Сейчас+13°C

Мой дом Полезные статьи Прошлым летом в Вардане

Прошлым летом в Вардане

Пролог

Почти каждый год я отдыхаю в Вардане, начиная с 1997 года. За это время многое изменилось. В поселок пришла цивилизация, точнее псевдоцивилизация. Место стало более популярным, народу стало больше, пляж стал меньше, но обо всём по порядку.

Ездили вдвоем с сыном. По срокам выбрали последнюю декаду августа и первые 3 дня сентября. Впрочем, я мог бы и раньше поехать, и раньше вернуться, и сын бы в школу не опоздал, но хотелось хоть немного застать преддверие бархатного сезона, когда основная толпа отдыхающих уже возвращается домой, и немного спадает жара. В общем, со сроками угадали. Сын опоздал в школу всего на неделю — это не критично, т. к. можно нагнать. Моя работа от этого тоже не пострадала. Была бы возможность, я бы в июне поехал. Тоже время хорошее, т. к. разгар сезона еще впереди, цены еще не такие высокие, и народу не так много, но август, так август.

Проезд

Пожалуй, это самый красивый город на пути. Казань еще, но ее только на обратном пути удалось посмотреть, т. к. в ту сторону мы ее ночью проезжали.

От Ростова оставалось ехать примерно 600 километров, т. е. 12 часов. Стоит отметить, что вся дорога занимает чуть больше 2,5 суток. Отравление в 3 часа дня по нашему времени, прибытие в 3 часа ночи по местному времени. С одной стороны, по ощущениям кажется, что относительно быстро приезжаешь, т. к. третью ночь в поезде уже не спишь. С другой, наоборот, вспоминается то время, когда поезд выезжал из Свердловска в 7 часов вечера и приезжал на место в 8 часов утра. Так было еще лет 5 назад. Тогда, конечно, полноценные три ночи нужно было в поезде провести, но зато время прибытия удобнее было — утром. Приехал, разместился, помылся, позавтракал и на море. Сейчас, приезжая в 3 часа ночи, из поезда выходишь совершенно разбитым. Т. к. организм еще не до конца успевает перестроиться на московское время, а по-уральски это уже 5 часов утра, поэтому ко сну клонит неимоверно. Последние 2, 3 часа в поезде самые мучительные. И спать хочется, и смысла нет, да и не уснуть уже, кругом народ суетится, а от Туапсе еще и санитарная зона начинается, туалеты закрывают. Где-то 2 часа терпеть надо. К тому же поезд, подъезжая к Туапсе, пересекает Кавказский хребет и тащится как хромая черепаха через тоннели. Но худо-бедно в Лоо мы прибыли по расписанию. Кстати, это тоже стоит отметить. С тех пор, как наш поезд стал прибывать в Лоо ночью, он практически всегда прибывает вовремя, без опозданий. Раньше, когда он утром приезжал, своевременное прибытие было большой редкостью, опоздание на 2, 3 часа было в порядке вещей.

Встреча, размещение

Встретил нас самолично хозяин дома на своем УАЗике. Останавливаемся у него не первый год, друг друга хорошо знаем, отношения дружеские, теплые. Велики погрузили назад в багажник и с ветерком (т.к. УАЗ типа кабриолет) за 10 минут доехали до места. Там 5 км от Лоо до Вардане. По ЖД или по пляжу — 4 км. Лоо — 1945-й км ЖД, Вардане — 1941-й км ЖД. Символично, не правда ли?

Кстати, кто-нибудь в курсе, откуда эти километры считают?

По прибытию первым делом в душ, мыться, бриться, и в койку — отсыпаться. Комната нам досталась достаточно уютная на втором этаже с относительно новой мебелью: две кровати, две тумбочки, шифоньер. Душ, туалет, умывальник — на этаже. Рядом с нашей было еще 4 комнаты, но занята была только одна, так что, можно сказать, что удобства были практически в номере. До санузла 10 шагов.

