных решений. Все мосты построены в ту эпоху, когда главным был их функционал в ущерб эстетике. Уральский историк Татьяна Мосунова рассказала о главных путепроводах города.

Мост — арт-кластер


Самому старому мосту Екатеринбурга почти 300. Это плотина Городского пруда. Благодаря ему можно утверждать, что Екатеринбург начинался как город-мост. Первое сооружение, которое здесь появилось, была плотина-перемычка, которая соединяла два берега Исети и руководила движением воды.

Первый мост (плотину) построил житель Невьянска Леонтий Злобин. Сегодня екатеринбуржцы со снобизмом относятся к жителям небольших областных городов. В XVIII веке снобизм по отношению к Екатеринбургскому заводу испытывали невьянцы.

Во многих средневековых городах Европы мост становился общественным пространством. На мостах торговали, гуляли, даже жили. Благодаря особой конструкции первый екатеринбургский мост тоже оказался многофункциональным. В XIX веке верхнюю часть плотины расширили и разбили сквер. На этом городском мосту назначали свидания, гуляли, устанавливали и сносили памятники.

Акватория Городского пруда 

Этот мост стал активатором творческой энергии города. 21 год назад вместо бокового прореза плотины был сделан переход от узкой части реки к широкой. Первоначально предполагалось, что так будет облегчено сообщение, но само пространство вызвало культурную революцию. Искусство из академических залов музеев и филармоний вышло на улицу. Жители увидели, что на городских стенах можно не только писать матерные слова и рисовать сердца, проткнутые стрелой.

В «Трубе», как сразу окрестили переход, в 2001 году появились копии картин известных художников — Пикассо, Матисса, Ван Гога и Мунка. Не раз фрески погибали под новыми «письменами» в стилистике «Ося и Киса были тут», но вновь художники-волонтеры их восстанавливали. В 2010 в переходе появились работы первой «Стенограффии». Вечером в переходе от пьяных музыкальных компаний становилось страшновато, но для многих это был клапан свободы, причем в самом центре города.

В «Трубе» на Плотинке часто появляются работы художников 

«Труба» показала всю незащищенность уличного искусства. Не только от вандалов, но и от чиновников с благими намерениями. Приличное, хоть и под мостом, место, власти решили взять под контроль. Несанкционированных граффитистов закрасили и сделали лайт-вариант свободы, посвятив переход Виктору Цою к его 50-летию. Шок от этой акции надолго парализовал в свободных художниках желание проявлять свободное высказывание именно в этом переходе. Только в этом году немного разморозило. Появился незапланированный Кит Флинт, новые тексты. Но совсем недавно очередная цензура коммунальных служб стерла часть «лишних» работ.

Стена памяти Виктора Цоя 

Первая мостовая конструкция Екатеринбурга долгое время была деревянной, а затем, не доверяя дереву, её укрепили бетоном. Горожане редко воспринимают плотину как мост. Возможно, из-за ее ширины и разнообразия функций этого пространства.

Мост, который держит за горло


Сегодня через Исеть от ЕКАД до ЕКАД можно насчитать 32 моста. Большинство из них попали в черту города или были построены только в XX веке. Обычно мосты облегчают транспортную ситуацию, но дорожное решение начала 1880-х годов до сих пор держит Екатеринбург за горло, хотя из-за него было возведено несколько мостов.

Речь идет о железнодорожных путепроводах. У мостостроителей есть своя градация: мосты, путепроводы, эстакады. Все эти конструкции в Екатеринбурге встречаются, но для обывателя разница в них незначительная — приподняты над землей (рекой), чтобы обеспечить бесперебойное движение.

Екатеринбургу повезло, железная дорога добралась сюда еще до строительства Транссиба в 1878 году. Затем екатеринбургским купцам удалось продавить проект строительства ветки на Тюмень (1885 год). Город был небольшой и ветку пустили по его восточной границе — ныне улица Восточная. Даже строительство Уралмаша, оказавшегося за северной границей города, не особенно изменило ситуацию. Только увеличение транспортного потока через Свердловск заставило задуматься о строительстве мостов-путепроводов.

Первый такой мост появился над улицей Космонавтов в 1953 году. В газете писали: «К 36-й годовщине Великого Октября на шоссе к Уралмашзаводу закончено строительство нового путепровода, прежний, состоящий из двух пролетов шириной по четыре с половиной метра уже не удовлетворял возросшего движения, около путепровода скапливались машины, отсутствовал пролет для пешеходов. Новый путепровод имеет пять пролетов, три из них по семь метров шириной, два пролета предназначены для пешеходов, два — для автомобильного движения и в дальнейшем для троллейбусов и один — для трамваев».