1 день — 20.08.2009

Выспаться не удалось. Уже в 9 часов утра нам предложили отправиться в аквапарк «Наутилус» в Лазаревское. Группа уезжала прямо из нашего двора на микроавтобусе, опять же за рулем был хозяин нашего дома. К тому же аквапарк с таким названием грех не посетить. Места в автобусе были, и мы поехали. Ехать чуть меньше часа. Фоток из аквапарка нет, т. к. там либо развлекаться, либо фотографироваться. Оставить фотоаппарат, пока с горок катаешься, негде, поэтому мы просто оставили его в автобусе. Горки там, как везде, — ничего особенного, кроме, пожалуй, горки Камикадзе. Резкий спуск вниз, который сверху кажется практически вертикальным. Один сумасшедший спасатель аквапарка спускается с этой горки вниз головой, не смотря на свой нос, сломанный во время недавней неудачной попытки.

Есть 2 горки с кругами. Поначалу кругов хватало всем, но ближе к полудню народ стал прибывать. И после спуска приходилось немного постоять в очереди за кругами. Их отнимают, когда спускаешься, и передают тем, кто первый в очереди стоит. Но мы с сыном стояли в этой очереди попарно. Один стоит в ожидании кругов, второй катается там, где круг не нужен. В двух шагах от горки работает прокат кругов за деньги — 100 рублей за всё время посещения. Т. е. платишь за вход, а потом еще за возможность неограниченного катания, к тому же перед спуском с горы, всё равно приходится ждать, т. к. спуск разрешен по одному человеку, и пока он не скатится, следующего не пускают. В общем, платить за постоянное право пользоваться «своим» кругом я принципиально не стал. Хотя в первый день отдыха деньги, конечно, на это были. Но таков был мой протест против дополнительного денежного вымогательства с посетителей аквапарка. Мы были в аквапарке с 10 до 14 часов, поэтому, несмотря на очереди, все равно успели накататься вдоволь.

Вот, что значит разгар сезона, поехали бы ближе к концу отдыха, несомненно, попали бы в пустой аквапарк.

По дороге обратно (ну и туда тоже) проезжали какой-то нереально высокий мост, метров 100 наверно высота ущелья. Ничего так, дух захватывает, жаль там остановиться нельзя, чтобы выйти и вниз посмотреть. Дорога двухполосная, остановка запрещена.
Первый раз в море мы искупались только вечером после ужина. Странно, но как-то не очень-то хотелось, и эйфории особой не было. Купались на центральном пляже поселка в первый и последний раз. Не смотря на то, что время было уже достаточно позднее для купания, народу на пляже всё равно было много. Поэтому мы сразу решили, что в дальнейшем купаться будем ходить (или ездить) куда-нибудь подальше. Впрочем, мы это решили еще до отъезда, именно поэтому и взяли с собой велосипеды. О том, что пляж в Вардане сейчас узкий и то, что много народу отдыхает в августе, нам было известно заранее.

2 день – 21.08.2009

Выспавшись, позавтракав, мы отправились искать пустынные места на пляже. Стоит сказать, что питались мы тоже во дворе дома, там у хозяина организована столовая, готовят профессиональные повара по-домашнему, вполне вкусно и съедобно. Пока рядом с нами жила детская группа, и было кого кормить, мы тоже первые пять дней ели прямо в своем дворе. Весьма удобно, что не нужно никуда ходить. По деньгам тоже доступно. Цены такие же, как в любой поселковой столовой.

Знавал я в Вардане еще с 2006 года один пустынный пляж, который находится как раз с той стороны поселка, где наш дом стоял. Надо было только через гору перейти (в нашем случае переехать) и спуститься по бетонному серпантину вниз. Дорога эта по расстоянию чуть дальше (1 км), чем до центрального пляжа (700 м), но зато народу там в разы меньше. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что этого пляжа практически нет. Море его основательно подмыло и теперь касается волнами дамбы. Зайти в воду конечно можно, ибо там ёжики бетонные накиданы, чтобы окончательно берег не размыло, но галечной поверхности нет. Загорать негде. Велики мы уже пристегнули к перилам моста, и решили пойти пешком дальше вдоль берега по дамбе, искать место, где вода отступает. Впереди метров через 200 нас ждал (точнее — не ждал) закрытый пляж пансионата Шексна. При желании там конечно можно через забор перелезть, но нарываться на неприятности не хотелось, поэтому мы пошли дальше вдоль железной дороги, чтобы пройти этот пляж, длина которого еще метров 300. А вот за ним нас поджидало райское местечко.

Это пустынное место, а длина его около 1 км, зажато между двумя закрытыми пляжами: пансионата «Шексна» и детского лагеря «Восход». Море чистейшее, правда, день был ветреный, это немного подпортило впечатления.

Но зато теперь мы знали, куда можно ходить загорать и купаться в чистой воде. Конечно, добираться туда было весьма проблематично, так как на великах можно было проехать только половину пути, а потом метров 700 нужно было пешком идти по дамбе, затем вдоль ЖД путей по камням и спускаться вниз. Но это нас не пугало, к тому же, мы планировали поискать и другие пустынные места побережья.

Вечером этого же дня мы всё-таки попали в Шексну, пляж которой дважды миновали днем. Дело в том, что там концерт проходил, на котором я должен был и хотел присутствовать. Не буду объяснять почему, лучше напишу о том, как оно там в Шексне.

Это один из самых крутых пансионатов Сочинского побережья. Мне доводилось там и ранее бывать в 2001-м и 2002-м годах на выступлениях команды КВН «Утомленные солнцем». Были там раньше и концерты различных звезд эстрады, и юмористов. Причем купить билет и прийти на концерт мог любой желающий, не обязательно гость пансионата. Сейчас этого нет. Все анимационные программы и концерты теперь проводятся только для тех, кто там отдыхает. У нас было время перед концертом, поэтому удалось прогуляться по ухоженной территории пансионата.

Непрерывно курсирует бесплатный автобус от жилого корпуса к пляжу, хотя идти там метров 600, не больше. А народ всё равно ездит. Может, в этом и есть смысл, ибо пансионат на пригорке, а море, естественно, внизу, т. е. нужно в гору идти с пляжа. Но мы решили пешком пройтись. На территории пансионата прямо на улице в просторном вольере проживает олень.

Его можно покормить с руки, т. е. нельзя конечно, но всё равно, все кормят. Кругом очень красиво, гуляешь как по дендрарию, кругом цветы, редкие породы деревьев, всё ухожено, подстрижено, убрано. Видна работа ландшафтного дизайнера.

Кстати, попасть в этот пансионат, в принципе, может любой желающий. Там есть услуга — дневное пребывание. Платишь 1000 рублей и весь день пользуешься инфраструктурой пансионата и участвуешь в анимационных программах. Может быть, мы бы этой услугой и воспользовались, но так как у нас была возможность посетить пансионат бесплатно, за деньги вновь туда идти, желания уже не было.

3 день — 22.08.2009

Поиски пустынных пляжей продолжились. Но теперь мы решили изучить берег в другом направлении в сторону Лоо. Выехали на центральный пляж.

Лишний раз убедились, что народу там, как обычно, много, и рванули дальше. Благо в сторону юга можно спокойно на велосипедах ехать, т. к. там бурными темпами к Олимпиаде 2014 года ведется строительство второй ЖД колеи.

А вдоль нее проходит временная служебная грунтовая автодорога для техники. Работы в сезон не ведутся, чтобы не мешать отдыхающим, поэтому можно смело по этой грунтовке ехать, как по Бродвею. Многие любители уединенного отдыха по этой же дороге пешком ходят подальше от центрального пляжа. Там есть несколько диких мест, можно остановиться, где уже никого нет. Но наши там уже наследили.