Под мостом на Малышева регулярно образуются глубокие лужи

В это же время начали реконструкцию и двух мостов-путепроводов на проспекте Ленина и улице Малышева. Была сделана насыпь, мосты укрепили, а в 1969 году был открыт дополнительный пункт отправления и прибытия электричек: посадочная платформа «Первомайская».

Город оказался заложником своего географического положения. Над железнодорожными путепроводами пролетают товарные и железнодорожные составы, и нет никакой возможности расширить или изменить магистрали большого города.

Мост, менявший имена


Среди всех мостов Екатеринбурга самым непостоянный в нейминге — Макаровский. Сначала он был Кривцовским, затем Симановским, потом Макаровским, затем просто мостом на Челюскинцев, теперь снова Макаровским. Это самый длинный мост Екатеринбурга — 242,2 метра. (Самый длинный мост в мире — китайский Циндаосский. Его длина — 42,5 километра). Появление этого моста также было связано с железной дорогой. В XIX веке северная часть города была типичной промзоной. Первый мост здесь был построен в 1881 году. Мост был довольно узким. Его главное назначение — сократить путь к вокзалу конным экипажам и пешеходам.

Макаровский мост сложно не узнать

В эпоху мукомолов, когда на берегах Исети появились паровые мельницы, мост чинили и перестраивали уже мельники. Сначала городской голова Илья Симанов. Мост стали назвать Симановским. После его разорения симановскую мельницу у моста купили братья Макаровы, мост стал Макаровским. В 1934 году про мукомолов забыли, Северную улицу, частью которой был мост, переименовали в Челюскинцев.

После войны решили построить мост поосновательнее и пустить по нему трамвай. Проект делали в Москве в «Гипрокомундортрансе». Запроектировали без изысков — три ряда арок из монолитного железобетона, опирающихся на пять (поперечных) быков. 4 ноября 1959 года он был наконец пущен.

Последняя реконструкция моста длится уже три года 

Мост вошел в историю искусства в 2010 году. Екатеринбургский художник Тимофей Радя с командой помощников нелегально выкрасил под домино опоры моста. Так художник говорил о шаткости опор. Может быть, эта работа подтолкнула коммунальщиков заняться ремонтом моста. Горожане с нетерпением ждут окончательного пуска моста и недоумевают, почему работы так затянулись.

Макаровский мост с высоты 

Мост, прогнувшийся перед властью


Мост на улице Декабристов, который сегодня называют Царским, официально не имеет никакого названия. Зато у него есть статус историко-архитектурного памятника федерального значения. Сейчас это каменное строение 1889 года, но самый первый мост появился здесь к приезду императора Александра I в 1824 году. Сегодня перед визитом главы государства коммунальщики спешно накидывают на фасады недостроев сетки, перекладывают асфальт и выставляют клумбы.

Царский мост называется так только в народе

Наши предки были способны на большее. Специально для удобства монарха, который желал посетить Ново-Тихвинский монастырь, возвели мост в том месте, в котором его до этого не было. Александр пробыл в Екатеринбурге два дня.

Мост был настоящим прогибом перед верховной властью, но был ли он засчитан? История умалчивает, воспользовался ли царь этой дорогой. После его визита территорию за мостом облюбовали местные миллионеры, построив на Архиерейской (Чапаева) фешенебельный квартал.

Сегодня под мостом обрывается благоустроенная набережная, позволяющая беспрепятственно пройти от Малышевского моста вдоль течения Исети. За Царским мостом начинаются непроходимые заросли ивняка. Зато пространство под мостом служит местом для самовыражения художников-граффитистов.

Мост с грустными глазами


Царский мост находится немного в тени своего ближайшего соседа — моста на Куйбышева. Тот выглядит, как старожил, а на самом деле появился лишь в 1930 году. Это был первый каменный мост советской власти в Свердловске. Мост построили на месте брода и сразу запланировали однопутную ветку трамвая, который пустили в 1934 году. В 1960-е годы территория между трамвайной насыпью и излучиной реки была засыпана техногенным грунтом и приспособлена под строительство новых зданий.