А можно проехать еще чуть дальше и оказаться на платформе «Лесная» — это следующая после Вардане остановка электричек, единственная между Вардане и Лоо. Там тоже пляж есть достаточно большой и немноголюдный.

Часть территории пляжа занимает лагерь «Сокол», всё остальное пространство открыто для общего доступа. Место тем хорошо, что тут и пляжная цивилизация появляется, и в то же время народу не много. Там кроме «Сокола» близко к морю разместиться негде. Ближайший поселок Нижняя Хобза находится в 1,5 км от этого пляжа. Поэтому мало кто из отдыхающих там останавливается, ходить на море далековато. А зря! Лучше 1,5 км пройти и оказаться на пляже возле Лесной, чем жить в Вардане и посещать центральный пляж. А те, кто из Вардане ходит в поисках пустынных пляжей, порой еще большее расстояние преодолевают.

В этот же день мы немного прогулялись по поселку в компании наших недавних знакомых из поезда. Заодно заглянули к ним в гости. Они тоже в частном доме остановились. Примерно такой же по качеству коттедж, только на другой улице. Впоследствии мы к ним частенько заглядывали. Т. к. из нашего дома вскоре группа уехала, почти никого не осталось, пообщаться особо было не с кем. Так что в гости ходили охотно.

4 день — 23.08.2009

Ничего особенного то же море, те же пляжи.

5 день — 24.08.2009

Поиск места под солнцем был продолжен. В этот день мы решили по трассе проехать в сторону Лазаревского, также до следующего поселка, т. е. до следующей остановки электричек. Дело в том, что из Вардане в сторону севера уже проложены 2 ЖД колеи, причем достаточно давно, и там вдоль ЖД на велосипедах никак не проехать, а идти далековато. Решено было по трассе прокатиться. Надо сказать решение не из лучших. Во-первых, трасса петляет, значит, по расстоянию чуть ли не в 2 раза длиннее получается. Во-вторых, там подъем такой неприятный, тягучий. Преодолеть его на велосипеде — нелегкая задача. Поэтому часть пути мы всё равно пешком шли. А потом спуск крутой, всё время на тормозах. Мне там показалось, что педали у велосипеда – это лишняя деталь. В гору проще пешком идти и велосипед рядом с собой тащить, а вниз разгоняешься так, что только успевай притормаживать, крутить педали бессмысленно. Впервые пожалел, что у нас велосипеды были типа «синглспид», наша родная «Кама», но зато складные. И на третью полку в поезде, и в багажник любого легкового автомобиля запросто влезают.

Спустились мы с трассы к морю в районе ЖД платформы «Совхоз». Как я уже писал ранее, слева там пляж детского лагеря «Восход», а справа можно загорать.

Там в море на небольшом удалении поставлены бетонные блоки типа волнорезов. С них можно попрыгать, в воду понырять. Полетели!

Больше мы на этот пляж на велосипедах не ездили. Трудно, долго и опасно.

6 день — 25.08.2009

С нашего дома группа уезжала домой. Мы их проводили на станцию Лоо и остались там ненадолго. Пляж в Лоо огромный, и вся безумная масса отдыхающих на берегу растворяется. Всегда есть, где полежать, позагорать, сколько бы ни было народу.

Можно с пирса понырять. Высота — метра 4. Во время прыжка реально фазу полета чувствуешь, как твое тело в воздухе разгоняется, ударяется об воду и уходит в глубину. Обратно на пирс забраться крайне тяжело, что немного портит удовольствие от прыжков. Поцарапаться можно нешуточно или удариться, пока обратно залезаешь, а через берег далеко вновь на пирс выходить.

Уже чувствовался закат сезона, и народу с каждым днем становилось всё меньше.

В Вардане есть одно местечко на центральном пляже. Он там сужается практически в ноль, море близко подступает и дамбу облизывает. Загорать негде. Но сесть на дамбу можно, свесив ноги в воду.

Несколько раз мы там купались, когда неохота было далеко ехать, или времени на купание мало оставалось. Там тоже метров 100 пустого морского пространства. Пляжа нет, следовательно, людей тоже нет, а заход в море вполне комфортный, мелкая галька, и глубина постепенно увеличивается.

Возвращаться домой под вечер чертовски не хотелось, дом опустел, люди уехали. Питались мы с этого дня в обычной поселковой столовой, т.к. ради нас двоих, содержать поваров в нашем доме хозяин, конечно же, не стал. Оставалось еще человек 5 отдыхающих, но они сами как-то питались. Поэтому, ради ужина, тоже домой идти не надо было.

В поисках какого-либо интересного занятия забрели мы с сыном на школьный двор. Там есть одна поселковая школа. Вокруг нее нехилая такая спортплощадка. Есть футбольное поле с травкой (частично вытоптанной у ворот) и баскетбольная площадка: асфальтовое покрытие и 2 кольца. Для волейбола тоже площадка есть, но только без сетки. Погоняли с местной детворой мяч. Правда, потом выяснилось, что только половина из них местные, остальные такие же как мы — отдыхающие. Что ж, такое времяпрепровождение нам очень даже понравилось, и мы стали наведываться на спортплощадку каждый день. Взрослая отдыхающая публика тоже к нашим играм периодически присоединялась.

Сынуля мой сам себе купил баскетбольный мяч. Где только деньги взял, удивляюсь, вроде не было у него? Он вообще баскетбол любит, а мне больше футбол по душе. Поэтому мы чередовали эти два вида спорта.

Играли и вдвоем, и с местными, и с другими отдыхающими, да со всеми подряд. Проблема одна, постоянная обувь на юге — это сланцы, а играть в спортивные игры всё-таки удобнее в соответствующей обуви, поэтому приходилось заезжать домой, переобуваться. Можно, конечно, и босиком по футбольному полю побегать, но тогда соперник твой будет априори сильнее и техничнее.

7 день — 26.08.2009

Сходили на пляж после заката, посмотрели на лунную дорожку. Больше ничего особенного, кроме того, что в режиме ночной съемки луна наглядно показала нам, что нужно брать с собой в Сочи.

8 день — 27.08.2009

Экскурсия на Барановские корытА. Это на реке Восточный Дагомыс в сторону Сочи, сразу за Дагомысом налево в горы. Ехать чуть больше часа. Красивое место, рекомендую посетить.

Мы организованно с группой ездили, с нашими друзьями из поезда. Там небольшой пикничок, волейбол и купание в горной реке. Вокруг реки скалы образуют достаточно большую и очень глубокую лагуну. Как я не старался, ныряя с трехметровой высоты, дна так и не достал.

Но нанырялся вдоволь. И вообще, здорово там время провели. Кстати, имейте в виду, местные жители тоже там любят отдыхать, поэтому, если соберетесь туда на экскурсию, не надо ехать в выходной день. Местных будет полно. Для них это своеобразный выезд на природу и на водоём, ибо в море они практически не купаются, предпочитают горные речки. Так что лучше в будний день, чтобы посвободнее было.

9 день — 28.08.2009

Снова поехали (а потом пошли) на пустынное место между «Шексной» и «Восходом». Купили маску, за 200 рублей всего. Плавали по очереди, любуясь подводными пейзажами.

Еще в центре поселка мы заприметили компьютерный клуб. Там интернет, сетевые игры, все дела, но за компьютером я и дома могу посидеть, поэтому заходить не стали.

10 день — 29.08.2009

Пожалуй, этот день выдался самым богатым на впечатления. По обе стороны дороги из центра Вардане на пляж идет бойкая торговля. Продают всё. Фрукты, орехи, чай, чурчхелу, кукурузу, чебуреки, вино, молочные коктейли, сувениры и мн.мн. др. Среди прочих торговых точек работают концертные кассы, в которых можно приобрести билеты на выступления отечественных звезд эстрады. Их концерты практические ежедневно проходят в ДК «Фестивальный» в Сочи.

Билеты продаются по номиналу, но только с доставкой, на этом, собственно, они и зарабатывают. Стоимость доставки вполне приемлемая, дороже, чем на маршрутке, но намного дешевле, чем на такси. К тому же, после концерта поздно вечером самостоятельно добраться до Вардане общественным транспортом весьма затруднительно.

Но на концерты нашей попсы мы идти не собирались. А вот ежегодный «Летний кубок КВН» — совсем другое дело! В первый же день нашего отдыха, проходя мимо Варданских касс, я поинтересовался, когда будет игра, и сразу же попросил привезти 2 билета. Их привезли дня через 3. Стоимость — 1200 рублей за каждый.

Это из относительно дешевого сектора самые удобные места, т. к. первый ряд в этом секторе, и практически по центру. Есть и дороже, и дешевле.

В 16:00 за нами пришел автобус. Hyundai на 40 с лишним мест, с кондиционером, как полагается. Он стартовал в Головинке, далее через Вардане, Лоо Дагомыс взял курс на Сочи. Основная масса подсела в автобус в Дагомысе возле одноименного пансионата. Высотка, этажей 30, похожая на треногу, в Дагомысе его отовсюду видно. Публика там мажористая донельзя. Видно и по одежде, и по разговорам, и по тому, сколько мы ждали, пока они все соберутся. Из-за них, в общем-то, мы так рано и выехали. Из Вардане езды до центра Сочи, от силы, час. Начало КВН в 19:00. Мы выехали за 3 часа. Но не только в этом дело. Кто эфир по телевизору видел, наверняка помнит, что в зале был Медведев, а это значит, что он был в городе, а в городе были пробки. В Сочи дорога шире 2 полос — это редкость, поэтому пробки в сезон там и без слуг народа имеются, а тут совершенно особый случай. Путин тоже был в Сочи, но на игру не приходил. Поразительно, но мы на удивление быстро доехали, только остановиться возле «Фестивального» и высадить пассажиров, водителю автобуса гаишники не разрешили. Пришлось подальше немного проехать, но это даже к лучшему, т. к. время было, и мы с удовольствием прогулялись по городу.

Начало мероприятия затянули на 50 минут. Видимо, президент долго стеснялся войти в зал. Но как только он занял свое место, сразу же зазвучала приветственная музыка. КВН порадовал! Играли «Утомленные солнцем», «Уездный город» и «Максимум».

Да, вы всё сами видели по телевизору, поэтому долго рассказывать не буду. Команды классные, с нынешними не сравнить, ну, и вживую всё смотрится поинтереснее. В 1997 году я уже бывал на Летнем кубке здесь же. Тогда Харьков и Дагестан играли. Больше как-то по срокам мой отдых не совпадал с записью КВН, поэтому это был лишь второй мой визит в ДК «Фестивальный», но сходить на игру мне хотелось каждый год. Кстати, оба раза в телеэкран я так и не попал. Не захватывает кран с камерой сектора, расположенные за центральным проходом.

Вернулись без происшествий по тому же маршруту.

К концу отдыха до нас вдруг дошло, что добираться на пустынные пляжи можно на электричке. Всё благодаря нашим дорожным друзьям. Им тоже захотелось искупаться в чистом море.

Велосипедов у них не было, поэтому, изучив расписание электропоездов, мы решили проехать этим видом транспорта одну остановку до «Совхоза». До обратной электрички было примерно 2 часа, а этого вполне достаточно, чтобы пару раз искупаться, позагорать и обсохнуть. Вот он самый правильный способ посещения пустынных пляжей! Как мы раньше до него не додумались?! Ведь до платформы «Вардане» можно на великах доехать, там их пристегнуть, и вперед на электричку. 3 минуты, и мы на месте. В сторону «Лесной» тоже есть 2 электрички с интервалом в 2 часа. Т. е. куда хочешь, туда и едешь.

Дни 12–14 — 31.08., 01.09, 02.09.2009

На всю катушку испытали новый способ катания на электричках. Ездили до Совхоза, Лесной, Лоо и даже до Горного воздуха, хотя, в эти дни уже и центральный пляж Вардане изрядно опустел. Территория детского лагеря «Восход» перестала быть закрытой. Дети разъехались по домам. Ну, полное раздолье!

Вечерами, как и прежде, мы посещали школьный стадион, но начался учебный год, и местная детвора перестала играть, а отдыхающих становилось всё меньше. Но, ничего, мы и вдвоем можем.

15 день — 03.09.2009

Поезд теперь уходит рано. Отправление из Лоо примерно в 11:00 утра. Загрузились мы всё в тот же УАЗик, правда, уже с крышей. Ибо сезон закончился, на Джипинг заказов больше не было, поэтому машина приняла свой первоначальный вид. Вышли в Лоо, попрощались с хозяином нашего дома, поблагодарили его за гостеприимство и… пошли купаться. Это традиция. Я всегда перед отъездом купаюсь, прощаюсь с морем. Пусть после моря сразу в поезд, и соль на коже выступает, но за три дня, как ни крути, в поезде всё равно грязным становишься, так что это не страшно. А станция Лоо всего в 100 метрах от моря, прямо на пляже. Я именно поэтому в Лоо не отдыхаю, т. к. близость вокзала постоянно чувствуется. По одному подземному переходу, который под ЖД путями проходит, там и отдыхающие на пляж с матрасами идут, и тут же пассажиры с чемоданами на поезд или с поезда.

Обратный проезд
Всё то же самое, но только Ростов теперь ночью, а Казань днем. Красивый город! Даже из окон поезда. Всё хочу туда съездить на несколько дней.

Эпилог

Спустя полгода мои знакомые побывали в Вардане под Новый год. Вторую ЖД колею там продолжают строить. Проблема в том, что для нее нужен второй мост над речкой Буу, его тоже возводить надо. Так что, вряд ли в этом году до Лоо будет проложена полноценная двусторонняя ЖД. А дальше там снова 1 колея и в Горном воздухе, и в Уч-Дере, и таких мест вдоль побережья еще хватает. Отсюда сложности, связанные со встречным разъездом поездов, отсюда и их опоздания, и дефицит электропоездов (коих за сутки всего 5 проходит в каждую сторону), и ограничения по количеству вагонов в составе. Там товарные поезда курсируют с тем же количеством вагонов, что и пассажирские, иначе станционных путей, где возможен разъезд, для них не хватит. Но зато при строительстве ЖД применяют технологию, которая называется «бархатный путь».

Стыки рельсов сварены между собой, поэтому стука колес не слышно.

Сразу за центральным пляжем насыпали булыжников, обещали нормальный бетонный волнорез построить, как нам местные рассказывали, но пока только булыжники. Огромные такие валуны. Есть небольшая вероятность, что во время шторма к берегу, т. е. к этим булыжникам, из глубин морских прибьет гальку, и пляж станет хоть чуть-чуть шире. Как оказалось, волнорезы влияют на ширину пляжей, ибо разбивая волны, они не дают им подмывать берег. А ближайший к Вардане волнорез находится в Шексне, и там воочию можно убедиться, какой ширины может быть пляж, если его грамотно спланировать. Примерно так это выглядит.

Фото из поезда на подъезде к Лазаревскому. Кстати, вдалеке видно автодорожный мост, по которому мы в первый день в аквапарк ехали.