Каменный мост на Куйбышева 

Несколько лет назад с южной стороны моста появились граффити, с тех пор он смотрит на мир грустными глазами. Недавно здесь появились новые работы уличных художников, актуализирующие конфликт вокруг сквера, — «Надо больше куполов».

Подбрюшье моста выглядит загадочно и нестрашно. Торчат деревянные сваи прежних конструкций, белеют бетонные рёбра, шумит трамвай, какая-то вода из большой ржавой трубы наверху устраивает радужную капель.

С момента строительства мост на Куйбышева не изменился 

Самый ароматный мост


Краеведы называют мост между улицами Карла Маркса и Радищева Сплавным из-за его первоначальной конструкции. Мост строили на понтонах. Сегодня этот мост соединяет два рекреационных пространства — набережную со стороны улицы Горького и дендрарий. Может создаться впечатление, что он был задуман как прогулочный.

Сплавной мост сейчас реконструируют

Но в прошлом мост был единственной переправой через Исеть между Покровским (Малышева) и Александровским (Декабристов) проспектами. Он соединял плотную застройку, выходящую с востока к реке (сейчас большинство старых домов снесены) с Хлебной площадью (ныне дендрарий).

Мост в 1930-е годы был перестроен, в 1980-х перестраивался еще раз. Близкое соседство с Государственным центром современного искусства сделало его «соучастником» разных творческих коллабораций. Художники нарисовали на нём дельфинов и «Титаник», которые однажды весной дождались высокой воды.

Сейчас Сплавной мост выглядит так 

Сейчас мост на реконструкции, к которой горожане относятся с некоторым недоверием. При всей его солидной истории это самый вонючий мост города. Где-то неподалеку находится сброс коллектора. Обычно, проходя через мост, пешеходы прикрывали нос. Сейчас на мосту установили сиденья, чтобы любоваться неспешным течением реки, а вот с запахом ничего сделать не удалось.

Немецкий мост


Про несколько мостов в Екатеринбурге ходят истории, что их построили немцы. Но на самом деле немецкий мост только один. Его построил российский подданный немецкого происхождения Эрнст Сарториус. Это был первый в Екатеринбурге каменный мост.

Пётр I, строя Петербург, обязал всех жителей обзавестись лодками. В Екатеринбурге в момент строительства воды было предостаточно. Сейчас в трубах под городом закованы реки и речушки, которые усложняли жизнь первым поселенцам: Мельковка, Патрушиха, Ольховка, Акулинка, Монастырка, Черемшанка. Исеть тоже не была такой тихой, как мы ее привыкли видеть. При таянии снегов она запросто сметала сплавные мосты. Потребовалось больше века со времени пуска завода, чтобы построить второй монументальный мост.

В 1841 году главный городской архитектор Эрнст Сарториус построил мост по типовому проекту. Сооружение опиралось на два каменных быка, которые образовали три арки. Правда, для красоты вход на мост был украшен обелисками. Мост оказался на редкость прочным. Сегодня он держит на своих каменных опорах не только транспорт и пешеходов, но кабели, обеспечивающие электричество и связь в двух районах.

Футуристические мосты бизнесменов и власти


За 300 лет истории в Екатеринбурге не появилось ни одного необычного моста. Все переправы выглядят очень функционально. Но в последние несколько лет стали появляться проекты, способные удивить в плане эстетики. При обсуждении планов на проведение ЭКСПО мелькала идея хрустального моста в районе ВИЗа.

В 2016 году было обещано построить новый мост на Опалихинской и Готвальда и до Папанина. Опубликованный проект выглядел изящно. Проекты мостов, которые предлагало бюро «Стрелка», пока далеки от реализации. Но, возможно, в будущее мы шагнем с «Сима-Лендом».

Собственник «Сима-Ленда» любит всё необычное

В конце 2018 года Андрей Симановский и Андрей Хорошавин представили проект «Уральский полоз» — футуристический мост от «Сима-Ленда» к ЭКСПО-центру. По их заверениям, они готовы вложиться в треть стоимости при условии поддержки областным бюджетом.

Пока чиновники мечтают о хрустальных мостах, а предприниматели зарятся на госбюджет, вы можете устроить прогулку под мостами. Если стартовать от моста Сарториуса на Малышева, можно по набережной Исети пройти под тремя мостами и увидеть не парадный, но не менее интересный Екатеринбург.

Фото: Максим ВОРОБЬЕВ, Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU, Татьяна МОСУНОВА, Владимир ЗАДУМИН, архив Свердловского областного краеведческиого музея, сайт 1723.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления